Такие дела

Политпросвет

Урок в брянской школе, на котором директор и учительница пытаются обсудить со школьниками деятельность Алексея Навального и политику действующей власти, собрал несколько сотен тысяч просмотров. Может ли учитель навязывать школьникам свои политические взгляды? И что делать, если взгляды учителя и учеников не совпадают?

***

Артем Новиченков

Учитель литературы в школе № 2009; преподаватель НИУ ВШЭ, лектор культурной платформы «Синхронизация», Москва

Артем НовиченковФото: из личного архива

Наше общество очень политизировано, и любое событие мы оцениваем с политической точки зрения. Школа — это то пространство, где учитель должен заниматься своим делом: учить детей, создавать им комфортные условия для получения образования. Только сам ученик может спровоцировать дискуссию на политическую тему, учитель должен оставаться беспристрастным модератором. Не высказывать свое мнение и не говорить о своих взглядах, пока ученики его не спросят. Суть дискуссии не в том, чтобы выяснить, кто прав, а в том, чтобы она была конструктивной и куда-то вела.

На уроках обществознания или истории, где эти вопросы естественно возникают, учитель может катализировать их или нет. Современные школьники более продвинутые, чем мое поколение, которое училось в двухтысячные, и больше интересуется политикой. Учитель должен быть честным, искренним и максимально безоценочным. Ребенок сам понимает, где добро, а где зло. Достаточно показать картинку, не нужно давать ей свою оценку.

Павел Шмаков

Директор школы СОлНЦе, Казань

Павел ШмаковФото: из личного архива

У нас многонациональная и многоконфессиональная страна, мы не очень политически грамотны — наша демократия совсем молодая. Говорить о политике можно и нужно, только надо учитывать, что это очень тонкая тема. Директору школы нельзя вставать на одну позицию и защищать одну точку зрения. Какой бы правильной она ни была, нужно давать высказываться людям разных взглядов.

Неправильно заставлять детей принимать свою точку зрения. Нужно выслушать детей и выносить это на общую дискуссию с участием родителей. Нужно воспитывать политическую культуру, и отчасти это происходит на уроках обществознания.

Навязывание — это всегда страшно. От обязательной школьной формы до собственных политических взглядов. Это тормозит развитие. В политике, как и в науке, нельзя становиться только на чью-то сторону, нужно обсуждать.

Артем Тарасов

Ученик 11 класса, Нижегородская область

Артем Тарасов,Фото: из личного архива

Я полностью за обсуждение политики в школе. Благодаря постоянным дискуссиям мы можем лучше понять плюсы и минусы власти, ее истинные мотивы и выбрать для себя какое-то политическое течение. Никаких ограничений быть не должно.

Когда у всех под рукой интернет, учеников уже не удивить насилием или высказываниями против власти. Некоторые, наоборот, считают, что обсуждение политики принесет в коллектив ненависть и озлобленность. Но ученики должны привыкать к разным мнениям. Я никогда не замечал такого у нас в школе.

Будет здорово, если нас будут с ранних лет учить тому, что будущее за нами, и только нам выбирать, каким оно будет. Политика — самая подходящая область, чтобы применить школьный курс обществознания, экономики и культуры.

Если проблему обсуждения политики в школах поднимут до государственного уровня, то все придет к тому, что мы будем со школьной скамьи слушать, какая Россия великая и могучая, а весь мир ополчился против нее. Как в телевизоре. Так что вся надежда на ум и беспристрастность самих учителей.

Инна Герасимова

Мама ученика пятого класса, Москва

Инна ГерасимоваФото: из личного архива

У каждого должно быть право выбора. Когда учитель вмешивается в выбор ребенка и не дает ему принимать решение самостоятельно, это неправильно. Мы боролись с религией и книгой «Истоки» в нашей школе на родительском собрании, и ее отменили. Родители должны единогласно принимать решение. То же самое может быть с пропагандой своих политических взглядов со стороны учителей.

Мой сын сказал, что ответил бы так же, как и дети из Брянска, если бы это случилось в нашей школе. Мы обсуждаем разные темы и смотрим разные источники информации, а вот телевизор вообще не включаем. Так что я на стороне детей, а не преподавателей.

В этом возрасте сложно объяснить детям, что такое патриотизм. Он ведь не проявляется в том, что ты носишь георгиевскую ленточку и маршируешь в параде вокруг школы. Это должно объясняться и в школе, и в семье. Но свои взгляды нельзя навязывать.

А как считаете вы: должен ли учитель говорить на уроках о политике и высказывать свое мнение?
  • current === 'results' ):include 'results/votes.php';endif;?>
  • current === 'results' ):include 'results/votes.php';endif;?>

Exit mobile version