Самые важные тексты и срочные новости от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться

Театральная площадь «Круга»

Фото: Петр Воронцов для ТД

12 февраля начинается фестиваль особого театра «Протеатр. Международные встречи». Один из его организаторов — инклюзивный театр «Круг». «Такие дела» поговорили с его актерами о том, как театр изменил их жизнь

Инклюзивная театральная студия «Круг» существует уже более 10 лет. В составе театра около 40 человек. Среди них люди с ДЦП, аутизмом, шизофренией, соматическими и генетическими заболеваниями. Все спектакли театра — пластические. Для режиссера театра Натальи Поповой ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) актеров не являются препятствием. Наоборот, театр использует их как средство выразительности.

Для актеров невербальность —  уникальный способ выразить себя, быть открытыми и говорить со зрителями на своем универсальном языке, который каждый может трактовать по-своему. Педагоги и ассистенты театра работают с телом, психикой и интеллектом одновременно. Как социальный театр, «Круг» занимается интеграцией людей с ограниченными возможностями в культуру, но для актеров без какого-то диагноза «Круг» — это возможность по-новому осмыслить и понять себя.

Вика

Я училась на переводчика, жила себе и не тужила со своим левым полушарием. Меня позвали как переводчика в лагерь «Круг». Меня поначалу очень удивило соединение людей с высоким уровнем интеллектуального, культурного, духовного развития и людей с  ограниченными возможностями здоровья. Несколько лет у меня ушло на то, чтобы понять, что такое «паритетное взаимодействие» — это вхождение людей с ограниченными возможностями в доминирующую культуру, при этом доминирующая культура не выступает  «благодетельницей». «Круг» ищет такие основания, на которых субкультура людей с ограниченными возможностями давала бы доминирующей культуре что-то, чего в ней без таких людей нет. И мне кажется, что года через три или четыре занятий в «Круге» я смогла довериться этой идее. Я чувствую, что мне интересно быть здесь с этими людьми.

Слева: Вика во время поддержки на репетиции. Справа: Вика участвует в контактной импровизации. Спектакль театра «Круг» «Истории об очень симпатичных, или пространство доверия»
Фото: Петр Воронцов для ТД

И еще для меня очень важно понимание взаимоотношений внутри театра. У меня проблемы с чувствительностью. Проще говоря, до «Круга» я могла не чувствовать, что мне холодно, или не чувствовать своей усталости. У нас в театре на занятиях и репетициях много внимания уделяется тому, чтобы мы учились чувствовать свое тело и входить с ним в диалог. Для меня это важно, но для людей с ОВЗ это еще важнее. В конце концов, если у человека нет справки или установленного диагноза, это не значит, что он здоров. Мы все очень оторваны от своего тела. У ребят с ОВЗ все немного серьезнее, потому что они часто не ориентируются на вербальные посылы, а контакт с телом обеспечивает их безопасность. Задача режиссера здесь в том, чтобы сделать так, чтобы тело человека с ОВЗ научилось само себя оберегать. У нас много специальных разминок, где мы учимся слышать свое тело, потому что оно с нами часто говорит нерационально. И когда я учусь слышать свое тело, оно начинает понимать, что я даю ему возможность говорить, что огромное количество информации, которую я привыкла обрабатывать мозгом, можно обрабатывать телом.

Саша

Я в театре уже 13 лет. Я сначала не ездил сюда один. (Раньше Саша ездил на репетиции театра с няней). Я боялся, что может случиться какая-то неприятность, но потом мне захотелось стать самостоятельным, и я начал ездить один. У меня изменился характер. Сегодня мы делали разминку. Я сначала помогал размяться Коле Голышеву. Я сначала надавливаю ему на спину тихонько, потом уже сильнее, чтобы не было больно. Но в жизни с людьми я по-другому разговариваю. Нужно нежно разговаривать. Если ко мне кто-то подходит на улице и говорит просто так: «А можно к Вам обратиться?» — то я говорю: «Господь Бог хранит. С Богом, ради Христа». «Понятно!» —мне так ответили. Я это придумал, чтобы на меня никто не напал, а такое может быть.

Слева: Саша на репетиции во время контактной импровизации с Яной. Справа: Саша и Яна выполняют контактную импровизацию. Спектакль «Истории об очень симпатичных, или пространство доверия»
Фото: Петр Воронцов для ТД

Наталья Тимофеевна — режиссер, а мы актеры. Она меня научила доверять моей партнерше Яне. Когда мы с ней танцуем, я радуюсь. Вначале я подхожу. Мы встретились с Яной. Сначала — шажок левой ножкой. Вот так. Потом возвращаюсь назад вместе с Яной, потом назад — шажок правой ножкой. И дальше — вот та-ак. Это называется — дуэт.

Яна

Я очень рано узнала, что люди бывают разные. В восемь лет я пришла в театральную студию «Пиано», где играли глухие дети. Сейчас я уже думаю, что когда ребенок в таком возрасте попадает в другое пространство, для него нет шока по поводу того, что окружающие его люди сильно от него отличаются. Потом я выросла и стала там работать и как актриса, потом уже как педагог. Для меня не было барьера в принципе. Наверное, благодаря тому, что я много работала с телесностью, для меня этот способ взаимодействия с людьми — естественный.

Слева: Яна — крайняя слева , одна из сцен в спектакле «Истории об очень симпатичных, или пространство доверия». Справа: Саша с Яной во время репетиции
Фото: Петр Воронцов для ТД

Когда я пришла в «Круг», я поняла, что здесь разговаривают на таком языке, который  я люблю. Тут единственное, что требуется от человека — пусть без какой-то специальной телесной подготовки — это слушать и доверять в первую очередь. Я понимаю, что, когда мы с Сашей импровизируем, я ему даю что-то, но и он мне дает тоже очень много. Здесь нет четкого распределения ролей «наставник — ученик». Это бесценный опыт обогащения. Я всегда смотрела на Сашу как на равного. У меня есть свои способы выразительности, которые я могу ему предложить, но это не значит, что нам не надо с ним научиться слышать друг друга. Нам надо вместе проделать очень много одинаковой работы, а это объединяет: мы начинаем друг друга исследовать, мы от импровизации к импровизации понимаем друг друга все лучше и лучше. Он ко мне привыкает, я к нему привыкаю. Я понимаю, что могу ему довериться, отдать вес, он может меня подхватить — я могу на него опереться физически. Это очень просто, но когда ты каждый день проделываешь эту простую работу, она складывается во что-то большее. Здесь нет никаких секретов. Есть техники, есть упражнения.

Я понимаю, что для Саши это все очень важно. В общем, для всех людей, и для Саши тоже, очень важна тактильность, эта чувствительность. Он ведь не только себя мне открывает, он же себя и себе открывает. Процессы, которые происходят у меня и у него, очень похожи. То есть мы делаем одно и то же, просто немножко под разным углом, но никто из нас не является просто потребителем. Это обмен, и это самое важное. Потому что иначе нам бы, наверное, не хотелось  этим заниматься.

Клава

(Про Клаву рассказывает Вика) Людей с синдромом Дауна все любят, потому что они очень эмоциональные, солнечные и яркие, активные и веселые,  а на самом деле это из-за незрелости систем — нервной, и про телесность это тоже можно сказать. Когда дети еще маленькие, они очень гибкие. У людей с синдромом Дауна так всегда. Для них не проблема сесть на шпагат, но вот удерживаться долгое время в одном состоянии ей уже тяжело. Поэтому Наталья говорит, что мы не с проблемой работаем, а с ресурсом.  И с тем, что нужно сбалансировать систему, какая бы она ни была. Потому что человек — это взаимосвязанная система.

Справа: Саша и Клава во время репетиции Слева: Сцена из спектакля «Истории об очень симпатичных, или пространство доверия»
Фото: Петр Воронцов для ТД

Клава пришла в «Круг» года четыре назад. И в какой-то момент она научилась заявлять о своей позиции. И это не от характера, а от того, что она вдруг открыла для себя новую опцию существования и взаимодействия и научилась говорить: «Не хочу!» или «Не буду!» — или «А у меня все правильно!» — или «А почему?»  Раньше она просто либо делала, либо не делала, у нее не было никакого сопротивления, когда она пришла.

Лена

Это очень важно, когда  вдруг ребенок вдруг чувствует, что рука — это, например, то, что запрещает говорить.  Или рука — это то, что отражает внутреннее состояние — нежелание смотреть, нежелание видеть. То есть рука осмысляет состояние и может выразить чувства внутри. 

Слева: Яна и Лена во время репетиции. Справа: сцена из спектакля «Истории об очень симпатичных, или пространство доверия»
Фото: Петр Воронцов для ТД

Что такое культура? Это возможность что-то осмыслить. Вот ребята  с помощью тела учатся понимать, что ты им говоришь. Когда они используют тело как инструмент, через который могут себя осмыслить, они становятся частью культуры.

Я в «Круге» уже 12 лет. У нас был очень интересный опыт, когда мы ездили в Череповец. Там была девочка, которая перенесла несколько операций, она была на коляске, и мы  с ней разминались, импровизировали, я в принципе чувствую ее удивление, что я прикасаюсь к ней не как к объекту. И это достаточно страшно. А здесь — действительно, когда ты относишься как к субъекту, к которому ты обращаешься, который тебе может что-то сказать, коммуницируешь. Это такое удивление — надо же! Тело человеку дано не только для того, чтобы стулья таскать.

Посмотреть спектакль «Истории об очень симпатичных, или пространство доверия» можно будет 14 декабря в Центре имени Вс. Мейерхольда.

Спасибо, что дочитали до конца!

На «Таких делах» мы пишем о социальных проблемах, чтобы привлечь к ним внимание. Мы верим, что осознание – это первый шаг к решению проблем общества.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Небольшие, но регулярные пожертвования от многих людей позволят нам продолжать работать, оплачивать командировки и гонорары авторов, развивать сайт.

Пожертвовав 100 рублей, вы поддержите «Такие дела». Это займет не больше минуты. Спасибо!

ПОДДЕРЖать

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Помогаем

Не разлей вода Собрано 1 139 202 r Нужно 1 188 410 r
Мадина Собрано 2 488 312 r Нужно 2 727 604 r
Учить нельзя отказать. Поставьте запятую Собрано 1 008 666 r Нужно 1 898 320 r
Ремонт в Сосновке
Ремонт в Сосновке
Узнать о проекте
Собрано 701 751 r Нужно 1 331 719 r
Консультационная служба для бездомных Собрано 218 575 r Нужно 1 300 660 r
Помощь детям, проходящим лучевую терапию Собрано 420 894 r Нужно 2 622 000 r
Службы помощи людям с БАС Собрано 1 223 076 r Нужно 7 970 975 r
Дом Фрупполо: детская паллиативная служба Собрано 331 374 r Нужно 3 555 516 r
Всего собрано
595 073 431 R
Все отчеты
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: