Историй в мире всего четыре, считал Борхес. И одна из них — о тридцати птицах, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего Бога, который есть каждая из них и все они разом

В Москве проходят показы спектаклей, номинированных на национальную театральную премию «Золотая Маска». Среди претендентов на победу в категории «Эксперимент» — инклюзивный спектакль «Язык птиц», созданный Большим Драматическим Театром совместно с Центром «Антон тут рядом». Театральные академики считают, что это уникальная новация, единственный в своем роде пример коллаборации репертуарного театра и социального фонда.

Фото: Владимир Аверин для ТД
Репетиция спектакля «Язык птиц»

«Язык птиц» родился из еженедельных театрально-импровизационных занятий по мотивам поэмы древнего суфийского мыслителя Фарида ад-Дина Аттара. В основе сюжета — рассказ о стае птиц, которые отправляются в далекое путешествие, чтобы познать самое себя. Сообща выбирать направление движения— одна из главных задач спектакля.

Фото: Владимир Аверин для ТД
Репетиция спектакля «Язык птиц»

Даже будучи формально здоровыми, мы опутываем себя нитями и условностями, не давая жить ни себе, ни другим. Спектакль «Язык птиц» говорит, в первую очередь, о том, что у каждого из нас — несмотря на наши особенности, физические данные, ментальные проблемы и все остальное — ничем не ограниченные возможности. Главное — ничего не бояться, в том числе привязаться к кому-то. А вот привязывать других к себе все-таки не стоит — это нарушение чужой свободы и чужих границ.

Фото: Владимир Аверин для ТД
Мария Жмурова

Маша Жмурова в спектакле играет успешную женщину и рассуждает о том, почему ее коллеги по сцене таковыми не являются. Ее монологи про фитнес, вождение автомобиля, верховую езду и прочие атрибуты успешности так гомерически смешны, что в какой-то момент зал буквально взрывается от хохота. Но Машу это не смущает, ее вообще трудно вывести из себя, несмотря на общепринятое мнение о людях с аутизмом.

Фото: Владимир Аверин для ТД
Репетиция спектакля «Язык птиц»

Без пластического тренинга под руководством режиссера по пластике Алины Михайловой не обходится ни одна репетиция. Порой кажется, что студенты Центра «Антон тут рядом» вообще больше всего любят двигаться и петь, а слова им и не нужны вовсе.

Фото: Владимир Аверин для ТД
Репетиция спектакля «Язык птиц»

Все участники действа признаются, что репетировать им нравится даже больше, чем играть спектакль на сцене: можно вволю импровизировать, искать новые ходы, выражать себя, не опасаясь неудачи.

Виктория Артюхова, восходящая звезда БДТ, обожает «Птиц» за ощущение набранной высоты: «Мы здесь и хор, и стая, и каждый сам по себе. Это самый любимый мой спектакль, потому что в нем я полностью растворяюсь и летаю».

Фото: Владимир Аверин для ТД
Режиссер Борис Павлович

Борис Павлович — режиссер, удивительный во всех отношениях. Ему было чуть больше двадцати пяти, когда он возглавил кировский «Театр на Спасской», который моментально стал городской легендой и местом встречи тех, кто в театре до этого не был ни разу в жизни. В тридцать три стал руководителем социально-просветительских проектов БДТ, а меньше чем через три года ушел из именитого театра и отправился в свободное плавание. Его инклюзивные тренинги — заветная мечта каждого уважающего себя регионального театра, а лекции про социальный театр — потенциальный хит в программе любого фестиваля.

Фото: Владимир Аверин для ТД
Репетиция спектакля «Язык птиц»

Почему-то зрителей больше всего удивляет, что «Язык птиц» — это не ограниченный спектакль ограниченных в своих возможностях людей, а полноценное театральное действо, наполненное смыслами и красотой. Видимо, все-таки к инклюзии у нас по-прежнему относятся как к чему-то местечковому, «убогому», неполноценному. Иначе как объяснить, что после просмотра даже друзья и знакомые удивленно всплескивают руками: «Как он это делает?» —подразумевая, что режиссер использует запрещенные в приличном обществе шаманские приемы.

Фото: Владимир Аверин для ТД
После репетиции спектакля «Язык птиц»

Чтобы улететь за тридевять земель и обрести себя, нужно скинуть старую кожу, избавиться от прежних привычек и не бояться стать как все. Мешковатые, с чужого плеча пиджаки на вырост — удивительно точная метафора, найденная художницей спектакля Катериной Андреевой — говорят нам о том, что под бесформенной, одинаково унылой оболочкой скрываются совершенно разные души.

Фото: Владимир Аверин для ТД
Нина Буяненко

Нине Буяненко, чтобы войти в спектакль, порой требуется больше усилий, чем другим его участникам. Но на гастролях в Москве Нина проявила себя как очень тонкая и талантливая актриса, прекрасно взаимодействовавшая с другими актерами. На открывающем фото она лежит, свернувшись, в символическом круге любви и тепла, которыми ее окружают партнеры по площадке. Кисточка уже касается Нининой спины в том месте, где вскоре у нее вырастут крылья.

Фото: Владимир Аверин для ТД
Мария Круглова и Аким Норландер

Представить «Язык птиц» без барабанов, перкуссий, песен и танцев решительно невозможно. Рокер со стажем Алексей Плюснин — композитор спектакля — превращает его в незабываемый саунд-трек, в финале которого начинается настоящий бразильский карнавал.

Фото: Владимир Аверин для ТД
Показ спектакля «Язык птиц» в Электротеатре «Станиславский»

 

Фото: Владимир Аверин для ТД
Максим Слесарев в зрительном зале

Максиму Слесареву, чей день рождения дружно отмечали после первого показа, во время гастролей в Москве исполнилось 38. Небольшого роста, коренастый, со смешно оттопыренными ушами, он любит все контролировать и всех организовать, но на сцене, лишенный этой возможности, становится особенно трогательным и беззащитным.

Во время репетиций Борис Павлович время от времени делает паузы и «отпускает» артистов посидеть в зрительном зале, чтобы почувствовать его атмосферу и лучше понять психологию зрителя, вжиться и в его образ тоже. Максим пользуется моментом, чтоб ощутить, каково это — видеть перед собой лишь прямоугольник сцены и странных людей в одинаковых пиджаках, решивших полететь на другой конец света.

Фото: Владимир Аверин для ТД
Репетиция спектакля «Язык птиц»

Объединяющему всех и вся заразительному карнавалу предшествует зрелищный финал с прозрачными белыми одеждами, коронами и загадочной дымкой, которая неожиданно настигает птичью стаю ближе к концу пути. В нем — самым неожиданным и странным образом — отражается зыбкость наших представлений о других, мире и самих себе.

Фото: Владимир Аверин для ТД
Нина Буяненко и Антон Флеров

В спектакле Нина Буяненко играет возлюбленную Антона Флерова, и их нежный лирический дуэт на показах в Москве заиграл, как говорит команда спектакля, какими-то совершенно новыми красками. Характерно, что в реальной жизни между двумя студентами Центра «Антон тут рядом» ничего личного, то есть свою «любовную историю» они просто мастерски разыгрывают, забывая о ней, как только уходят со сцены.

Фото: Владимир Аверин для ТД
После спектакля

«Язык птиц» — это не только режиссерско-постановочная группа и почти два десятка актеров (семеро из которых с расстройством аутистического спектра или синдромом Дауна), но и целый штат сотрудников театра. Казалось бы, спектакль совсем несложен с точки зрения логистики, однако сбор одних только костюмов занимает не меньше часа. А ведь без своего фирменного пиджака ни одна птица не отправится в полет, так что труд костюмера тоже не стоит недооценивать.

Фото: Владимир Аверин для ТД
Репетиция спектакля «Язык птиц»

Переступить черту. Актер Александр Кононец, занятый и в других постановках БДТ, честно признается, что перед началом работы над спектаклем были и опасения, и недоумение: «На преодоление первого барьера, страха перед непохожими на тебя людьми, незнания, как им помочь, лично у меня ушел целый год. Когда мы только начинали, мы даже не знали, что возникнет спектакль «Язык птиц», у нас просто был проект «Встреча», и мы занимались с аутистами. Иногда я приходил на занятие и думал, что я здесь вообще делаю, зачем мне массировать огромного Акима? (Крупный, с окладистой рыжеватой бородой Аким Норландер — самый молчаливый из всех студентов Центра, «разговорить» его можно разве что в курилке — ТД). А теперь, через три года после нашего первого занятия, я не представляю их другими и думаю, что будь они другими, то не были бы собой».

Фото: Владимир Аверин для ТД
Мария Жмурова

Радость узнавания.

— Маша, насколько успешной ты себя чувствуешь в этом спектакле?

— Если я серьезно работаю над собой и успеваю выполнить все задания на работе, то во время спектакля я тоже становлюсь успешной женщиной.

— Скажи, что-то изменилось в твоей жизни после того, как ты стала участвовать в этом спектакле?

— Конечно! Я научилась изображать чириканье воробья и гораздо лучше петь.

Фото: Владимир Аверин для ТД
Яна Савицкая

С умной и тонкой актрисой Яной Савицкой Павлович сотрудничает уже больше десяти лет. Они вместе работали в Кирове, потом Яна вслед за Борисом переехала в Питер и поступила в БДТ. В коротком разговоре между вечерними репетициями она честно признается, что всю неделю ждет вторника: «Возможно, я даже немного на это подсела, и наши встречи стали для меня как наркотик, но мне просто необходимо хотя бы раз в неделю прийти к ним, чтобы почувствовать себя более живой. С ними я все время вспоминаю детство, когда мне было плевать на то, какое у меня лицо или прическа. Во время занятий и на репетициях я чувствую себя совершенно свободной и могу снова стать самой собой».

Фото: Владимир Аверин для ТД
Репетиция спектакля «Язык птиц»

Все течет, все меняется. Виктория Артюхова напевает, переливая воду из одной ладони в другую. Ее мощный, красивый голос — настоящее украшение спектакля — не позволяет отвлечься, выключиться, задуматься о чем-то своем, как это часто бывает в «обычном» театре. На «Языке птиц» (сколько бы раз его ни смотрел) вообще происходит удивительное: ловишь каждое слово, следишь за каждым жестом и, главное, испытываешь не гордость, не умиление, не сочувствие, а потрясение — от того, что искусство может обретать любые, самые удивительные, формы.

Фото: Владимир Аверин для ТД
Репетиция спектакля «Язык птиц»

Вика Артюхова: «Теперь я знаю, что есть люди с ограниченными возможностями, а есть люди с безграничными способностями. И это правда. Потому что на самом деле ограниченные возможности как раз у нас, у тех, кто считает себя полноценными. Каждый раз после репетиции думаю, как же шаблонно я мыслю, как же шаблонно существую».


Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!