Такие дела

Почему одни школы богатые, а другие бедные

Тему школы и денег мы рассмотрим на примере Самарской области. Она хорошо для этого подходит. Отсюда стартовала прошлая реформа — переход на нормативно-подушевое финансирование, когда деньги стали следовать за учеником, — теперь так по всей стране. Отсюда же стартует и нынешняя — самарские школы подчиняются региональным, а не местным властям (исключение — крупные города Самара и Тольятти), и министр образования Ольга Васильева хочет распространить эту практику на всю Россию. При этом Самарская область — один из наиболее благополучных регионов России, так что картина должна получиться по крайней мере не хуже, чем по стране в целом.

Для оценки финансового состояния школы у российского общества есть инструмент — сайт отчетности муниципальных и государственных учреждений bus.gov.ru. Интерфейс устроен непросто, но в отчетах школ можно найти данные о бюджетном и внебюджетном доходе (от платных услуг), о средней зарплате, численности учителей и учащихся. Для карты школ Самарской области zeus.volgamonitor.com мы выгрузили и обработали данные всех государственных школ Самарской области — их более 650.

Эти данные показали, что от реформы выиграли в основном крупные школы — численностью более тысячи человек, особенно сельские, с повышенным нормативом финансирования. Менее крупные, но более престижные лицеи и гимназии спасаются внебюджетным доходом — в самых лучших из них он, бывает, превышает бюджетное финансирование. Самая обычная районная городская школа, средняя и по числу учащихся, и по доходу и амбициям родителей, по-прежнему выживает с трудом. Ну а маленькая окраинная городская школа оказалась на дне по всем статьям.

27 тысяч в год на душу ученика

В Самарской области базовый норматив в 2016 году составил 27 тысяч рублей — такая сумма выделяется в год на ученика обычного, непрофильного пятого — девятого класса.

По данным Института развития образования ВШЭ, разбег этого норматива по регионам России значительный — от 9 тысяч рублей в Новгородской области до 111 тысяч в Ямало-Ненецком АО (в Москве — 63 тысячи рублей). Общая логика расчета норматива — определить, сколько педагогов требуется для выполнения программы в расчете на одного учащегося, и умножить это число на среднюю зарплату по региону, прибавив расходы на обеспечение деятельности учреждения.

На самом деле норматив определяет далеко не все. Потому что, во-первых, он не один — их много (по числу программ — основная, углубленная, адаптированная, индивидуального обучения и так далее). Во-вторых, есть еще коэффициенты, например, в Самарской области — плюс 25% для сельских и малокомплектных школ. В-третьих, таким школам положено возмещать «затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества учащихся» (то есть вообще без норматива). А еще есть целевые субсидии и прочее.

В итоге финансирование школ крайне неравномерное. В Самарской области одни получают «базу» (и даже меньше 27 тысяч, потому что есть нормативы и пониже — для начального образования, для семейного и так далее), а другие — в 5-6 раз больше: от 22—25 тысяч рублей в нескольких городских школах в Самаре до 180—190 тысяч в селах со школами, где учеников едва больше, чем учителей. Подавляющее большинство школ, как видно на рисунке, получают 25—100 тысяч на ученика.

Источник: расчеты автора

Реальное финансирование в большинстве случаев гораздо выше норматива, и это объяснимо. В среднем в самарской школе — под сотню сотрудников. По нашим наблюдениям, такая высокая цифра получается прежде всего за счет сельских школ: если в городах штат предпочитают резать, чтобы платить людям побольше, то на селе — раздувать, чтобы всем хватило работы (опять же надбавки, подъемные учителям и прочее). При этом больше трети школ имеют менее 300 учеников. Сократить штат ниже определенного минимума тоже нельзя — школа обязана исполнять стандарты и иметь учителей по всем предметам даже для одного ученика. Лишь в 12% школ работают меньше 30 человек. То есть в каком-то смысле это подушевое финансирование — только в расчете на душу учителя, а не ученика.

Источник: расчеты автора

В итоге в половине школ на одного сотрудника приходится менее пяти учеников. В 90% случаев доход на учащегося в них начинается от 80 тысяч рублей в год. Учреждения с соотношением 5 к 1 уже обходятся в 50—70 тысяч рублей в год на ученика. Идеальный вариант — когда на одного сотрудника приходится от восьми учеников. Но таких школ в Самарской области всего 20%.

Почему идеальный? По отчетам школ получается, что лишь с таким соотношением можно гарантированно обеспечить всех сотрудников зарплатой выше 20 тысяч рублей — школ с меньшей средней зарплатой в этой группе просто нет.

Источник: расчеты автора

Неравенство в бедности

Закон об образовании и так называемые майские указы президента требуют, чтобы средняя зарплата педагогических работников была не ниже средней зарплаты по региону. По официальным данным, средняя зарплата в Самарской области в 2016 году составила 25 тысяч рублей, средняя зарплата работников в сфере общего образования — 26 тысяч рублей, а педагогических работников в общем образовании (в школе) — 27 тысяч рублей.

Школы отчитываются о зарплате по коллективам в целом, но доля вспомогательного персонала в составе школы обычно не превышает 10%, так что средние зарплаты сопоставимы. В нашей выборке средняя зарплата получилась 22,3 тысячи рублей. Пусть средняя зарплата учителя (с поправкой на 10%) — 25 тысяч. Это не дотягивает до официальных данных.

В двух школах из трех средняя зарплата находится в диапазоне 18—26 тысяч рублей. При этом примерно в каждой шестой школе она меньше и примерно в каждой шестой — больше.

Источник: расчеты автора

«Богатые» — крупные школы, от тысячи учеников. По большей части городские, но есть и сельские — доплата в 25% сохраняется, даже если формируются большие классы, как в городе. Но больших школ в селах мало.

В хвосте распределения школ по средним зарплатам большинство —  сельские, с числом учеников до 300. Несмотря на надбавки, все равно заработки здесь меньше городских.

Впрочем, для небольшого села зарплата 15—20 тысяч рублей не так уж плоха, к тому же сельские учителя получают дополнительные льготы вроде оплаты ЖКХ. В городе нет льгот, а жить на эти деньги невозможно.

«Бедные», которые в наихудшем положении, — маленькие городские школы, где учится 150—300 человек. Обычно это школы в окраинных рабочих поселках. Средняя зарплата сотрудников в школе № 134 в поселке Запанской в Самаре  —  10 066 рублей. Здесь 205 учеников, 47 учителей. В школе № 59 в Толевом средняя зарплата едва дотягивает до 13 тысяч рублей.

Педагоги могут быть совместителями и зарабатывать больше, но что и с чем будет совмещать учитель начальных классов? Кто поедет жить и работать в рабочий поселок?

Когда внедряли подушевое финансирование, предполагалось, что школы будут бороться за детей, конкурировать между собой. На селе такого выбора вообще нет, но и в городе он есть не везде. Никто не конкурирует за детей из старого рабочего поселка.

Родители готовы доплачивать

В 85% школ Самарской области есть внебюджетный доход. Его можно получать от платных услуг, сдачи помещений в аренду, в виде добровольных пожертвований. Внебюджетный доход школам приносят входящие в их состав детские сады и школы искусств с платными кружками, бассейны. В 7% школ области — в основном городских — внебюджетный доход составляет более 10% общего дохода школы, в 2,6% школ — свыше 30%.

В лучших по результатам ЕГЭ школах Самарской области внебюджетный доход есть всегда, а в некоторых случаях он исключительно высок — например, до 60 тысяч рублей в год в расчете на одного учащегося в Самарском медико-техническом лицее в 2016 году. Это больше, чем бюджетное финансирование лицея, — 48 тысяч рублей.

В таких школах родители вполне официально оплачивают дополнительные занятия языками, программированием, биологией и химией с вузовскими профессорами. Крупный заработок для такой школы — «Школа дошкольника» стоимостью 40—50 тысяч рублей в год. Это дорого, но родители надеются, что посещение занятий поможет им попасть в школу, хотя формально поступление регулируется только электронной очередью, и 75—100 мест в первых классах таких школ расходится за несколько секунд.

К внебюджетному доходу таких школ стоит добавить фонды добровольных пожертвований. Дохода от фондов нет в отчетности школ, его никогда не упоминают чиновники. А он может быть очень большим. В Самарском лицее информационных технологий (входит в «500 лучших школ России») в 2015 году родители сдали в фонд 33 тысячи рублей в среднем на ученика, заплатили за платные услуги 28 тысяч рублей, а из бюджета школа получила 44 тысячи рублей на ученика. Таким образом, бюджетный доход школы составил лишь две трети внебюджетного.

Есть результат деньги будут

Можно ли сопоставить доход школ с их результатом? Бюджетный доход — нет: тут все по-разному. А вот если поставить рядом внебюджетный доход школ и их образовательные результаты, то картинка другая. Размер дохода коррелирует с оценками на ЕГЭ.

Сотня школ Самарской области, в которых внебюджетный доход в 2015—2016 годах составлял меньше тысячи рублей в год на человека, выпускает в основном троечников. А 28 школ с внебюджетным доходом выше 10 тысяч рублей — главным образом отличников и хорошистов.

На карте школ zeus.volgamonitor.com мы представили рейтинг для школ, в котором учитываются результаты по всем предметам, сданным на ЕГЭ в 2014—2015 годах. Группа А — это школы, в которых по всем или по большинству предметов баллы были выше 70 (для математики и физики — 60). Таких школ оказалось 21 из 475 оцененных. Средний внебюджетный доход в этой группе составляет 12 тысяч рублей в год на ученика.

Высокие результаты изредка попадаются и в школах с низким внебюджетом, обычно — в маленьких сельских школах, где учителя, по словам одного из директоров, «сидят с учениками столько, сколько надо». Но явление это не системное, и результаты не повторяются из года в год, как у передовых лицеев и гимназий.

Получается, что часть родителей готова регулярно платить школе за дополнительные услуги, которые дают высокий образовательный результат. Судя по тысячам заявлений в первые классы лицеев и гимназий, спрос на такие услуги значительно превышает предложение. Он оставляет за бортом маленькие городские школы с нулевым внебюджетом. Спасти их, вероятно, может только решительное объединение и реструктуризация, после которой в поселках останутся филиалы — начальные школы. Но на это у чиновников пока не хватает смелости.

Автор — журналист, создатель рейтинга самарских школ zeus.volgamonitor.com 

Другие статьи рубрики «Такая Россия» 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Exit mobile version