Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД

Чат для подростков «Твоя территория» работает уже четвертый год. «Такие дела» собрали вопросы родителей про психологическую помощь подросткам в интернете, а консультанты проекта ответили на них

«Да кому это нужно?»

На линию помощи обращаются самые разные дети, получившие очень разный опыт в жизни. На сайте указаны примеры проблем, чтобы подростку было проще начать говорить, увидев свою: ссоры с друзьями, травля в школе, влюбленность, ревность, страх перед взрослением, тоска по родителю, ушедшему из семьи…   Иногда для детей это первый опыт говорения о том, что что-то не так.

Дети — понятие условное. Сюда могут обратиться молодые люди с 11 до 23 лет, но самые частые обращения — 15-18 лет. Это возраст отделения. И подросткам в некоторых ситуациях необходим кто-то еще — не родитель, а другой взрослый. С которым можно поговорить. Хорошо, если такой взрослый есть: тренер, учитель, любимая тетя. Тот, кто точно выслушает, тот, кто примет любой рассказ и любого тебя. Мало у кого такие найдутся, скажем прямо.

В этом возрасте наши дети очень уязвимы. Ключевое слово тут: нестабильность. Смена всего — от собственного растущего тела до привычной обстановки, если поступил учиться после школы. Проходя через это с поддержкой значимых взрослых, человек мало-помалу становится устойчивым. Но если поддержки нет, а есть какое-то негативное влияние (а оно всегда есть, и накал агрессии в обществе велик), то все сложные психические процессы будут усугубляться, и формирование личности пойдет с большим трудом.

«В сети терапия не работает»

Как раз наоборот. Это давно освоенный европейскими психологами формат консультирования — подростки могут чувствовать себя безопасно, когда есть защищенное пространство для оказания помощи. В онлайн-общении присутствует баланс, который так необходим в уязвимом возрасте и уязвимом состоянии: возможность предъявлять себя, но не быть в контакте лицом к лицу. Брать паузы. Не следить за тоном голоса, за дыханием. Ощущение, что именно ты, а не взрослый, контролируешь ситуацию. И это ощущение контроля повышает готовность подростка раскрыться. Телефон с выходом в сеть сейчас есть практически у каждого, и к психологу в чат могут обратиться как дети из благополучных семей, так и дети без семей в принципе.

Почему не стандартный телефон доверия? Потому что для звонка нужно сначала оказаться в одиночестве, быть уверенным, что тебя не слушают. Телефонный разговор не дает возможности переключиться, если вдруг стало невмоготу, приходится быть в контакте целиком. А это бывает для детей почти непереносимо.

«Все это просто болтовня и никакой реальной помощи»

Это не так. Бывают самые разные обращения, и иногда ребенку в кризисной ситуации, когда речь, например, идет о самоповреждающем или суицидальном поведении, требуется не только разговор. Тогда — с согласия обратившегося к ним подростка — психологи службы ищут, где в его городе можно получить помощь, берут на себя функцию социального работника: позвонить и узнать, есть ли места, например, в службе со стационаром, возможно ли прийти без документов и направлений. Чтобы дать ребенку не просто ссылку, а очную конкретную помощь. Такие случаи в истории службы есть, и психологам удавалось помочь в очень трудных ситуациях.

А еще были случаи предотвращения готовящегося преступления — девочка, не хотевшая в этом участвовать, нашла в себе силы поделиться с консультантом. Психологи сработали вместе с полицией, и преступление удалось предотвратить. Это звучит как выдуманная история только потому, что конфиденциальность и в этом случае остается главным правилом — детали не раскрываются. Подросток, обратившийся на линию, оберегается и после консультации.

«Психолог не знает наши семейные ценности — еще начнет воспитывать ребенка на свой лад»

Работа с психологом — это в принципе не советы. Прежде всего это просто легализация ребенка, его самого, вот такого, всего целиком. «Да, так бывает». «Да, ты нормальный». Больше всего изводит подростка даже не сама ситуация, а попытки понять —  кто я, какой я? Общение с психологом помогает сделать первый шаг в принятии себя. И именно в этом диалоге с помощью консультанта может сформироваться желание подростка выйти из критического состояния, научиться с ним справляться безопасным способом (так как небезопасные будут приводить по цепочке туда, где будет плохо). Потому что обратился подросток на линию помощи  только по одной причине — ему плохо уже сейчас.

И вот есть возможность поговорить с тем, кто не осуждает; выражать любые чувства, которые табуированы в обществе — агрессию, например. Разговор дает накалу выплеснуться в безопасной форме. Что бывает, когда накал выплескивается в опасной форме, мы знаем из криминальных новостей.

«Благополучному ребенку это не понадобится»

По опыту консультантов, дети обращаются очень разные, из разных социальных слоев и жизненных обстоятельств. Есть ребята из семей, где возможен диалог, и их обращения — они больше для личного роста. Есть и подростки, которым сложно даже сформулировать то, что происходит, с этими чувствами они еще не сталкивались, и нет для них подходящих слов.

Консультант помогает назвать проблему, понять, пройти с ребенком сквозь его «не знаю». Потому что не бывает проблемы без причины. За каждым простым «не хочу ходить в школу» лежит какой-то ответ, и у каждого ребенка он будет отличаться. Конфликт с учителем, с кем-то из одноклассников, даже невозможность спокойно сходить в туалет в школе. Иногда можно просто бояться. И в каждом из этих случаев есть свои выходы — придумать, как чувствовать себя более защищенным. И много дает именно эмоциональная поддержка взрослого человека, пусть и незнакомого.

«Мы и так все дома обсуждаем»

Семья имеет свои особенности: в ней подростку порой бывает сложно озвучить все свои эмоции. Но это вовсе не значит, что семья не любящая. Часто бывает, что семья, наоборот, очень заботящаяся, и ребенок не в силах делиться сложным, оберегая своих родных.

Или ему просто не с кем поговорить именно по поводу отношений с родителями. А это бывает очень нужно. Или есть моменты, о которых ребенок — взрослеющий юноша, растущая девушка — не хочет говорить с мамой и папой, например, сексуальная сфера.

Психологу проще и легче поговорить с подростком, потому что он не находится с ребенком в тесной взаимозависимой связке. Психолог не скажет — «я же тебе столько всего сделал, заработал, дал, поддержал, а ты — несчастен. Ну, перестань таким быть!» Такой вот парадокс: чем более заботливые родители, тем тяжелее им бывает принять трудные состояния своего ребенка. Сложно оставаться с подростком в его боли, не уходить ни в вину: «Я так старался, неужели все зря», ни в обесценивание: «Да разве это беда у тебя, не знаешь ты бед!»

Даже целиком понимающая и принимающая семья все равно не может удовлетворить все потребности ребенка. Подросток ждет от родителей диалога уже на совсем другом уровне. Но родителю бывает сложно перестроиться и видеть перед собой отдельного взрослеющего человека, а не прежнего малыша. Поэтому другой взрослый в этой ситуации не заменяет семью, а лишь поддерживает подростка с той стороны, куда родителям пока нет доступа. И возможно, что разговор с психологом в чате станет первым шагом к диалогу с родителями.

Почему «Твоя территория» нужна

А теперь без мифов. Просто факты.

Я сижу в офисе фонда, маленькой комнатке с несколькими компьютерами. Сегодня работают трое. 15:00, старт приема, и для того, чтобы продолжить беседу с директором фонда, Екатериной Федоровой, нам придется искать другое место. А в этой комнатке останутся трое — и дети со всей страны по другую сторону экрана.

До конца смены (сейчас она длится до 22.00, а скоро будет — до трех часов ночи) тут дежурит один психолог-консультант. Два волонтера пришли лишь на несколько часов. Волонтеры не просто «добрые люди с улицы», конечно, а точно такие же психологи с образованием, с опытом работы на телефонах доверия и в кризисных центрах, прошедшие специальное дополнительное обучение фонда по особенностям консультирования в сети. Просто они сочли возможным уделить работе свое время бесплатно. Но, чтобы гарантированно помогать, нужно гарантированно оплачивать работу.

Каждый день на всю Россию работают три консультанта. Один (и два-три волонтера на несколько часов) дежурит по России. И еще двое — только на Москву. Они появились не так давно, благодаря проведенному фондом же обучению — психологи «Твоей территории» подготовили сотрудников психолого-педагогического центра при департаменте Москвы, и теперь московские подростки перенаправляются к ним.

Это дает возможность принимать теперь на двести обращений в месяц больше. Но этого все равно недостаточно.

Как все происходит сейчас? Консультант начинает смену, и ему сразу поступает несколько сообщений. Он берет самое первое на очереди. Около 30% сообщений в день удается «закрыть». То есть — поговорить с маленьким человеком по ту сторону экрана. С пятнадцатью-двадцатью подростками, живыми и не справляющимися с жизнью.

Все те, кто написали позже, получают автоматический ответ: «Сейчас у нас много обращений, поэтому наш психолог-консультант не может тебе ответить. Ты можешь попробовать написать позже. Если тебе нужна помощь прямо сейчас, можешь позвонить на круглосуточный всероссийский телефон доверия 8-800-2000-122».

Максимальное число неотвеченных обращений за один день в октябре — сто одиннадцать. Сто одиннадцать детей ежедневно остаются со своей болью один на один. Они невидимы для общества, они просто буквы в чате. С автоматическим ответом. Кто из них никогда не вернется к вопросу, потому что хватило смелости написать только раз? Для кого это было вопросом жизни и смерти? Что там вообще произошло на том конце экрана? А кто больше никогда не напишет, убедившись, что помощи не видать и тут, взрослые врут, ты всегда один? Какая криминальная новость появится завтра в лентах: «Несовершеннолетний совершил…»? Неизвестно.

Чтобы каждый из этих запросов, бутылок с бумажками, брошенных в пустоту, получил ответ — нужны деньги. На то, чтобы работа велась не двенадцать часов, а круглосуточно. На то, чтобы каждый день работало больше специалистов. На обучение и супервизию новых психологов. На аренду помещения. На технику. На разработку программы для работы. На страховочную сетку для наших детей.

Помогите, пожалуйста, этой сетке держаться.

Сделать пожертвование

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам
Текст
0 из 0

Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: