Такие дела

Возвращение государя

Сегодня, в день выхода на экраны фильма «Матильда» и в связи с протестами православных активистов, называемых царебожниками, я должен сказать печальную вещь. Про людей, ожидающих возвращения погибшего Государя, есть книга. Книга эта — «Возвращение короля», завершающая часть трилогии Джона Рональда Руэла Толкиена «Властелин колец».

Джон Рональд Руэл ТолкиенФото: AP/East News

Там предводитель светлых сил Арагорн в отчаянный момент обращается за помощью к армии мертвецов. Мертвецы эти — нельзя даже сказать, что живут — а прозябают в глубине Белых гор Эред Нимраис. Они прокляты. Когда-то давным-давно они предали государя Исильдура, отказались вступить в битву по его зову, несмотря на то, что Исильдур был их законным государем.

В ответ на предательство Государь проклял горцев Эред Нимраиса. Не казнил, а просто велел возвращаться домой. Но, по проклятию Государя они не могут ни жить, ни умереть, ни даже спать. Могут только прозябать в своих пещерах и убивать всякого прохожего. Поэтому к Белым горам давно никто не приближается.

Единственное занятие мертвецов в этом их прозябании между жизнью и смертью заключается в том, чтобы ждать возвращения Государя. Государь должен вернуться, предъявить атрибут своей государевой власти, позвать мертвецов за собою на битву, и после этой битвы мертвецы смогут, наконец — нет, не жить, а умереть, упокоиться в смерти.

Что в книге Толкиена и происходит. Является государь Арагорн, предъявляет меч Исильдура, принадлежащий ему по наследственному праву, мертвецы идут за Арагорном на битву с силами зла, одерживают победу, получают прощение и рассыпаются в прах.

Если считать сказку Толкиена архетипической, то наших современных поклонников Святого Царственного Страстотерпца можно понять, но нельзя сказать им ничего обнадеживающего.

Да, предположим, мы всем народом и вправду предали своего законного Государя. Предположим, да, мы отказались идти по приказу Государя на битву. Государь погиб в результате нашего предательства и, предположим, мы всем народом в этом виноваты. Это можно понять. Можно понять, зачем мы ждем Государева возвращения и повсюду ищем этого возвращения знамения и атрибуты. Можно даже понять обиду, которую испытывают православные активисты-царебожники в связи с фильмом «Матильда». Представьте себе, как отреагировали бы мертвые горцы Эред Нимраиса, если бы к ним не явился Государь с мечом звать на битву, а привезли бы кино про то, как Государь в юности крутил роман с балериной? Изрубили бы в капусту. Они ведь ждут Государя. И смертельно устали прозябать между жизнью и смертью. Они чают последней битвы и упокоения, а им — скабрезное кино. Понять можно.

Но если мы и впрямь ждем, что Государь вернется, если и вправду чаем последней битвы под орифламмою, то судьба наша незавидна.

Во-первых, следует признать, что мы мертвы. Во-вторых, счастливой будущей жизни для нас нету, а есть только возможность упокоиться, рассыпавшись в прах.

Единственное утешение в том, что прежде, чем рассыпаться, в последней великой битве мы все же будем сражаться на стороне добра.

Exit mobile version