Самые важные тексты и срочные новости от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться

Побег из замка Иф

Собрано
888 797 r
Нужно
1 898 320 r
Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД

Иногда Лена чувствует себя графом Монте-Кристо. И благодарна тем, кто ей помог замыслить и осуществить побег

— Здравствуйте, это «Большая Перемена»?

— Здравствуйте, слушаю вас! По какому вопросу вы нам звоните?

— Ну, меня единственное, что беспокоит, что я не очень хорошо, ну, как бы, по чтению. А так математика и русский язык у меня более-менее нормально. Я бы хотела нормально… ну … как бы… научиться читать.

 Первый звонок

Лене двадцать пять лет. Она звонит в «Большую Перемену», и сотрудник горячей линии разговаривает с Леной столько, сколько нужно, хотя звонить ей сложно и непривычно. Нет, мобильные телефоны в детских домах не запрещены. Спонсоры любят подарить модный гаджет на Новый год и умилиться детской радости, забыв потом о сиротах до следующего праздника. Можно позвонить и из ПНИ, психоневрологического интерната, где живет Лена, — да только кому? Соседке по комнате? Воспитательнице из детского дома для детей-инвалидов? В таком детском доме Лена прожила до совершеннолетия, а после попала в интернат.

— Моя подруга ходит к вам учиться… Она рассказала мне про вашу школу, что у вас нормально, хотя и тяжело. Но мне к этому не привыкать. Единственное, что меня беспокоит — чтение мое. Когда читаю, всегда мне очень тяжело.

У Лены диагноз «умственная отсталость», и Лена не может жить, где хочет. И за ворота интерната выходить ей нельзя, если директор не подпишет специальное разрешение. И даже это разрешение получив, Лена старается далеко от интерната не уезжать — ей сложно ориентироваться в транспорте, понять схему метро, выбрать нужный автобусный маршрут.

— Скажите, а зачем вы хотите научиться читать, освоить математику? Вам это зачем?

Ольга Аверкина, отвечающая в «Большой перемене» на звонки тех, кто хочет учиться, говорит, что вопрос «зачем?» — самый важный, без него нельзя идти дальше. У людей, выросших в сиротских учреждениях, умение его задавать иногда просто не развито, а иногда — вытравлено. С самого раннего детства они слышат — «не дергай воспитательницу, не приставай с вопросами, замолчи! Ты что, посидеть тихо не можешь, как все нормальные люди?!» Привыкнув к этому, ребенок не знает, как задать вопрос — зачем я что-то делаю? — даже себе. Не умеет, не знает как. Ольга уверена, что нет смысла учиться читать «просто, чтобы читать». Чтение — лишь один из шагов к самостоятельной жизни. И, чтобы смысл сохранялся, снова нужно спрашивать себя — зачем?

— Когда вот в город выходишь, когда с пересадкой едешь к кому-то, к знакомым или на работу… Надо обязательно читать куда и чего, чтобы потом тебя не увезло туда, где ты не знаешь. Это даже не обсуждается. Если я слово на табличке не знаю, я произношу его немного вслух. Когда я с кем-то встречаюсь, мне надо запомнить, узнать, какое метро… Чтобы человек тебя не ждал, чтобы не увезли тебя не туда. Вот из-за этого я хочу в школу пойти читать. Только из-за этого

Взять азы

Лена училась в детском доме-интернате для умственно отсталых детей. Не потому, что она глупее других. Просто когда-то на комиссии ей поставили такой диагноз. «Если бы был кто-то, кто со мной занимался…» — говорит Лена. Но ее никто не учил угадывать незнакомые буквы на вывесках и радоваться, когда из них вдруг возникало слово. Не было никаких сказок на ночь — в спальне детского дома полтора десятка детей. Накормлены, уложены — и ладно. Почти все то, из чего строится наше умение читать, слушать, участвовать в диалоге, Лене было недоступно. И теперь она подолгу стоит перед табличкой в метро — десять станций направо, десять налево. Шевелит губами, произносит по слогам, сбивается, начинает читать по-новой. Лена упорная.

— В нашей школе не учили ничему, не давали нормальное образование, я просто за партой там сидела, ни о чем не думая.

Дети в таких домах-интернатах получают образование на уровне второго-третьего класса начальной школы. Бывает, учителя приходят к ним раза три в неделю, не успевая поинтересоваться, что именно из сокращенной и урезанной программы усвоено. В самом лучшем случае ребята умеют считать, писать и читать, но школьный аттестат они получить не могут.

— Вам рассказывали, как вы попали в детский дом-интернат для умственно отсталых детей?

— Мне семь лет было, не помню, что произошло, честно. Я общалась с ребятами, мне говорили, вроде, была нормальная. Я сама таблицу умножения быстро выучила, даже английский алфавит знала… А сейчас не помню, как это все прописывается. A, B, C – вот и весь мой алфавит теперь. У нас школа была какая-то странная, я там сидела просто и телевизор смотрела. Нас заставляли не шуметь и все время его смотреть, ни о чем больше речь не шла. Я учиться хочу, чтобы диагноз снять, чтобы работать, семью завести. Чтобы стать кем-то в этой жизни мне бы азы взять. Если мне объяснить, я понимаю, я проверяла это.

С первого звонка Лены в «Большую Перемену» прошло уже три года. Пять раз в неделю Лена выходит из ворот своего интерната, едет на автобусе до метро. Она не путает маршрут и уверенно считает сдачу, которую ей дает водитель. В метро нужно сделать две пересадки, но у нее все получается, а вместо табличек с названиями станций Лена читает «Графа Монте-Кристо». В «Большой Перемене» есть традиция: на специальной доске все записывают любимые книги. Лена не помнит, кто посоветовал именно эту книгу, но книга ей очень нравится.

В фонд «Большая Перемена» приходят выпускники и воспитанники сиротских учреждений и психоневрологических интернатов. Здесь помогают и детям, принятым в семьи. Это работа трудная и кропотливая. Речь не только об образовании. Ребят нужно поддержать, не дать свалиться в откат, помочь — и учителя, и кураторы занимаются этим каждый день, как в настоящей школе. Фонд участвует в конкурсах на получение грантов, просит помощи у компаний и обычных людей, поэтому педагогам платят зарплату, а для учеников занятия бесплатны. Но нужны деньги на аренду помещения, чтобы было куда приходить Лене и еще многим людям. Нужно заплатить администратору и бухгалтеру, чтобы документы были оформлены правильно, учебные материалы закуплены, программы составлены. Чтобы ребята могли учиться.

Выпускникам и тем, кто находится в детских домах прямо сейчас, нужна ваша помощь. Пожалуйста, подпишитесь на ежемесячное пожертвование или помогите любой суммой. Благодаря вашей поддержке «Большая Перемена» сможет продолжать свою работу. Спасибо.

Помочь

Вы оформляете ежемесячное пожертвование проекту «Учить нельзя отказать. Поставьте запятую». Такое пожертвование раз в месяц списывается с банковской карты или PayPal. Вы в любой момент сможете отключить его.

VISA, MasterCard, Яндекс.Деньги, QIWI, WebMoney Напомнить сделать пожертвование

Перевести для проекта Учить нельзя отказать. Поставьте запятую

изменить

Личные данные

Выберите способ оплаты

Отправьте SMS на короткий номер: 3443 с текстом сообщения: SOS 89 500

«89» — идентификатор пожертвования проекта Учить нельзя отказать. Поставьте запятую, а «500» — сумма в рублях.

Обратите внимание, что между идентификатором и суммой обязательно должен стоять пробел!

Услуга доступна для абонентов

Комиссия с абонента — 0%. Подробнее условия для абонентов
Пожертвование осуществляется на условиях Публичной оферты

Скачайте и распечатайте квитанцию, заполните необходимые поля и оплатите ее в любом банке.

Скачать квитанцию

Пожертвование осуществляется на условиях Публичной оферты

Напомнить сделать пожертвование

Напомнить Напоминать сделать пожертвование в другое время

Помогаем

Spina bifida Собрано 5 209 239 r Нужно 5 573 796 r
Центр соцадаптации cв. Василия Великого Собрано 3 535 045 r Нужно 3 956 089 r
РЭЙ: фонд помощи бездомным животным Собрано 1 794 811 r Нужно 2 019 360 r
Поддержка лабораторий НИИ им. Р.Горбачевой Собрано 28 402 642 r Нужно 32 258 072 r
Равный защищает равного Собрано 904 243 r Нужно 1 036 140 r
МойМио Собрано 9 404 219 r Нужно 11 055 000 r
Не разлей вода Собрано 993 101 r Нужно 1 188 410 r
Последняя помощь Собрано 47 637 772 r Нужно 60 020 000 r
Всего собрано
540 343 030 R
Все отчеты
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: