Мы помним один из первых философских уроков: «Человек смертен. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен». Вместо имени Сократ можно поставить любое имя. И мое, и твое, и любого живущего. Каждый из нас приближается к этой черте. И в наших возможностях помочь тем, кто уходит сегодня
Тема паллиативной медицины вошла в мою жизнь вместе с Верой Миллионщиковой. Яркая, веселая женщина-врач, с которой и чаю можно было выпить, и водки, и поговорить интересно обо всех тех событиях и явлениях, в которых мы барахтались, начиная с советских времен до самого последнего, когда Веры не стало…
Вот когда ее не стало, оказалось, что была она не просто замечательная подруга и прекрасный врач, но вся ее жизнь и работа стали видны в ином, новом свете. За повседневными заботами мы забываем и о своем начале, и о своем конце, и о той границе, которая отделяет жизнь от смерти. Вера как раз и посвятила жизнь этой границе, когда земное время заканчивается и человек готовится к уходу.
Не будем говорить куда. Каждый представляет картину своего посмертного существования или несуществования по-своему. Но, вне зависимости от взгляда в это гипотетическое будущее, сам по себе переход очень часто бывает мучителен. Это знают все, кто хоть однажды провожал близких: когда медицина уже не в силах помочь, и все, что можно сделать для уходящего, — дать ему возможный комфорт, покой и, что особенно важно, — обезболивание. И это великий долг живущих перед уходящими. Слово «любовь» даже не упоминаю. Без нее вообще ничего нельзя на этом месте сделать…
Весь комплекс ухода и заботы об умирающем — это и есть паллиативная медицина. В нашей стране до того, как Вера Миллионщикова не начала копать это дикое поле, об этом вообще не разговаривали. Сам разговор о смерти был табуирован. Каждый человек, который стоял перед этой проблемой, был отчаянно одинок. Само слово «хоспис» было малопонятным термином из чужого языка.
Сегодня ситуация поменялась, во многом благодаря Вере: сотни людей работают в хосписах, существуют выездные службы, специальные курсы подготовки для этой работы, тысячи волонтеров тратят свое время и душевные силы, чтобы помочь умирающему и тяжко страдающему человеку завершить свой земной путь достойно.
Четыре года уже нет Веры — свои последние дни она провела в том самом Первом московском хосписе, который организовала. Сегодня им руководит дочка Веры, Анна Константиновна Федермессер, Нюта. Вот такое наследство она получила от матери. Это и наследство, и завещание. Не только Нюте, а всем нам.
Когда в доме тяжелый онкологический больной, когда близкие приходят в отчаяние от невозможности помочь любимому человеку, от безысходности, есть телефон, по которому можно позвонить и обратиться за советом и помощью.
В Первом московском хосписе усилиями Нюты и ее соратников начала работу горячая линия. Пять специально подготовленных операторов круглые сутки всю неделю без выходных сидят возле телефонов, чтобы отвечать на вопросы и помогать.
В жизни действительно есть такие ситуации, из которых выход не виден. А эти люди видят выход. В Москве существует целая хосписная система, в которой работают врачи и медсестры, выездные службы, сотни волонтеров тратят свое время и душевные силы, чтобы помочь тяжелобольным и их родственникам. Жителям Москвы и Московской области здесь помогут с госпитализацией, с консультацией специалистов, с обезболиванием, привлекут в случае необходимости психологов и юристов.
Горячая линия поможет всем, кто в этом нуждается, а вы помогите горячей линии!
Служба работает на благотворительной основе, и, чтобы горячая линия продолжала существовать, ей нужна ваша поддержка. Фонд «Нужна помощь» обязался собирать для нее около 4,5 миллиона рублей в год. Сюда входит оплата работы пяти операторов, привлечение специалистов (врачей, психологов, юристов), аренда оборудования.
Если бы тысячная доля того, что тратится людьми на развлечения, отдых, на покупки вещей не первой и даже не третьей необходимости, шла на то, чтобы помочь тем, кому уже не нужны никакие покупные радости, а нужен профессиональный уход и человеческое тепло, мы смогли бы обеспечить всем, кто в этом нуждается, достойные проводы. Не пышные венки и горы безличных цветов на могиле, а медицинскую поддержку и человеческое внимание в последние дни человека на земле.
Даже самая счастливая, самая удачная жизнь заканчивается, и этот рубеж предстоит перейти каждому из нас. И все мы хотим жить в таком великодушном обществе, где каждый может рассчитывать на милосердие собратьев и сограждан. Мы строим это общество сами.
Поможем сегодня тем, кто уже находится на этом рубеже, страдает и вместе с кем страдают его близкие. Поможем тем, кому сегодня плохо.
Вернем в нашу жизнь милосердие и любовь.
В память о тех, кому мы не смогли помочь.
Спасибо всем, кто принимает в этом участие — своим состраданием, своим временем, своими деньгами.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»