Такие дела

«Это новая жертвенность»

Одного из самых известных современных режиссеров России — Андрея Звягинцева — часто критиковали за отсутствие положительных героев в его работах. Его фильм «Нелюбовь», удостоенный на 70-ом конкурсе Каннского фестиваля Приза жюри, — это история о двух несчастных людях, которые осознали, что не могут больше жить вместе, и потому решают развестись. Но у них есть ребенок, который никак не вписывается в новую жизнь родителей. Неожиданно ребенок исчезает. И тогда на помощь приходит поисково-спасательный отряд, волонтеры. «Теперь пусть ищут другие аргументы для критики. Более положительных героев трудно сыскать», — заявил режиссер. «Такие Дела» поговорили с волонтером Григорием Сергеевым — одним из тех, с кем команда Звягинцева консультировалась во время съемок фильма «Нелюбовь».

Григорий СергеевФото: Светлана Попова/ПСО "Лиза Алерт"

— С чего для вас началась совместная работа с Андреем?

— Ну, еще несколько лет назад мы общались со сценаристом Олегом Негиным, рассказывали, как у нас все происходит, как организовываются поисковые мероприятия, как работает отряд — в общем, всю историю предметно. Затем была некоторая пауза, и вот недавно к нам обратилась команда Андрея непосредственно за помощью в съемках.

— Какая именно помощь имелась в виду?

—Ну, например, в фильме снималось наше оборудование, наш штаб.

— Как работалось со съемочной группой Звягинцева?

— Приятно, что несмотря на все величие и возникающий в связи с ним трепет, человек он вполне обычный и консультируется по всем вопросам. И ему важно показать не красивую картинку, а реальность. В прошлые разы, когда мы сталкивались с объективом камеры, всем нужна была картинка, но не нужна реальность — поэтому то, что получалось под такой картиночной камерой, не имело никакого отношения к жизни и никак не напоминало нашу работу. В некоторых случаях даже было стыдно, что ли, потому что было совсем не то и по-клоунски. Например, у нас был опыт, когда про нас пытались снять сериал, где все было не совсем так…

— А чем именно отличается работа Звягинцева?

— Они очень-очень много времени потратили на изучение того, как мы работаем: актеры и костюмеры ездили с нами на поиски, внимательно изучали, как мы себя ведем, как выглядят наша одежда и так далее. Такой обстоятельности раньше не проявлял никто. Они приезжали на поисковые мероприятия как добровольцы. Уверен, это помогает в значительной степени убрать нелепую театральность и подготовить актеров — ведь им больше не надо изображать, они уже точно знают, как это, они ходили с нами вместе по лесу.

— А что можете сказать лично про Звягинцева в работе?

— Представьте себе любого специалиста, занятого любимым делом — вот это Андрей. Когда смотришь со стороны, как он работает — ни черта непонятно, но круто! Осознать это почти невозможно, люди снимают сотни дублей и видят то, чего не вижу я. Это как человек, который азартно ловит рыбу — нам кажется, что он просто смотрит в воду, а там целая история.

Когда смотришь со стороны, как он работает — ни черта непонятно, но круто!

— Можете что-то уже сейчас сказать про фильм?

— Вы поймите, мы — маленький инструмент, который помог ему лишь в малой части фильма, но фильм-то не про нас, он про людей. Сценарий знали только, наверное, какие-то главные люди, но подробно во время съемок ничего не обсуждалась, все очень серьезно и строго. Но я фильм обязательно посмотрю.

Кадр из фильма «Нелюбовь»Фото: WDSSPR

— Как вы вообще относитесь к экранизации работы «Лизы Алерт»?

— Сразу могу сказать, что мы сами очень заинтересованы в том, чтобы все было очень-очень правдоподобно. Для нас, конечно, было неожиданностью, что снимать что-то про отряд пришел целый Звягинцев, но были очень этому рады, конечно. Главное тогда для нас было не перестараться и не перепугать людей.

— Какое отношение сам Звягинцев придает работе волонтеров?

— Андрей сделал для отряда и об отряде небольшое видео, оно висит у нас во всех соцсетях. У меня вряд ли получится своими словами передать то, что сказал Андрей с его прекрасным русским языком, лучше смотреть само видео. Про отряд он говорит, что это совершенно новое явление, новая правильная жертвенность, когда люди самый свой дорогой ресурс — время — могут потратить не на собственные интересы. Гражданин новой формации должен выглядеть как-то так.

— Как вы относитесь к творчеству Звягинцева вообще?

— Это очень тяжелые штуковины. Очень красивые. Это то, что не оставляет равнодушным, это искусство по-настоящему. Есть искусство, которое не оставляет никаких шрамов и воспоминаний. Есть искусство, которое не отпускает после просмотра. Наверное, правильно — второе, потому что именно такое искусство двигает нас вперед и заставляет что-то менять. Например, посмотрев «Левиафана», вы потом останетесь с этим надолго — он, как реквием Моцарта, просто никуда уже не денется. Короче, Звягинцев — это мощь. Я внимательно слежу за новостями Каннского фестиваля и вижу, что многие критики отдают предпочтение именно Андрею. И это интересно и, наверное, не просто так.

Exit mobile version