Матильда Кшесинская умудрилась из могилы на далеком Сен-Женевьев де Буа добиться того, чего не получила при жизни
Все-таки Матильда Кшесинская — великая женщина. Не только потому, что, как говорят, была отменной балериной. Сразу оговоримся — из фильма «Матильда» это никак не следует. Хотя нам показывают сбитые в кровь ноги в процессе отработки знаменитых 32 фуэте. Но Кшесинская умудрилась даже из могилы на далеком Сен-Женевьев де Буа инициировать в России грандиозный скандал накануне столетия революции. Вы скажете — ну нет, не она, это все Поклонская. Да нет — начала-то Кшесинская.
Обладательница непревзойденного таланта автопиарщика, бывшая балерина умудрилась в своих воспоминаниях задурить голову миллионам людей, выставив банальную интрижку с великим князем историей любви современных Ромео и Джульетты. Кто из великих князей не был вхож в постели к балеринам? Кто из них не содержал время от времени хорошеньких танцовщиц? Интрижка Ники (как называли будущего императора) и Мали (Матильды) была, видимо, до того банальной и дежурной, что даже хитромудрая Кшесинская, как ни старалась, не сумела в своих воспоминаниях убедить нас в сокрушительной любви ее очередного возлюбленного в череде великих князей.
Но вот не прошло и ста лет, как неутомимая Матильда уже с того света добивается того, чего так хотела при жизни, — чтобы наконец поверили в неземную любовь будущего императора к ней. Поверили. Да еще как! Стараниями Алексея Учителя, снявшего к 100-летию октябрьского переворота фильм о любви Матильды и Николая Второго, поверили так крепко, что бывшая прокурорша Поклонская повела против усопшей сорок пять лет назад Кшесинской священную войну.
Поклонская — женщина не слишком грамотная и в тонкостях жанра не особо сведущая. Она ведь наверняка думает, что жанр фэнтези — это обязательно с дрессированными драконами и говорящими ослами. А если бы депутат и бывшая прокурорша была чуть менее невежественна, она бы посмотрела фильм, раскинула бы мозгами и поаплодировала бы Алексею Учителю и Ко. Потому что фильм «Матильда» — чистейший образец фэнтези.
Кадр из фильмаФото: ТПО "Рок"Вот не так давно, скажем, про Петра и Февронию благостный мультик сняли, но Поклонская почему-то не обратила на него внимания. Хотя казалось бы — нарисованные святые неизвестно чем занимаются на экране. Явно ведь не тем, чем в жизни. Но чем-то не задел Поклонскую сказ о Петре с Февронией, а сказ про Николая с Матильдой — задел.
Может, депутата обидело, что сказочник Учитель на главные роли пригласил заезжих лицедеев? Ну ладно — Кшесинская ведь тоже почти иностранкой была, да и вообще — кто она такая. А вот Николай Александрович Романов — дело ли немецкого актера звать на эту роль? Да еще почти в два раза старше, чем был последний император. Тут придется почти согласиться с бывшей прокуроршей — Ларс Айдингер выдающийся актер, его Гамлет в берлинском «Шаубюне» несравненен, но глаза-то — глаза всегда выдадут возраст. Взрослый серьезный человек всеми силами пытается изобразить 22-летнего мальчишку. Даже айдингеровских талантов оказалось мало, чтобы мы поверили в эту попытку метаморфозы. Вспомнился почему-то «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, где хорошего актера Олега Меньшикова, на тот момент почти 40-летнего, тоже заставили играть мальчишку — вообще 17-летнего.
У кого будет возможность — посмотрите на Айдингера в театре. Это актер невероятной психологической глубины, умеющий одним глазами, одним поднятием брови рассказать целую поэму о душевной буре. Режиссер явно поработал с ним серьезно — на протяжении фильма Айдингер занят, кажется, только тем, что изо всех сил изображает мальчишество. Но диссонанс между мильоном терзаний юноши, каким его играет немецкий актер, и взором немало пожившего человека столь ощутим, что больше ничего про Николая в этом фильме знать и не хочется. И даже когда он во время коронации падает в обморок, завидев где-то на галерке Матильду, которую считал погибшей, думаешь не о том, что постыдно мало сопереживаешь, а о том, что немолодому человеку вот так рушиться всем туловищем оземь опасно.
Актер Ларс Айдингер в роли Николая II во время съемок эпизода коронации императора Николая IIФото: Алексей Даничев/РИА НовостиЕго возлюбленная Маля, которую играет молодая польская актриса Михалина Ольшанская, здесь так прелестна, так свежа и черноброва, что хочется до последнего верить: вот сейчас восстанет из обморока Николай Александрович, выкинет корону, вскочит на белого коня — и ускачет со своей балериной в неизвестном направлении. И не будет революций, не будет Ипатьевского дома с его подвалом, не будет дедушки Ленина с его вечным мавзолеем, не будет Сталина, не будет Берии, «крымнаша». Не будет Поклонской, наконец… Конечно, тогда Учителя сравнили бы с Тарантино и его «Бесславными ублюдками», и наверняка не в пользу Учителя, но тогда хотя бы смысл сказотворчества был бы более или менее ясен.
Придумав сюжетную канву с несуществующей роковой страстью, Учитель населил фильм сплошь сказочными персонажами. Есть Кощей Бессмертный — некто князь Воронцов (Данила Козловский), вступивший в поединок с великим князем за Матильду и подвергнутый впоследствии за это нечеловеческим пыткам. Но пытки его не убили, а сделали сильнее, и князь пошел безобразничать еще шустрее. Потом, правда, скабрезнейший начальник царской охраны Власов (Виталий Кищенко), тоже совершенно фольклорный персонаж — этакий вечный царский Первый министр — найдет ту иголку, что приведет Кощея к смерти.
Ингеборга Дапкунайте в роли вдовствующей императрицыФото: ТПО "Рок"Есть строгая, но добрая Матушка — вдовствующая императрица (Ингеборга Дапкунайте), которая, как полагается сказочной царице, благословляет сыночка на любовь. От папаши-то, императора Александра Третьего (Сергей Гармаш), они благополучно избавились, дав ему посмотреть на чаровницу Матильду, которую великий князь Ники прямо из своей постели привел к папе знакомиться. Папа, и без того в инвалидной коляске после катастрофы на железной дороге, не пережил сыновнего позора, и великий князь Ники стал царем.
Есть нелюбимая невеста, она же колдунья, немецкая принцесса Алиса (Луиза Вольфрам), которой потом под именем Александры Федоровны суждено будет погибнуть в подвале Ипатьевского дома вместе с императором и их детьми, — рыжая красавица с широко поставленными глазами, полными недетской неги. Для Алисы Россия — непонятное, пугающее Зазеркалье, и в какой-то момент мы даже начинаем видеть реальность во всем абсурде ее, Алисы, глазами. Даже Карабас-Барабас в виде директора театра Ивана Карловича (Евгений Миронов) со своим Дуремаром, великим князем Владимиром Александровичем (Виталий Коваленко) — и тот есть. И есть просто Хороший Парень — любящий Матильду до безумия великий князь Андрей Владимирович (Григорий Добрыгин). В жизни он-то и станет спутником Кшесинской до гробовой доски.
Все эти сказочные существа живут в Зазеркалье — в «России, которую мы потеряли». Дамы в бальных платьях, мужчины — в эполетах, все красиво танцуют и кутаются в нежнейшие шали после упоительного великосветского секса. Оператор Юрий Клименко, а также целая команда художников честно пытаются соткать пышный мир, которому суждено через пару десятков лет полететь в тартарары и утонуть в крови, но почему-то мир в «Матильде» бездушен и фальшив. В этом неестественном антураже красота главной героини превращается в кукольную смазливость, а метания главного героя, Ники, между любовью и долгом больше похожи на неуместные шалости стареющего пубертата.
Успокаивает одно: Учитель ни секунды не пытается выдать все это за реальность. И тем самым почти спасает фильм — нам отчетливо дают понять: ребята, улыбнитесь, это же сказка. И если бы в конце все персонажи вышли на поклон — никто бы не удивился. Жаль, режиссер не сообразил.
Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»