Что такое психологическое насилие, как его распознать и защитить от него ребенка, «Таким делам» рассказали эксперты: Карина Карамян, супервизор детского телефона доверия и психолог ресурса KogdaTrudno.ru, Марина Слинькова, детский и подростковый психолог Центра Системной семейной терапии, и Сергей Ениколопов, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.
***
Что такое психологическое насилие?
Психологическое насилие — это форма воздействия одного человека на другого, при которой наносимый вред измеряется не в «физических единицах», а в психологических. Другими словами, жертва психологического насилия не получает физических увечий, но при этом страдает эмоционально. К самым распространенным формам психологического насилия относятся унижения, оскорбления, угрозы, запугивание, и они не обязательно выражены вербально. Насилие не всегда проявляется агрессивно, даже с улыбкой на лице можно унизить человека.
К чему может привести психологическое насилие над ребенком?
Последствия психологического насилия зависят от его длительности и интенсивности. Психологическое насилие приводит к переживанию ребенком собственной ничтожности. Это и чувство вины, и стыд, и бессилие, и, как следствие, заниженная самооценка, неуверенность в себе. Кроме того, растет уровень тревожности, могут появляться страхи и нервозность. Это связано с тем, что ребенок теряет чувство безопасности и начинает постоянно ожидать нового «нападения». Он становится уязвимым ко всевозможным манипуляциям. Длительное психологическое насилие влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка: на его отношение к себе и окружающим, на его способность быть в ладу со своими эмоциями, на его уровень агрессии и адаптацию в социуме. У ребенка может на всю жизнь сформироваться «выученная беспомощность»: состояние, когда человек заранее уверен, что у него ничего не получится. Он даже не пробует самореализовываться, потому что убежден в собственной никчемности.
К самым распространенным формам психологического насилия относятся унижения, оскорбления, угрозы, запугивание
Как понять, что ребенок подвергается насилию?
Это просто и сложно, одновременно. Главный помощник родителя — внимание и доверительный контакт с ребенком. Первый маркер — это изменения в поведении. Могут начаться проблемы со сном, едой, с настроением, реакцией на повышение голоса. Говорун может превратиться в тихого и задумчивого молчуна. Родители знают, каково нормальное поведение их ребенка, и когда оно меняется — это повод задуматься, проследить, с какими событиями такая перемена связана. Это может быть одна и та же воспитательница в детском саду, или каша, которую ребенка насильно заставляют есть по утрам. Показывайте вашим детям свою готовность прийти на помощь и, главное, — не осуждайте, что бы ни произошло, и о чем бы ребенок вам ни рассказал.
Это касается не только маленьких детей. Подростка опустить гораздо проще, чем пятилетнего малыша. Оскорбление учителем перед всем классом или насмешки одноклассников могут закомплексовать школьника на всю жизнь.
К сожалению, некоторые родители упускают из виду психологическое насилие над ребенком, потому что искренне не верят, что с ним происходит что-то действительно важное, а главное — травмирующее. Даже если ребенок рассказывает об этом напрямую.
Как родитель может противостоять психологическому насилию?
Самое главное — родитель всегда должен вставать на защиту своего ребенка. Иначе ребенок становится заложником ситуации и может оказаться виноватым с двух сторон: его ругают и воспитатели, и родители, которым надоело выслушивать упреки воспитателей.
Если родитель подозревает, что с ребенком что-то не так, прежде всего, нужно постараться поговорить с ним, выяснить, в чем проблема. Не надо давать советов, как справиться с ситуацией. Скорее всего, они будут невыполнимы, и от этого чувство вины и стыда станет еще сильнее. Ребенок начнет думать, что виноват он сам. Совет «не обращать внимания» — еще одна распространенная ошибка родителей. Он обесценивает переживания ребенка, лишает его необходимой поддержки.
Не надо давать советов, как справиться с ситуацией. Скорее всего, они будут невыполнимы, и от этого чувство вины и стыда у ребенка станет еще сильнее
Необходимый шаг родителя — диалог с воспитателем. К воспитателю нужно идти подготовленным: точно знать, когда и из-за чего менялось настроение, вплоть до конкретных дат. Не нужно конфликтовать с воспитателем, ведь потом это может отразиться на ребенке. Все проблемы лучше всего решать через взаимное сотрудничество. Нужно спокойно показать свою четкую позицию по сложившейся ситуации: «Я это вижу. Я это замечаю. Я не хочу, чтобы это повторялось. Давайте посмотрим, что мы вместе можем с этим сделать». Если разговор проблему не решил, можно обратиться к вышестоящему начальству. В любом случае насилие нужно прекратить. Если никакие способы не работают, ребенка нужно забрать из этого детского учреждения.
Травля со стороны других детей. Что делать?
Здесь опять же очень важна родительская поддержка. Родитель должен доверять своему ребенку и не бояться входить в конфликтные ситуации, защищая его. Все проблемы нужно решать на уровне взрослых. Не бывает травли без молчаливой поддержки воспитателя или учителя, который находится в учреждении, где это происходит. Нужно выходить на диалог и апеллировать к компетентности воспитателя или учителя: «Меня такая ситуация не устраивает, если вы не в состоянии справиться с ситуацией, я пойду выше». Взрослые могут изменить ситуацию с детьми, если будут действовать сообща и профессионально. Настаивайте на разборе ситуаций, настаивайте на включении психологов, настаивайте на том, что на психологическое насилие нельзя закрывать глаза, и это не норма. Если даже на уровне заведующей детского сада или директора школы ситуация не решается, можно обратиться в гороно или другие вышестоящие органы.
Как отличить насилие от родительской заботы?
Забота — это когда одному человеку важно, что происходит с другим, и хочется, чтобы другому было хорошо. И забота как таковая просто не может быть насилием. А вот то, что очень часто маскируют под заботу, как раз и есть психологическое насилие. Если вы заботитесь о ребенке, вы предложите ему помощь при решении тех или иных задач, но прежде чем помогать, дождетесь его инициативы или желания. Если вы помогаете вне зависимости от того, просит ребенок вас об этом или нет, то встает вопрос, о ком на самом деле вы заботитесь в этот момент.
«Причинение добра», как это называют в своих кругах психологи, — такое же насилие, как и все остальное
«Причинение добра», как это называют в своих кругах психологи, — такое же насилие, как и все остальное. И его последствия зачастую превосходят последствия от критики и угроз. Такое поведение родителей приводит к инфантилизации ребенка. Родитель может жить событиями своего чада так плотно, что начнет проживать детскую жизнь, вытесняя из нее самого ребенка. В такой ситуации ребенок не получает навыков, которые необходимы ему для дальнейшей жизни. Он не умеет выбирать, не чувствует ответственности за свои поступки.
Часто родители не понимают, что не должно быть понятия «к ноге», и у детей должна быть свобода. В том числе, свобода выбора. Есть время, когда ребенок должен побыть один. Это тоже процесс развития.
Необходима четкая граница между заинтересованностью в жизни ребенка и попыткой «задушить его своей любовью». Но вычислить эту границу можно только эмпирическим путем.