Ученый вынужден быть халтурщиком

Иллюстрация: bogusfreak для ТД

С мединскими все ясно, но почему липовых докторов наук так много среди честных ученых и преподавателей?

Научная степень — это в своем роде знак качества. Предполагается, что для защиты диссертации человек читает специальную литературу, проводит исследование и самостоятельно пишет научную работу. Если это так, то степень может служить ориентиром, позволяя людям не из мира науки сделать выбор с меньшими затратами. Вы решаете записаться к врачу со степенью, ожидая, что он окажется более квалифицированным специалистом. Или больше прислушиваетесь к словам эксперта, если рядом с его именем указано, что он доктор наук.

Многочисленные скандалы показывают, что российские диссертации пишутся на заказ, зачастую с чужих научных трудов. Врачи, учителя, прокуроры, судьи, чиновники и политики хотят получить степень, не желая при этом потратить свое время и силы на подготовку диссертации. Взамен они готовы заплатить деньги, чтобы работу сделал кто-то другой. Соображения депутатов и чиновников можно понять — ведь их жизнь далека от мира науки. Однако и среди ученых и преподавателей плагиат совсем не редкость. Даже если диссертации не списаны, они часто очень низкого уровня. Разберемся, почему и в научном мире степень перестала служить знаком качества.

Диссертация нужна не для науки, а для карьеры

Любой, кто решает провести профессиональную жизнь в университете, рано или поздно сталкивается с задачей защитить диссертацию. Успешная карьера предусматривает, что человек последовательно становится доцентом, потом профессором, завкафедрой, деканом или даже ректором. Должность доцента соответствует кандидатской диссертации, а должность профессора — докторской (можно встретить и исключения, но редко). Отсутствие диссертации легко может остановить карьерный рост с риском навсегда остаться младшим преподавателем.

Без степени будет трудно подняться и по административной лестнице. Жесткой привязки должностей завкафедрой, декана, проректора или ректора к докторской диссертации нет. Однако в реальности чем выше должность, тем чаще ее занимает человек с докторской диссертацией. Среди ректоров российских вузов гораздо больше тех, кто защитил не только кандидатскую, но и докторскую. Считается, что руководитель должен быть человеком с научными достижениями. Докторская степень служит своего рода доказательством, что у претендента на высокий пост такие достижения есть.

Если даже преподаватель не строит больших карьерных планов, он сталкивается с давлением со стороны начальства. Руководство в университетах заинтересовано в защитах. Количество кандидатов и докторов наук учитывается министерством во всевозможных отчетах, например, в ежегодном мониторинге эффективности вузов. Особенно для университета важны доктора наук. Без них нельзя открыть магистратуру или создать диссовет. Часто защита степени является результатом не больших карьерных амбиций человека, а давления со стороны руководства.

Именно поэтому мы видим в вузах столько аспирантов: за 1992-2015 годы их число выросло почти втрое и приблизилось к 100 тысячам (и теперь их там чуть не в десять раз больше, чем в научных институтах). Для вузов «неостепененный» сотрудник представляет собой проблему. 

Источник: Росстат Источник: Росстат

Карьера не зависит от качества диссертации

Теперь понятно, почему сотрудники университетов хотят получить степень. Но почему у них такие плохие диссертации?

Дело в том, что стимулом для преподавателей является само наличие степени, но нет никаких стимулов, чтобы диссертация была написана хорошо. В российском университете степень служит лишь сигналом, что человек может перейти на следующую ступеньку. По сути решение о переходе уже принято, не хватает только степени, чтобы оно вступило в силу.

По Трудовому кодексу, наем в университет должен проходить по открытому конкурсу. Однако чаще всего люди устраиваются на работу по неформальным договоренностям. Обычно к началу конкурса у заведующего кафедрой есть свой кандидат.

Типичная ситуация выглядит следующим образом. Способному студенту сразу после диплома предлагают место в аспирантуре и одновременно работу ассистентом. После аспирантуры он продолжает работать на кафедре. Время от времени заведующий кафедрой напоминает, что пора бы уже защититься, тогда его сделают доцентом, уменьшат количество часов аудиторной нагрузки и прибавят зарплату.

хорошая диссертация часто не нужна ни соискателю, ни его начальнику. обоих устроит  любая диссертация — лишь бы прошла защиту

Заведующий не может предложить ставку доцента человеку без степени. Даже если во всем остальном тот его полностью устраивает. Дальнейшая карьера доцента скорее всего будет проходить в том же самом университете. Если переход на другую работу случится, он вновь будет проходить по личному приглашению, поэтому и дальше качество диссертации никак не будет определять развитие его карьеры.

Получение степени в этих условиях начинает восприниматься как формальность, которую нужно выполнить с наименьшими издержками. Ничего не изменится в судьбе преподавателя, если он вложит много сил и времени в подготовку диссертации. Руководство уже решило, что этот человек заслуживает продвижения. Оно заинтересовано, чтобы защита не откладывалась. Если же человек приступит к диссертации с намерением написать гениальную работу, то срок защиты может откладываться год за годом. Он нередко будет слышать: «Напишите любой текст на 150-200 страниц. Главное, не затягивайте».

Экономия сил и времени принимает разные формы. Самая тяжкая — плагиат. Диссертацию могут полностью списать с уже защищенной диссертации, произведя небольшие изменения буквально в несколько слов (было «Женская преступность на примере Брянской области», стало «Женская преступность в Свердловской области»). Диссертация может представлять собой компиляцию из разных источников. Более высокий уровень пилотажа — это переводы зарубежных источников, которые выдаются за собственный текст.

Все это позволяет защититься гораздо легче, не тратя годы на работу. К примеру, ректоры-плагиаторы обычно гораздо быстрее защищают свои диссертации — срок между защитой кандидатской и докторской короче, чем в случае ректоров с «чистыми» диссертациями. Ректоры с ворованными диссертациями также чаще меняют специальность при защите второй степени, выбирая те дисциплины, по которым легче организовать защиту (юриспруденция, экономика, педагогика).

Даже если диссертация не списана, ее качество зачастую оставляет желать лучшего. На начальных позициях университетские заработки так невелики, что нередко требуется подработка. Это оставляет мало времени на занятия наукой. Кроме того, преподавание отличается от исследовательской работы. Оно требует чтения научных статей и книг (хотя гораздо чаще читаются учебники), тогда как диссертация предполагает исследование. Для многих преподавателей это незнакомый жанр. Возможно, они бы его и освоили, но зачем, если этого никто не требует? Все дополнительные усилия просто не будут оценены.

Выход есть

Качество диссертаций нельзя повысить отдельно от качества науки и образования. Сегодня лучшая степень — это та, для получения которой требуется потратить минимум усилий. Чтобы поменять ситуацию, нужно вводить иные принципы академического найма и продвижения. Университет должен искать лучших кандидатов, способных к научной работе, а не просто хороших преподавателей и удобных сотрудников.

Автор — социолог, младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Другие статьи рубрики «Такая Россия» 

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам
Текст
0 из 0

Иллюстрация: bogusfreak для ТД
0 из 0

Источник: Росстат

Источник: Росстат

Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: