Такие дела

Отчего гибнут младенцы

Центр «Трансперенси Интернешнл — Россия» выяснил, что перинатальный центр в Брянске, открытый весной 2017 года, был построен в спешке, без должного контроля со стороны властей, с нарушением сроков и документации. Медицинские эксперты, опрошенные организацией, пришли к выводу, что эти ошибки могут иметь прямое отношение к гибели 11 младенцев, родившихся в центре. Уголовное дело, возбужденное по факту смерти детей, пока не дало результатов. Матери погибших младенцев настаивают на том, что в случившемся есть вина и заведующей перинатальным центром, которая назначала неправильное медикаментозное лечение.

Как все началось

8 марта 2017 года президент Владимир Путин отметил в Брянске — он приехал в перинатальный центр, который открылся за день до его визита. Центр, оснащенный современной аппаратурой, которая позволяет выхаживать даже детей с экстремально низкой массой тела — от 500 граммов, назвали уникальным для региона. Вместе c вице-премьером по социальным вопросам Ольгой Голодец и с министром здравоохранения Вероникой Скворцовой Путин встретился с сотрудницами центра. Президент заметил, что в Брянской области младенческая смертность всегда была выше, чем в среднем по стране. «Рассчитываю, что с открытием этого перинатального центра ситуация изменится и изменится, безусловно, в лучшую сторону», — сказал Путин. Сотрудницы центра пообещали, что будут «отдавать все силы для того, чтобы продуктивно работать», горячо поблагодарили его, назвали центр «шикарным», «комфортным» и «замечательным».

11 июня, спустя три месяца после этой встречи, издание «Брянская улица» сообщило, что центр временно закрыт. Их источники утверждали, что в центре погибли несколько недоношенных детей. Они погибли от внутрибольничной инфекции. Заместитель директора департамента здравоохранения Брянской области Ольга Чиркова в интервью ОТР заявила: «Все дети, которые, к сожалению, умерли, имели на то свою причину. Это дети от 500 граммов до полутора килограммов. Те дети, которые родились с более крупным весом, тоже были недостаточно здоровыми. Одно могу сказать: со смертью детей закрытие центра не связано. Это не инфекция». Руководитель центра Александр Кулаченко сказал, что центр закрыт на чистку вентиляции, а случаи смертей с инфекцией не связаны. В департаменте здравоохранения региона проверку вентиляции назвали профилактической.

Брянск. Владимир Путин во время посещения нового перинатального центра городской больницы № 1Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

После этих заявлений брянский активист Александр Куприянов опубликовал видеообращение нескольких женщин, чьи дети умерли в перинатальном центре. Одна из них, Олеся Сафонова, рассказала, что ей позволили наблюдать за тем, как умирает ее дочь. По ее словам, при вскрытии у младенца обнаружили кандидоз (молочницу) — разновидность грибковой инфекции. «Стафилококк и кандида — это роддомовская, больничная инфекция. Прошу, пожалуйста, помогите», — сказала Сафонова.

23 июня управление следственного комитета по Брянской области возбудило уголовное дело по части 3 статьи 293 УК РФ («Халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц»). Следователи установили, что в период с 8 марта по 1 июня 2017 года в брянском перинатальном центре скончались 11 новорожденных детей. 25 июня матери и родные погибших детей устроили стихийный митинг перед зданием центра. К ним вышли главврач больницы №1 Константин Воронцов и руководитель перинатального центра Александр Кулаченко. Извиняться перед собравшимися Воронцов не стал и заявил, что может только «выразить сожаление, так как было сделано максимально все». Кулаченко также отметил, что 10 из умерших младенцев были недоношенными.

После скандала из перинатального центра, по словам губернатора Александра Богомаза, уволились пятеро врачей. 4 июля центр возобновил работу после почти месячного перерыва. «В перинатальном центре была проверена вентиляция, были очищены фильтры, проводилась дезинфекция в вентиляционных шахтах. После чего проводилась дезинфекция помещений: обрабатывались стены, полы, оборудование», — рассказала замглавы департамента здравоохранения Ольга Чиркова. 

Как строили центр

В расследовании «Трансперенси Интернешнл — Россия» объясняется, что перинатальный центр в Брянске строили с 2014 года. Он — один из 32 центров, которые должны были построить по Федеральной программе развития перинатальных центров в РФ с 2013 по 2016 год. Эту программу Минздрав делал с Фондом ОМС, властями регионов и корпорацией «Ростех». Именно «Ростех» занимался строительством брянского центра: заказчиком была дочерняя структура корпорации — компания «РТ-Соцстрой». Подрядчиком выступило ОАО «СКФ Комфорт», принадлежащее брянскому депутату Владимиру Драникову.

Срок сдачи центра,  7 декабря 2016 года, был сорван. 21 ноября Росздравнадзор региона выдал предписание департаменту строительства и архитектуры об устранении недочетов, касающихся строительства и сроков ввода в эксплуатацию центра. Департамент обжаловал претензии в декабре. Суд принял позицию Росздравнадзора, постановив, что фактически стройку не контролировал ни исполнитель работ, ни ответственный соисполнитель — департамент строительства Брянской области. Уже после открытия центра, 10 марта, стало известно, что суд не удовлетворил жалобу департамента здравоохранения на протокол Росздравнадзора, тем самым еще раз подтвердив нарушения.

В расследовании говорится, что от завершения строительства такого крупного объекта до начала его работы проходит несколько месяцев. Необходимо проверить готовность здания, оформить разрешительную документацию и лицензии. В случае с брянским перинатальным центром работу нескольких месяцев уместили в четыре дня.

«Подобная скорость получения разрешительной документации не просто удивительна — она практически невозможна»

1 марта — центр сдан в эксплуатацию;

2 марта —  получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора. Вообще-то, на это отводится 30 дней, минимум две недели;

3 марта — здание центра передано ГКБ №1, при том, что без документа, подтверждающего передачу, Роспотребнадзор не мог выдать свое заключение (см. выше);

4 марта — центр получил от департамента здравоохранения Брянской области лицензию на медицинскую деятельность.

Авторы расследования акцентируют внимание на том, что на проверку для получения лицензии уходит 45 дней, но центр получил ее за два дня.

«Подобная скорость получения разрешительной документации не просто удивительна — она практически невозможна. По крайней мере, если действительно проводить все необходимые проверки, а не только подписывать заранее заготовленные бумаги», — отмечают авторы расследования.

Редакция «Таких дел» отправила запросы в Роспотребнадзор по Брянской области, департамент здравоохранения региона и компанию-застройщика с просьбой разъяснить причины и обстоятельства такой поспешной выдачи документов и лицензий на работу центра.

Что говорят эксперты

«Трансперенси Интернешнл — Россия» приводит в расследовании протоколы вскрытия трех из 11 детей, умерших в перинатальном центре Брянска с марта по июнь. В них указано, что младенцы были заражены Acinetobacter baumanni и Candida albicans. Инфекции считаются распространенными внутри больниц, особенно опасными для рожениц и недоношенных новорожденных.

Перинатальный центр Брянской городской больницы №1Фото: PhotoXPress

Профессор Первого медицинского университета имени Сеченова Павел Воробьев сообщил «Трансперенси», что эти инфекции могут попасть в организм в том числе с воздухом и предположил, что с этим и было связано закрытие перинатального центра для проверки систем вентиляции. Такого же мнения придерживается член Общественного совета при Минздраве Сергей Лазарев.

«Вся проблема в том, что исполнители банально торопились к дате»

Лазарев со ссылкой на собственные источники утверждает, что при строительстве в системе приточно-вытяжной вентиляции не были установлены бактерицидные фильтры, блокирующие распространение инфекции. Без них медучреждение нельзя было вводить в эксплуатацию, и в областном депздраве должны были знать, что на начало марта перинатальный центр не соответствовал необходимым требованиям. «Если таких фильтров нет, заражение мало того что будет прогрессировать, но и активно распространяться по палатам. Вся проблема в том, что исполнители банально торопились к дате. Но весь вопрос в том, как принимали объект», — считает Лазарев.

Однако, по мнению Алексея Масчана, замдиректора Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, связывать наличие бактерий с работой вентиляции не стоит, поскольку самый главный путь распространения этих инфекций — контактный, и отслеживание маршрутов их распространения — крайне сложная задача. «Эти микроорганизмы могут инфицировать поверхности медицинского оборудования, жидкости и лосьоны для обработки кожи, руки персонала. Еще Acinetobacter охотно селится в системе водоснабжения. Поэтому вентиляция здесь скорее всего ни при чем», — считает Масчан.

Согласно данным депздрава Брянской области, на 1 июня в перинатальном центре родились 705 детей, из них преждевременно — 60. По последнему исследованию медиабюро Status Praesens, средний показатель перинатальной смертности в 2012–2015 годах в России составил 8,5 случаев на тысячу новорожденных. В беседе с «ТД» главврач одной из московских городских больниц назвал возможную смерть младенцев от грибковой флоры «очень странной» и «вопиющей» — и сказал, что объяснять ее статистической смертностью в любом случае нельзя. «Это исключительная ситуация. Внутрибольничные инфекции в перинатальном центре, который только-только построен — это очень вряд ли, вероятность их появления крайне низкая. А чтобы грибковая флора — вообще быть такого не может, нонсенс».

Главврач призвал обязательно дождаться результатов следствия. «Для того, чтобы кого-то обвинить, нужна серьезная доказательная база. Допустим, даже были нарушения в вентиляции. Но тогда необходимо точно установить — была ли она сделана с нарушением ГОСТов или СНиПов? Действительно ли не были установлены бактерицидные фильтры? До тех пор, пока ведется следствие, утверждать ничего нельзя. Если официально подтвердится, что на чем-то сэкономили, торопились и бактерицидных фильтров не установили в вентиляции — это очень опасное нарушение».

Что происходит сейчас

Сразу после закрытия центра с матерями, новорожденные дети которых погибли в перинатальном центре, связались представители местного СК, которые обещали, что в ближайшее время врачи из областной больницы проведут экспертизу, но этого до сих пор не произошло. Одна из матерей, Алена Годунова, на вопрос корреспондента «ТД» о том, что, по ее мнению, стало причиной трагедии, отвечает: «Хотелось бы, чтобы органы в этом разобрались, хотя вряд ли разберутся. Я думаю, что причина в неправильном лечении, назначенном заведующей отделением».

Протокол вскрытия одного из умерших детейФото: http://transparency.org.ru

Олеся Сафонова, новорожденная дочь которой скончалась в центре от пневмонии, также настаивает на том, что основная проблема массовой гибели новорожденных — в тех медикаментах, которые им назначила заведующая Людмила Артемьева. «Центр открылся снова 4 июля. С этого момента там заразилось и умерло еще шесть детей по вине все той же заведующей, которая продолжает там работать. Она назначала неправильное медикаментозное лечение моей дочери и остальным детям», — говорит Сафонова.

11 августа она и еще семеро матерей написали заявление в следственный комитет с требованием отстранить Артемьеву на то время, пока следственная проверка не закончилась. «Я понимаю, что я свою дочку не верну, но хочется спасти жизни других детей, потому что они продолжают погибать, — объясняет Сафонова. — После того, как у них погибла моя дочь, я начала заикаться. Я нашла родственников девушки, ребенок которой погиб в центре в июле, сама девушка после этого перестала разговаривать вообще».

Кроме того, Сафонова намерена подать в суд на центр по результатам независимой экспертизы, которую она заказала сама. Помимо этого женщина написала письмо в следственный комитет РФ на имя Александра Бастрыкина, которое вернули в брянское управление. В присутствии начальника брянского СК Олеся написала ходатайство на имя следователя, который вел ее дело, но ответа до сих пор не поступило.

«Сами врачи ни разу не извинились. Как я узнала в местном управлении СК, они (перинатальный центр) собираются подавать на меня в суд за то, что я якобы их оклеветала».

Сохранить

Сохранить

Exit mobile version