Что делать, если ваш ребенок – жертва травли или возглавляет ее
Почти половина родителей школьников — не знает о том, что их дети вовлечены в ситуацию травли. Ребенок годами может быть жертвой или агрессором, равнодушным наблюдателем или принимать чью-то сторону, писать об этом в соцсетях или дневнике — родители искренне считают, что все в порядке. И почти неважно, в какой стране и в какой школе учится ребенок, — дело в самом школьном устройстве. В традиционной школе существует модель беспрекословного подчинения старшему (учителю), которая в лучшем случае базируется на его авторитете, но чаще — просто на том, что он сильнее и обладает правом оценивать и наказывать. Модель быстро улавливается детьми и воспроизводится самостоятельно. Поэтому важно помнить, что травля — это не проблема двоих, но проблема всего коллектива с жесткой вертикалью власти.
Если ребенок вовлечен в школьную травлю, у него практически нет возможности остаться в стороне. В этом случае у него есть несколько вариантов поведения: быть равнодушным свидетелем, стать защитником жертвы, открыто перейти на сторону буллера. Но даже позиция равнодушного свидетеля не гарантирует того, что следующей жертвой не станешь ты.
Ребенок-жертва уверен в том, что родитель не сможет или не захочет ему помочь. Например, он привык к тому, что в трудных ситуациях родитель склонен преуменьшать значение происходящего и предлагать ему «не обращать внимания» или «справляться самому». Или ребенок уверен, что будет любим и принят только в том случае, если со всем справится сам и не доставит родителям много хлопот.
Ребенок предполагает, что родители выберут самые неудачные способы разобраться — эмоциональный разговор с буллерами и попытку их устыдить или агрессивные выпады в сторону классного руководителя с требованием принять меры.
Ребенку, который очень привязан к родителям, часто бывает трудно рассказать о своих бедах, потому что ему кажется, что эта информация их очень сильно расстроит. Такие дети чувствуют ответственность за душевное равновесие близких и оберегают их, замалчивая проблемы.
Часто ребенок, которого травят одноклассники, сам вступает агрессором по отношению к другим детям — слабее или младше. Если ребенка вместо поддержки родителей и попытки разобраться в ситуации ждет двойное наказание — он будет молчать.
В одной из западных работ родители описывали свои переживания в момент, когда узнавали, что их ребенок — жертва буллинга: это было похоже на попадание в шторм. Вначале облака сгущаются и меняется ветер: появляются «первые звоночки» того, что по отношению к ребенку происходит что-то нехорошее. Родители надеются, что во всем разберется школа или что травля закончится сама по себе. Но шторм все равно приходит, и в его эпицентре — чувство разочарования и беспомощности из-за того, что ты оказался неспособен помочь собственному ребенку. Когда шторм заканчивается, семье остается подсчитывать убытки и разрушения: многие родители жалеют о том, что не включились в ситуацию раньше, другие — что пообещали ребенку, что скоро все будет хорошо, хотя никаких реальных оснований так говорить у них не было.
Если родители жертвы сами пострадали в детстве от насилия — от домашних скандалов до школьной травли — они могут считать, что это нормальная часть взросления. Те, кто был жертвой, могут теперь избегать похожей ситуации с собственным ребенком, чтобы избежать травмирующих воспоминаний. А те родители, которые в детстве были инициаторами или активными участниками травли, редко способны адекватно оценить происходящее с собственным ребенком, если он оказался жертвой.
Обычно родители буллера узнают о травле быстрее, чем родители жертвы, — на их ребенка жалуются другие родители и учителя. Но, если в остальное время ребенок не проявляет открытую агрессию, родители не всегда верят жалобам. А если ребенок к тому же хорошо учится, то в школе тоже могут закрывать глаза на то, что он — буллер и манипулятор. Для многих учителей отличники и активисты попадают в категорию любимчиков, что мешает объективной оценке ситуации. И если представить хорошего ученика в роли жертвы учителя еще могут, то его роль организатора травли они отрицают до последнего.
Если ваш ребенок оказался вовлеченным в травлю как жертва, буллер или свидетель, решить эту проблему за него не получится. Буллинг — это явление, всегда затрагивающее весь коллектив, а борьба со школьным буллингом в разных странах мира активно ведется с восьмидесятых. Максимально успешные программы позволяют уменьшить число возникающих ситуаций травли на 20%. При этом программа, чтобы иметь хоть сколько-нибудь значимый эффект, должна продолжаться не менее одного учебного года, обязательно включать в себя и обучение для учителей, и тренинг для родителей, осуществляться на всей территории школы (а не только в классах) и поддерживаться на всех уровнях внутри школы. Это достаточно масштабное, длительное и дорогостоящее вмешательство, и в российских школах пока что таких программ нет. Поэтому в этой борьбе родители — снова на передовой.
Буллеры очень часто перенимают домашнюю модель отношений, где насилие — это норма. Скандалы, унижение и подчинение, конфликты старших и младших братьев и сестер — пока ребенок считает это единственной моделью поведения, он будет склонен делить людей на сильных и слабых, на обидчиков и угнетенных.
Исследования показали, что ребенок, который решился обсудить проблемы в школе или начавшуюся травлю с родителями, — выбирает только одного из них. Поэтому так важна доступность обоих родителей, даже если они разведены или часто отсутствуют.
Рассказывать о том, что тебя беспокоит, — это нормально, жаловаться — можно, быть слабым — не стыдно, и нет таких вещей, которые нельзя обсудить с родителями или взрослыми, которым доверяешь. Если ребенок знает, что в его семье — такие правила, то шансы стать жертвой у него уменьшаются.
Дети, которые оказываются в роли жертв, часто очень сильно привязаны к кому-то из родителей. Гиперопека — это способ вырастить не только послушного и удобного ребенка, но и безвольную жертву. Учите ребенка отстаивать границы и защищать себя.
Девочек чаще ругают за открытые проявления гнева и агрессии, поэтому они реже дерутся, зато чаще используют косвенную социальную агрессию — распускают слухи и манипулируют. Мальчикам же запрещают проявлять слабость и чувствительность, плакать и грустить, поэтому они чаще всего используют физическую агрессию для выражения эмоций.
Но если родители учат ребенка понимать, признавать и уважать собственные эмоции, не обращая внимания на устойчивые гендерные предрассудки, то шанс стать жертвой или агрессором у такого ребенка снижается.
Чему не стоит верить:
Согласно оценкам исследователей из разных стран, с травлей в школе сталкивается примерно 35% школьников. Это большие цифры, но одновременно они означают, что травля происходит далеко не в каждом классе и говорить о ней как о стопроцентной норме не стоит.
Также советы о непротивлении злу насилием хороши только теоретически — от этого травля обычно только усиливается. Обозначить свои границы все равно придется, и лучше сделать это в самом начале, пока буллеров немного.
Самый же расхожий и токсичный миф — о виновности жертвы. Для каждого человека в мире найдется коллектив, в котором именно он будет «не таким» — слишком толстым, слишком высоким, слишком застенчивым, слишком умным, слишком веселым.
Но, ни в коем случае не оправдывая агрессию, родителям стоит понаблюдать — что именно во внешности и поведении ребенка вызывает постоянные насмешки и травлю и, возможно, определить зону ближайшего развития (навыки и способности, которые ребенку пока что недоступны самостоятельно, но могут быть освоены при помощи взрослого).
Разговор с классным руководителем поможет понять, в курсе ли он сложившейся ситуации и как собирается действовать. Проверьте, есть ли какие-то механизмы на уровне школы, которые должны срабатывать при возникновении травли. Готовность родителей и школы сотрудничать, возможно, с привлечением других специалистов, всегда увеличивает шансы на успех. Но всегда имейте в виду план B: если ситуация не улучшится, то сможете ли вы перевести ребенка в другую школу? Найдите единомышленников среди других родителей, чьи дети являются свидетелями травли — таких всегда большинство, и многие, при поддержке родителей, могут перейти из равнодушных свидетелей в категорию защитников жертвы.
Работа с психологом, поддержка и дружеские связи вне школы, советы других взрослых, которым ребенок доверяет, и возможность перейти в другую школу или на домашнее обучение — чем больше уровней поддержки будет у ребенка, тем проще ему справиться с ситуацией.
Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»