Пять лет я живу в Эквадоре и только однажды услышала определенное «нет» от местного жителя. Это был единственный случай
В одной из трех деревень Треугольника ведьм под Отавало очень уважаемая курандера (знахарка) сказала мне: «Не буду тебя лечить, ты чистая».
Правда, потом она подумала — и добавила: «Но нервная», — и час плевала огнем, катала по мне сырые куриные яйца, молилась и призывала духов помочь гринге (неэквадорке) не нервничать.
Случившееся меня — правда! — потрясло. Не яйцами и пламенем, не возможностью увидеть, как режут живого куя (морскую свинку). А тем, что женщина, потомственная профессиональная знахарка, да еще и немолодая, и из племени, которое всегда обитало в этих краях и которое даже инки, большие любители переселять народы, не тронули, вот эта Люс-Мария Отавало, рафинированный местный дух, самый индейский индеец из всех возможных в Андах, взяла и сказала «нет».
Хотя, если бы она сказала веское и непоколебимое «да»: «Да, ты болеешь, да, я буду тебя лечить двадцать дней по шесть часов за такую-то сумму и гарантирую такой-то результат», я бы удивилась не меньше.
Но и не больше. Потому что, вообще-то, они никогда так не говорят.
Никогда-никогда на прямой вопрос житель Анд не ответит прямым ответом. Даже если припереть к стене с революционной однозначностью, индеец будет безмятежно полагать, что твои действия — подвижное в подвижном, что ты совсем не поставил его к стенке и ружье в твоих руках на самом деле ничего особенного не значит, а обстоятельства в любую секунду повернутся так или иначе! «О! Слышишь? Уже долбанул соседний вулкан, сейчас хлынет сель — и все наши “да” и “нет” не будут иметь никакого смысла», — как бы думает он, если бы он об этом думал.
В Эквадоре 55 действующих вулканов. И люди, живущие прямо под ними, ощущают себя в пространстве и времени не так, как европейцы с твердой почвой под ногами и уверенностью в завтрашнем дне. Мы — держим слово. Ну как можем. И отвечаем за слова — в меру своих сил и интересов. Они — просто не об этом. Они балансируют, постоянно поддерживая гармонию мира вокруг себя. Не вру! В инкском (андском) кресте, в чакане, модели индейского мира, — верхняя половина светлая, а нижняя — теневая, и по ним гармонично распределены небесный, наземный и подземный уровни жизни и принципы этой жизни — не лги, не воруй, не ленись; человеческое предназначение — любовь, труд, познание; и священные животные, куда же без них.
Человек в этой системе не мерило всех вещей, не венец творенья, даже не ответственное лицо, он просто тот, кто следит за собой, чтобы все это не расшатать из стороны в сторону. Любой сбой мировой гармонии противен Пачамаме, которая мать-сыра-земля и природа-вся-целиком. От шатаний человека расшатывается мир вокруг: случаются землетрясения, извергаются вулканы, полугодовой дождь спускает в долины сель, засуха убивает злаки. Но если вулканы не будут извергаться время от времени, что же удобрит поля? Нет у индейца однозначного ответа. Однозначный ответ тяжел и заваливает на себя весь баланс, нарушая гармонию мира. Он противен Пачамаме.
Вот поэтому, даже решив всем миром построить очень нужную стране электростанцию, загнав в гигантские турбины водопад Сан-Рафаэль, уже почти лишив себя священного места (а у индейцев все большое и красивое священно), они всем же миром тормозят довести до конца эту стройку века. Вот поэтому даже в мелочах ты не можешь быть уверен, выгорит какое-то дело в Андах или все прахом, на любом социальном уровне, в берегах любой коммуникативной канавки.
Это невероятно нервирует на первых порах жизни здесь.
Ты можешь пять раз созваниваться с приятелем и оговаривать вечер, на который он не придет (изменились обстоятельства), но и не перезвонит, чтобы отменить встречу (не подумает). И ты никогда не узнаешь, собирался ли он вообще туда же, куда и ты, или просто не хотел вступать с тобой в противоречие (спорить — противно Пачамаме). Тебе будут расписывать радужные перспективы проекта, в котором и не думают участвовать (потому что не думают). Планы постоянно корректируются, встречи плывут, а слово «маньяна» не значит «завтра», не смотрите в испанско-русский словарь. Оно означает «возможно, однажды, при благоприятном стечении обстоятельств».
«Когда ты придешь починить наш текущий толчок?» — «Завтра, дружище».
«Ваша галерея ведь была так заинтересована в том, чтобы мы привезли этого художника? Давайте, наконец, встретимся, обсудим!» — «О, конечно, завтра устроит? Созвонимся…»
Они физически не могут сказать определенное «да», они на уровне позвоночника не могут отказать. Они просто соглашаются с тобой. И не нарушают гармонию мира. Пачамаме такое угодно, хотя, зная об этом, они об этом тоже не думают. Какой-нибудь образованный чиновник, наверное, даже расстроится, скажи ему такое. Но, конечно, он тут же с вами согласится.
Где-то на второй год жизни в Андах примерно каждого второго бывшего моего соотечественника накрывает новым знанием — что для окружающих местных жителей он не человек. Остальные испытывают по этому поводу смутное беспокойство и даже безотчетное раздражение: ведь все кругом тебе открыты нараспашку, все друг другу «амиго и эрмано» (друг и брат), почему же тогда ты живешь тут уже столько времени, а случись что — положиться можешь только на свою диаспору?
С одной стороны, братское тыканье с ходу, улыбки во всю ширь лица, нежные тактильные знаки приязни, когда вас еще только знакомят, — все целуются, и мужчины, и женщины, тебя берут за руку, подталкивают под локоть, в личное пространство постоянно кто-то жизнерадостно влетает — руками, губами, взглядами, — европейцу непредставимы даже в среде очень близких друзей. Или вопросы вроде: «Почему у тебя до сих пор нет детей, чем ты таким болеешь?» — от новоявленной эрманы, и ты уже в курсе, что у нее отличный гинеколог, и вся твоя семья, включая собачку, едва ли не записана к нему на прием, на завтра… С другой — арендодатель, амиго и почти эрмано, вдруг прикрывает твой ресторан и продает твое оборудование. Няня, эрмана и амига однозначно, год и три месяца улыбок и заботы, — пропадает бесследно с парой тысяч долларов из твоего бюро.
У редкого гринго в ответ появляется желание слиться с местными. У кого из-за тонких материй, у большинства — из-за прозаических. Свежие гринги постоянно жалуются друг другу, что их имущество — это расходный материал. И что на них индейское «не укради» почему-то не распространяется.
Открытие, что на самом деле ты — не семья, не друзья и даже вообще не «люди», а природа, у которой можно и нужно брать, отчего-то особенно обижает гринго, мешает расслабиться и перестать нервничать в окружении величественной красоты и искренне улыбающегося населения. А заставляет предпочесть закрытые охраняемые «конхунто» (товарищества домовладельцев) с гвардией на глухих воротах и битым стеклом на бетонном заборе.
Обиднее всего, что воруют не только профессионалы без стыда и совести, которые есть во всех странах. Обворует простой и честный человек. Походя и любой. Грабить индейцы, скорее всего, не станут, потому что вредить телу и, не дай боги, убить не для еды — это нарушает картину мира и — правильно! — противно Пачамаме. Они просто умыкнут ценную вещь сразу, если будет возможность, просто обсчитают на рынке, в такси, в ресторане. В фоновом режиме, как и положено брать от природы. И Пачамаму отчего-то такое не колышет. Сель с гор в долину сливаться не спешит. Вулкан Котопакси тоже вряд ли станет извергаться по этой причине.
Но примерно на четвертый год жизни оставшийся тут гринго начинает чувствовать себя настоящим индейцем. Вообще, у русских китэньос (столичных жителей) в ходу поговорка, что «Эквадор — это три года с конфискацией». Обычно как раз за этот срок кончаются привезенные из внешнего мира деньги у тех, кто проживал состояние, и прогорает бизнес, с большим или меньшим размахом начатый, у тех, кто во что-то вложился. Но отчего-то совсем небольшой процент гринго улетает домой.
Старый Свет, конечно, тут рядом, всего-то пара остановок на самолете, но он присутствует как-то… потусторонне. Ты всегда помнишь, что ты оттуда, тебе просто не дадут об этом забыть, но он при этом безвозвратно далеко. Как с того света, отсюда редко возвращаются.
Вместе с тем начинает помогать магия местных шаманов — уже никто никуда порывисто не идет, но при этом начинает более-менее успевать: «Это Эквадор, тут никто не умрет от голода». Не рассчитывая ни на что, попадает как раз в точки входа в местную жизнь: «Это Эквадор, тут никто никуда не торопится».
Дозревает внутри язык, укладывается космология даже у тех, кто не знает этого слова.
Время приобретает конкретику, у индейцев она на удивление гетевская: время, прежде чем все унести, все приносит, — и, если этому не сопротивляться, ты оказываешься в точке нуля, который в индейском мире вовсе не «ничто», здесь нуль обозначает начало. Однажды и расстояние из точки А в точку Б начинаешь считать не в километрах, а в вероятных часах пути, с нуля, двигаться в будущее слепо — спиной вперёд, зато всё более ясно различая прошлое.
И не нервничать.
Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»