Нам всем нужен ликбез по части правильного выхода из неправильной ситуации
Отшумело 26 марта. Отработал свою квартиру популярный страдалец-омоновец Гаврилов. Отволновались родители за своих чад с кроссовками через плечо. Разошелся народ по домам, не переставая обсуждать новый поворот в деле современного российского протеста и возмущаясь действиями полиции.
А ведь тут-то самое главное и началось. Больше тысячи людей оказались распихнутыми по разным ОВД лицом к лицу — нет, не со злыми следователями (хотя и с ними тоже), не с унизительными условиями содержания (но и с ними — разумеется, да), но со своим собственным врагом — незнанием законов. И не только законов, а просто правил поведения в такой вот нештатной ситуации. А поскольку ситуация может для многих в нашей стране вскоре обернуться штатной — согласитесь, ликбез по части правильного выхода из неправильной ситуации не повредит.
И не думайте, что вам это не пригодится. Мамы и папы сотен ребят, ставших жертвами омоновских упражнений на свежем воздухе, еще воскресным утром 26 марта и представить себе не могли, что вечером будут пить валокордин, трястись от ужаса и не знать, куда везти передачи. И можно ли их вообще везти. У моего знакомого сына схватили просто на тротуаре — стоял себе парень с другом, просто стоял, у него даже кроссовок на шее не было. То есть гуляли ребята, дышали воскресными выхлопными газами. И тут из автозака выскочили «двое с конвоем» — хвать парня и в автозак. Это все на видео прекрасно просматривается — кто-то рядом стоял и снимал. В результате юноше дали 12 суток за неповиновение полиции, хотя на записи отлично видно, что он спокойно идет в автозак. Как доказывать? С кем спорить?
Можно, конечно, громко возмущаться и грозить Европейским судом. Только вряд ли кого этим напугаешь, да и пугать — это в другом месте и в другое время. Надо сначала выпутаться. И тут бы не помешало знать, за какие концы веревки дергать. Вот, например, знаете ли вы, что можете стать адвокатом? Не в смысле выучиться на юриста, а выступать в суде, где судят вашего друга, родственника, знакомого или просто кого-то, за кого хочется заступиться? И что это называется «общественный защитник»? И что обвиняемый имеет право требовать у суда назначить себе общественного защитника, у которого, кстати, такие же права, как у профессионального адвоката?
На этот счет просветила меня девушка Катя. У Кати сейчас совсем нет времени — она в качестве общественного защитника помогает жертвам «прогулки по Тверской». Но и Катя ничего об этом не знала, пока не попала в Школу общественного защитника, организованную правозащитной организацией «Русь сидящая».
Катя рассказала мне, что прошла Школу в прошлом году, вскоре после того, как она была организована. У девушки и до этого был изрядный опыт вызволения протестующих из ОВД, но недельные занятия систематизировали уже известное и добавили ранее неизвестного. К 26 марта Катя пришла хорошо подкованной по части прав протестующих и тех, кто намерен их защищать. «Я довольно много знала и раньше — как заполнять бумаги, как вести себя в ОВД, — но в Школе общественного защитника мне многое рассказали на лекциях, и мне сейчас это пригодилось, — говорит Катя. — Мы еще 26 марта проехали по всем ОВД и помогли многим выйти оттуда. В Марфине, например, некоторых удалось освободить даже без протокола. Кое-где, к сожалению, не успели — к вечеру прибыли следователи».
Задержание участника митинга во ВладивостокеФото: Yuri Maltsev/Reuters/PixstreamДорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры, возлюбленные и просто друзья! Конечно же, мы все уверены, что в беде всегда оказываются другие, а наш удел — просто волноваться. Но непременно со счастливым концом. Я не хочу вас разубеждать — хотя бы потому, что я сама уверена в счастливом для всех нас конце. Но ведь и лишние волнения никому не нужны.
Представьте себе: ваш сын или дочь идет на митинг. Уговорить не получилось, идти с ним он не разрешает. Остается сидеть дома, по мере сил обрывая ему телефон, и заходиться в истерике, когда «абонент недоступен». Не для детей — для себя, для своего спокойствия — не пожалейте нескольких вечеров, походите на занятия Школы общественного защитника. Во-первых, там невероятно интересно — вы оказываетесь в центре волнующей криминальной драмы, узнаете множество интереснейших лайфхаков, которые раньше вам могли бы показаться ненужными. Например, вас просветят, что можно и чего нельзя говорить при задержании. Научат находить свидетелей защиты и объяснят, почему они легче идут на контакт с общественным защитником, а не с профессиональным.
Вы с удивлением узнаете, что порой общественный защитник может оказаться полезнее адвоката, потому что если он и дилетант в юридической сфере, то в своей профессии может оказаться докой. Например, известный правозащитник Сергей Шаров-Делоне (который, кстати, читает в Школе общественного защитника лекции) по профессии архитектор. И когда обвиняемым по «Болотному делу» пытались вменить в вину порчу асфальта, ему ничего не стоило разнести это обвинение в пух и прах.
Во-вторых, к концу занятий вы почувствуете себя причастными к одному цеху с Перри Мейсоном и Федором Плевако — оказывается, даже мама-папа-бабушка-дедушка-брат-сестра, чьи свидетельства принимаются с оглядкой на статью 51 — «не свидетельствовать против себя и своих близких», — в случае утверждения их общественными защитниками становятся равноправными адвокатами. А там, глядишь — и перейдете на «ты» с Генри Резником или Генрихом Падвой.
В-третьих — и это главное, — вы спасете себя от мандража, когда ваш малыш отправится протестовать. Нет, все же главное — в-четвертых. Вы, именно вы действительно сможете помочь вашему ребенку-внуку-братишке-сестренке-другу, а не назначенный адвокат, который еще неизвестно под чью дудку будет плясать.
Возможно, у вас нет времени на неделю занятий в Школе общественного защитника — но зато у вас есть блестящая возможность помочь это сделать другим, поддержав Школу рублем. Занятия там бесплатные, но надо платить за аренду, за печать учебных материалов, за лекции профессиональным юристам. Как знать — может, именно ваша копейка в конечном итоге не позволит системе обидеть вашего ребенка, вашего любимого человека или вас лично.
Занятия нового курса Школы будут проходить с 3 по 14 апреля по понедельникам, средам и пятницам с 19:00 до 23:00.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»