«Такие дела» поговорили с детьми, растущими одновременно с появлением законов и законопроектов о декриминализации побоев в семье, запрете абортов и защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию. Почти все дети, ответившие на наши вопросы, считают себя феминистами.
***
Матвей, шестой класс
Если речь о переносе мешков с цементом, то для этой работы, наверное, лучше быть мужчиной. А вот в творческих профессиях талант встречается одинаково часто у женщин и мужчин. Но писатели всегда были мужчины, историки — мужчины. Пойди, например, найди греческого историка-женщину! Женщины потом начали писать, но долго не принято было.
многое бы изменилось, если открутить голову тем, кто говорит, что женщины не умеют водить
МатвейИллюстрация: Рита Черепанова для ТД
Чтобы изменить что-то в обществе, нужно много времени, очень много денег и много активных людей. Если найдутся люди, которые прям очень круто возьмутся за это, люди-гиганты, активисты, то процесс ускорится. Можно пошутить на эту тему? Думаю, многое бы изменилось, если открутить голову тем, кто говорит, что женщины не умеют водить: «слабый пол», «блондинка за рулем», — бесят меня такие выражения.
Феминизм — это стремление убрать разницу, увеличить права женщин. Но феминизм тоже должен быть умеренный: надо бороться с умом, а не тратить силы на ерунду. По-моему, довольно бессмысленно употреблять слова типа авторка-редакторка. Как русский язык сложился, так и есть, резкие движения тут ни к чему. Хотя… может, это та мелочь, которая нужна, чтобы начать изменения. Есть же пианисты и пианистки, может, и авторки будут.
В живую я феминистов… феминисток… феминизма не видел никогда. Но я уверен: есть много людей, которым не объяснили в детстве, что все люди равны, а неравноправие — это неправильно. И им пригодилось бы об этом почитать. Хотя не понимать равноправие может быть выгодно. И мужчине, чтобы было больше власти, и даже женщине: «Пожалейте меня, я такая слабая».
феминизм тоже должен быть умеренный: надо бороться с умом, а не тратить силы на ерунду
Настя, третий класс
Пока я вижу такую разницу между мальчиками и девочками: девочки на переменах читают, а мальчики играют, бегают, сидят в телефонах. Еще мальчики иногда болтают на уроке, а девочки лучше учатся, вот я одна из двух лучших учениц в классе.
Потом, когда все вырастают, разница уже другая: мужчина может что-то починить, а женщина — помочь ему. Если женщина живет одна, она позовет кого-то помочь починить что-то, сами они часто не могут. У нас папа или дедушка обычно чинят.
Я хочу стать писателем. Писатель — это профессия для кого угодно, и для женщин, и для мужчин. Хотя книжки в основном пишут мужчины. Но мою любимую книжку, например, — «Гарри Поттера» — написала женщина, хоть и о мальчике!
Учителей-мужчин у нас нет, но это просто такое совпадение, в других классах есть. Наверное, учитель — это более женская профессия. Учить, воспитывать — это женское. Даже в семье больше воспитывает мама, чем папа, потому что папа работает больше. А мама может работать дома, писать книжки, например.
Рита, седьмой класс
У нас в классе девочки и мальчики всегда были на равных, и различия бывают только на физкультуре, но это естественно: по физической силе. Бывают мальчики нежные, бывают девочки жесткие. То же самое и в работе: бывают специальности, в которых нужна кропотливая женская рука или мужская жесткость, но посмотрите, например, какое количество мужчин сейчас вяжет!
Я иногда слышу такие вещи, как «ноешь как баба», «дерешься как девчонка», но мне кажется, что люди говорят их на автомате, не задумываясь, и используют те выражения, которые с детства слышат. Тем временем «мужиииииик!» — это похвала, а не ругательство.
Еще один стереотип — женщины больше понимают про детей, и это распространяется даже на женщин, у которых нет детей. Если мой брат, у которого нет детей, захочет быть учителем, то все удивятся. А вот если у женщины нет детей, но она учительница, никто не удивляется. Есть же слово англичанка, как училка, а англичанин — это житель Англии. У нас, кстати, сейчас вместо англичанки — англичанин, и нам всем нравится больше, чем предыдущая учительница.
Сейчас наше общество как бы в середине пути: женщина не только сидит дома с детьми, но и полного освобождения женщин от работы по дому пока не произошло. И, сдается мне, что прежде всего в нашем обществе надо было бы сократить разрыв между разными слоями общества, богатыми и бедными, исправить ситуацию, в которой один человек получает все, а другой работает всю жизнь и не получает ничего.
Илья, шестой класс
ИльяИллюстрация: Рита Черепанова для ТД
Профессий, где важен пол, мало. Физическая натура и тело женщины не приспособлены для шахтерства или, чтобы быть рабочим, например. Хотя женщины тоже таскают тяжести — ребенка, например, но для этого есть специальные приспособления, это не так тяжело, как мешки цемента. А мужчины, например, не все такие нежные, чтобы быть нянькой или классным руководителем, не так хорошо общаются с детьми.
Насчет интеллектуальной работы нет такого разделения. Нельзя сравнивать мозг женщины и мужчины, он одинаковый, просто у кого-то хорошо развивается, а у кого-то плохо: люди же все разные. И вот пол, мне кажется, придумали, чтобы с виду отличать людей. Но это тоже фигово работает — в первом классе у нас была девочка, которая не играла в куклы, дралась, бегала, как мы. И был один мальчик, который ненавидел девочек и сразу начинал их бить, но мы постоянно пытались остановить его и урезонить.
Дуня, шестой класс
В школе мальчики и девочки все вместе делают, пилят, строгают и вяжут, гуляют, на занятия ходят. Мне кажется, мы равноправны, но девочки более чувственные, а мальчики изображают, что никогда не плачут, такие более мужественные.
у девочек больше прав, так как мальчики не могут бить девочек
Может, разве что, в футболе вот… но женщина может стать футболисткой! Это непросто, но можно. Я не вижу, например, характерно женских профессий: бывают профессии, в которых просто больше участвуют женщины, но мужчины тоже могут подключиться, если захотят.
ДуняИллюстрация: Рита Черепанова для ТД
Некоторые мальчики даже говорят, что так нечестно: у девочек больше прав, так как мальчики не могут бить девочек, иначе их начнут ругать. Это действительно несколько несправедливо: не все девочки такие хиленькие и слабенькие. Девочка может ударить его в ответ, а он ее нет. Его поведут к директору, а ей скажут: «Ну что ж такое, ты же девочка». И это слегка унизительно.
Однажды нам дали домашнее задание — написать биографию себя как писателя. Я не смогла вспомнить никого, мы ни одной женщины-то по литературе не проходили. Я попросила поменять задание, и мне разрешили выдумать биографию писателя. Я придумала мужчину. До какого-то момента у женщин было мало прав, они меньше могли учиться, и вот, и не писали книжек. Скульпторы и художники были тоже в основном мужчины. Талант тут не при чем: это тоже от недостатка образования.
Ира, пятый класс
Моя старшая сестра — феминистка. Она считает, что у женщин права должны быть, как у мужчин, и все. Но тот факт, что это надо специально проговаривать — это, конечно, вопрос истории человечества. У мужчин всегда было больше прав, кроме, может, Древнего Египта. Отсюда и борьба за права женщин. Женщины должны как бы догнать в этом плане мужчин, что ли.
У мужчин всегда было больше прав, кроме, может, Древнего Египта
Я недавно читала книжку про викторианскую Англию, вот уж где стереотипы были сильны, и если их кто-то ломал, все очень жестко считали это неприемлемым, отворачивались. А сейчас люди стараются уважать чужое мнение, понять друг друга, осознают, что не обязательно твоя точка зрения — единственно верная. Так что мы движемся в правильном направлении (ну, кроме политики, конечно).
ИраИллюстрация: Рита Черепанова для ТД
Существует, например, глупый стереотип, что гуманитарии, филологи — в основном женщины. А мальчики — математики, естественники. Но это же глупо, ведь не все девочки любят читать, и не все мальчики математики. Просто, наверное, есть перекос: много женщин-гуманитариев, вот и стереотип получился.
Опять же, сложно представить себе женщину-кузнеца. Ну то есть представить-то можно, но это очень не женственная женщина получается. Хотя вот всякие стереотипы про голубое-розовое, женщин на кухне, они мне неприятны. Вообще, когда человек говорит, что «женщина должна», я с ним, конечно, продолжаю общаться, но это я часто так: продолжаю нормально разговаривать с теми, кто мне неприятен.
Я бы не сказала, что мужчинам сейчас лучше, чем женщинам. Стремясь улучшить права женщин, мы ущемляем мужчин. В этом вопросе трудно найти золотую середину. И ведь думая о феминизме, многие представляют себе сплошных протестующих женщин. Это неправда: за права женщин борются и мужчины тоже. Большая часть мальчиков в моем окружении, конечно, до этого не доросли пока, но такие есть. А еще есть родители, которые это не объяснили детям, поэтому некоторым книжка о феминизме нужна, да.
Отрывок из книги «Что мы празднуем 8 марта»
Футляры для девочек и футляры для мальчиков
В 2012 году в шведской газете «Дагенс Нюхетер» писали о родителях Саши и Никки. Мама с папой отказывались говорить, какого пола их дети, потому что не хотели запирать их в футляры для девочек и для мальчиков. Они хотели, чтобы у ребенка была возможность развиваться и получать равные возможности, независимо от того, мальчик он или девочка. Поэтому они назвали детей так, как могут звать и мальчиков, и девочек, и одевали в одежду, которая не указывала на пол. «Я не могу воспитывать общество, но важно не быть слишком уж вежливым, важно не молчать», — говорит их папа.
Иногда по человеку не очень поймешь, мужчина это или женщина. Тогда часто начинают любопытствовать, просто потому, что обычно принадлежность к тому или иному полу видна сразу. Пол — важная часть самоопределения, о нем трудно не думать.
Имя тоже важно для самоопределения. Но многие имена подходят и девочкам, и мальчикам.
Эллен написала в газету «Хельсингборс Дагблад» вот такое письмо:
«Я девочка, мне 10 лет, у меня короткие волосы и мальчиковая одежда. В магазине я всегда отправляюсь в отдел для мальчиков, потому что одежда для мальчиков гораздо прикольнее.
Наша учительница как-то сказала, что мы должны поделиться на две группы, девочек и мальчиков. Тогда я села посредине!
А когда мы болтали, мальчишки подумали, что я буду с ними, потому что я как мальчик. Девочкам это было нормально, но я и с ними могла поболтать, если хотела.
Я не хочу быть мальчиком или девочкой, я хочу быть самой собой».
«Сорванцы» и «девчонки»
Про «сорванцов» много говорят. А про «девчонок»? Почему, если девочка хочет быть как мальчик, — это нормально, а если мальчик хочет быть как девочка — то нет? И почему девочки хотят быть как мальчики? Наверное, они просто хотят больше свободы. Хотят, чтобы им можно было шуметь, лазать по деревьям, громко смеяться, возиться в грязи…
Когда мальчишки хотят обидеть друг друга, они говорят: «Ты бросаешь мяч, как девчонка.» —«Ты бегаешь, как девчонка».
Что это значит? Что девчонки не умеют далеко бросать мяч или быстро бегать? Что девочкой быть хуже, чем мальчиком? Что все мальчики любят спорт, и у них все получается?
Девочки могут одеваться, как мальчишки, но мальчики, которые выбирают одежду «для девочек», должны обладать известным мужеством. Конечно, есть исключения. Шотландские мужчины носят килт с давних пор — и ничего особенного. Но несколько лет назад килт начали носить шведские столяры. Они обнаружили, что это удобно, и летом не жарко. Ткань не прилегает плотно к телу.
Агнес, 13 лет
«Я ощутила себя бунтовщицей!»
В детстве у Агнес платья были в основном розовые и миленьких цветов. Ей хотелось носить платья, как у других девочек. Но когда она подросла, кое-что изменилось. Старый стиль перестал устраивать Агнес. В третьем классе она решилась.
«По пятницам буду носить галстук!» И я начала покупать одежду в отделе для мальчиков. Мне нравилось, что эта одежда свободная, не так обтягивает. В узкие джинсы, например, влезать нелегко.
Семья Агнес и учителя поддерживали ее. Но иногда в адрес Агнес в школе отпускали замечания.
«Мне говорили: «Девочки же не носят галстуки» — и тому подобное. Я очень злилась, но это только подстегивало меня, и я продолжала. Я чувствовала себя бунтовщицей!»
В шестом классе Агнес поменяла школу. В новой школе оказалось гораздо хуже.
«Народ в новой школе постоянно задирал меня и болтал всякую ерунду. Мне говорили: «Ну и вырядилась, ты что, больная?» Распускали слухи, что у меня и трусы, как у мальчика. Дураки».
Какое-то время Агнес держалась, но в конце концов начала принимать злые комментарии на свой счет.
«В тот семестр я чувствовала себя ужасно. Представляла себе, какая я в глазах остальных — и мне становилось страшно».
Но Агнес поддерживали друзья, родные и куратор. И на Рождество она решилась.
«Я не хотела больше страдать молча. Только услышала что-то обидное — и тут же возразила, поставила слова обидчиков под сомнение. Это сработало. Под конец они утомились и перестали дергать меня».
Агнес до сих пор иногда слышит обидные вещи в свой адрес. Например, вопросы, какого она пола.
«Зачем им это? Не понимаю, почему некоторым так важно знать, какого пола другой человек. Они хотят все разграфить, а я не хочу никаких линий. Я просто хочу быть собой».
Очень важно, считает Агнес, чтобы все могли быть собой.
«Мне не нравятся предписания насчет того, какими должны быть мальчики и девочки. Надо, чтобы человек имел возможность найти свой стиль, не особо заморачиваясь».
И несмотря на затруднения в отделах одежды, Агнес теперь нравится ходить по магазинам.
«Мне наплевать на нормы. Я считаю, что могу покупать, что хочу. В магазинах разные отделы, но я решила не обращать внимания на эти границы».
Сасса Бурегрен, Элин Линделл «Что мы празднуем 8 Марта». Перевод со шведского Елены Тепляшиной. Москва, Albus Corvus, 2017.