Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД

Иногда Лена чувствует себя графом Монте-Кристо. И благодарна тем, кто ей помог замыслить и осуществить побег

— Здравствуйте, это «Большая Перемена»?

— Здравствуйте, слушаю вас! По какому вопросу вы нам звоните?

— Ну, меня единственное, что беспокоит, что я не очень хорошо, ну, как бы, по чтению. А так математика и русский язык у меня более-менее нормально. Я бы хотела нормально… ну … как бы… научиться читать.

 Первый звонок

Лене двадцать пять лет. Она звонит в «Большую Перемену», и сотрудник горячей линии разговаривает с Леной столько, сколько нужно, хотя звонить ей сложно и непривычно. Нет, мобильные телефоны в детских домах не запрещены. Спонсоры любят подарить модный гаджет на Новый год и умилиться детской радости, забыв потом о сиротах до следующего праздника. Можно позвонить и из ПНИ, психоневрологического интерната, где живет Лена, — да только кому? Соседке по комнате? Воспитательнице из детского дома для детей-инвалидов? В таком детском доме Лена прожила до совершеннолетия, а после попала в интернат.

— Моя подруга ходит к вам учиться… Она рассказала мне про вашу школу, что у вас нормально, хотя и тяжело. Но мне к этому не привыкать. Единственное, что меня беспокоит — чтение мое. Когда читаю, всегда мне очень тяжело.

У Лены диагноз «умственная отсталость», и Лена не может жить, где хочет. И за ворота интерната выходить ей нельзя, если директор не подпишет специальное разрешение. И даже это разрешение получив, Лена старается далеко от интерната не уезжать — ей сложно ориентироваться в транспорте, понять схему метро, выбрать нужный автобусный маршрут.

— Скажите, а зачем вы хотите научиться читать, освоить математику? Вам это зачем?

Ольга Аверкина, отвечающая в «Большой перемене» на звонки тех, кто хочет учиться, говорит, что вопрос «зачем?» — самый важный, без него нельзя идти дальше. У людей, выросших в сиротских учреждениях, умение его задавать иногда просто не развито, а иногда — вытравлено. С самого раннего детства они слышат — «не дергай воспитательницу, не приставай с вопросами, замолчи! Ты что, посидеть тихо не можешь, как все нормальные люди?!» Привыкнув к этому, ребенок не знает, как задать вопрос — зачем я что-то делаю? — даже себе. Не умеет, не знает как. Ольга уверена, что нет смысла учиться читать «просто, чтобы читать». Чтение — лишь один из шагов к самостоятельной жизни. И, чтобы смысл сохранялся, снова нужно спрашивать себя — зачем?

— Когда вот в город выходишь, когда с пересадкой едешь к кому-то, к знакомым или на работу… Надо обязательно читать куда и чего, чтобы потом тебя не увезло туда, где ты не знаешь. Это даже не обсуждается. Если я слово на табличке не знаю, я произношу его немного вслух. Когда я с кем-то встречаюсь, мне надо запомнить, узнать, какое метро… Чтобы человек тебя не ждал, чтобы не увезли тебя не туда. Вот из-за этого я хочу в школу пойти читать. Только из-за этого

Взять азы

Лена училась в детском доме-интернате для умственно отсталых детей. Не потому, что она глупее других. Просто когда-то на комиссии ей поставили такой диагноз. «Если бы был кто-то, кто со мной занимался…» — говорит Лена. Но ее никто не учил угадывать незнакомые буквы на вывесках и радоваться, когда из них вдруг возникало слово. Не было никаких сказок на ночь — в спальне детского дома полтора десятка детей. Накормлены, уложены — и ладно. Почти все то, из чего строится наше умение читать, слушать, участвовать в диалоге, Лене было недоступно. И теперь она подолгу стоит перед табличкой в метро — десять станций направо, десять налево. Шевелит губами, произносит по слогам, сбивается, начинает читать по-новой. Лена упорная.

— В нашей школе не учили ничему, не давали нормальное образование, я просто за партой там сидела, ни о чем не думая.

Дети в таких домах-интернатах получают образование на уровне второго-третьего класса начальной школы. Бывает, учителя приходят к ним раза три в неделю, не успевая поинтересоваться, что именно из сокращенной и урезанной программы усвоено. В самом лучшем случае ребята умеют считать, писать и читать, но школьный аттестат они получить не могут.

— Вам рассказывали, как вы попали в детский дом-интернат для умственно отсталых детей?

— Мне семь лет было, не помню, что произошло, честно. Я общалась с ребятами, мне говорили, вроде, была нормальная. Я сама таблицу умножения быстро выучила, даже английский алфавит знала… А сейчас не помню, как это все прописывается. A, B, C – вот и весь мой алфавит теперь. У нас школа была какая-то странная, я там сидела просто и телевизор смотрела. Нас заставляли не шуметь и все время его смотреть, ни о чем больше речь не шла. Я учиться хочу, чтобы диагноз снять, чтобы работать, семью завести. Чтобы стать кем-то в этой жизни мне бы азы взять. Если мне объяснить, я понимаю, я проверяла это.

С первого звонка Лены в «Большую Перемену» прошло уже три года. Пять раз в неделю Лена выходит из ворот своего интерната, едет на автобусе до метро. Она не путает маршрут и уверенно считает сдачу, которую ей дает водитель. В метро нужно сделать две пересадки, но у нее все получается, а вместо табличек с названиями станций Лена читает «Графа Монте-Кристо». В «Большой Перемене» есть традиция: на специальной доске все записывают любимые книги. Лена не помнит, кто посоветовал именно эту книгу, но книга ей очень нравится.

В фонд «Большая Перемена» приходят выпускники и воспитанники сиротских учреждений и психоневрологических интернатов. Здесь помогают и детям, принятым в семьи. Это работа трудная и кропотливая. Речь не только об образовании. Ребят нужно поддержать, не дать свалиться в откат, помочь — и учителя, и кураторы занимаются этим каждый день, как в настоящей школе. Фонд участвует в конкурсах на получение грантов, просит помощи у компаний и обычных людей, поэтому педагогам платят зарплату, а для учеников занятия бесплатны. Но нужны деньги на аренду помещения, чтобы было куда приходить Лене и еще многим людям. Нужно заплатить администратору и бухгалтеру, чтобы документы были оформлены правильно, учебные материалы закуплены, программы составлены. Чтобы ребята могли учиться.

Выпускникам и тем, кто находится в детских домах прямо сейчас, нужна ваша помощь. Пожалуйста, подпишитесь на ежемесячное пожертвование или помогите любой суммой. Благодаря вашей поддержке «Большая Перемена» сможет продолжать свою работу. Спасибо.

Сделать пожертвование
Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам
Текст
0 из 0

Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: