Такие дела

Акварельная битва

Портреты Натальи, раскрашенные ей самой

Все мысли Натальи заняты окончанием школы и поступлением в институт — дочка заканчивает 11-й класс. Наталье 43 года, но она и сама немного похожа на студентку-отличницу: ответственно называет даты и диагнозы, а на интервью пришла с толстой папкой, в которой — памятки с советами от терапевтов и все ее работы с занятий «Акварель жизни» в программе «Женское здоровье».

Наталья
Фото: Анна Иванцова для ТД

О своем диагнозе Наталья узнала случайно: «В конце сентября прошлого года врач-гинеколог предложила пройти проверку у маммолога. И он сказал мне, что есть нехорошие подозрения. А когда я пришла в онкодиспансер, мне сделали биопсию и подтвердили диагноз». Наталью отправили на химиотерапию, чтобы сначала уменьшить опухоль, а потом делать операцию. «Но в результате лечения оказалось, что именно моя опухоль не очень восприимчива к этим лекарствам, и после шести курсов решили делать операцию», — рассказывает Наталья, которой в апреле этого года сделали полную мастэктомию. На очереди была лучевая терапия.

«В больницу к нам приходили девочки-добровольцы с подарками: легкие протезы, которые носят все женщины после мастэктомии, белье для этих протезов, массажер — разрабатывать руку;  специальную литературу, которая могла поддержать нас. Потому что там подробно описано — что такое химиотерапия, лучевая терапия, как нужно относиться к тому, что во время лечения выпадают волосы, и к другим проблемам, которые очень волнуют женщин в этот период».

Во время интервью Наталья раскрашивала свои портреты, выбирая любимые цветаФото: Анна Иванцова для ТД

Но самое главное было то, что все приходившие тоже были в программе «Женское здоровье» и утешали, поддерживали, делились опытом, говорили, что жизнь на этом не заканчивается. Наталье трудно сдержать слезы, и у нее немного дрожит голос, когда она рассказывает, как с ней связалась Татьяна Пономарева — руководитель программы в Орле — и пригласила ее на занятия.

«Я стала глубже чувствовать мир»

Курс «Акварель жизни» рассчитан на три месяца и делится на две части: часть первая — работа с психологами, часть вторая — работа с арт-терапевтами, где и происходит все творчество. «На этих занятиях девочки еще больше рассказывают о себе. Когда они работают с психологами, то этим заняты все их мысли. А когда они сидят и рисуют, они отдыхают — и разговаривают, если есть потребность делиться», — говорит Татьяна.

Фотограф распечатала портреты, сделанные во время интервью, и Наталья делала из черно-белых фотографий цветныеФото: Анна Иванцова для ТД

У Натальи собрано портфолио из разных рисунков: вот они рисовали генеалогическое древо, чтобы не забывать про корни — «ведь это то, что подпитывает нас и придает нам сил»; вот они раскрашивали мандалы — «арт-терапевт пояснил мне, что от занятия к занятию у меня не просто так меняется цветовая гамма, это значит, что настроение тоже становится лучше, что чувствовать себя и мир я стала глубже».

Цветовая гамма и правда заметно теплеет от рисунка к рисунку: появляется больше красного, оранжевого. По словам Натальи, на арт-терапии она узнала о себе много нового и неожиданного. Например, Наталью особенно похвалили за задание нарисовать себя в трех ипостасях: маленькую и напуганную, большую и веселую и — смелую, не боящуюся ничего: «Неожиданно для себя я нарисовала себя маленькую и испуганную очень карикатурно, никогда бы не подумала до «Акварели жизни», что так это увижу! Мне объяснили, что это хорошо, это значит, что у меня есть самоирония, и я не боюсь тех трудностей, с которыми сталкиваюсь», — говорит воодушевленная и заслуженно довольная собой Наталья.

Мы рассматриваем абстрактную картину в красно-розово-синих тонах. «Я назвала картину «Рассвет», думала, что просто так, а мне потом объяснили, что это именно рассвет, а не закат, потому что в закате нет холодных цветов, а у меня тут есть. Я подсознательно выбрала именно цвета рассвета — просто смешивала краски, и мне понравился этот цвет», — улыбается Наталья. А когда разговор снова возвращается к лечению, она говорит: «Нам все выпадает не просто так, а борьба с этой болезнью — хороший повод переосмыслить свою жизнь и начать ее как бы с чистого листа».

«Арт-терапевт пояснил мне, что от занятия к занятию у меня не просто так меняется цветовая гамма»
Фото: Анна Иванцова для ТД

Наталья достает из папки еще один лист — это список прав, которые есть у каждой женщины, но про которые так легко забыть: право быть счастливой, право думать о себе, право иногда ставить себя на первое место — последнее Наталье особенно врезалось в память. С этим правилом сложнее всего было более возрастным участницам программы, выросшим и воспитанным в Советском Союзе, рассказывает Наталья: «Я помню, мы очень долго обсуждали это с ними, они все говорили, что думать надо о других, а думать о себе стыдно. Но нам объясняли, что очень важно заботиться о себе и помнить о своих нуждах и своем счастье».

Каждый год в России более чем 64 тысячам женщин ставят диагноз «рак молочной железы». И так важно найти поддержку и понимание среди тех, кто перенес такую же операцию и знает — как непросто бывает восстанавливаться и бороться дальше.

Сначала в программе «Женское здоровье» появились группы взаимопомощи: женщины, которые уже прошли лечение, делились опытом с другими, навещали в больнице, помогали советами. Но нужна была и профессиональная поддержка, поэтому появился проект арт-терапии — психотерапевтическое сопровождение с элементами творчества, и в нем уже работает команда квалифицированных онкопсихологов, художников и онкологов. Арт-терапия — это альтернатива, которая дает возможность посмотреть в сторону жизни и радости, а не отчаяния и смерти.

Фонд «Нужна помощь» собирает деньги на оплату работы психологов и арт-терапевтов, на расходные материалы для арт-терапевтических групп в Москве и Орле. Подпишитесь на ежемесячное пожертвование, и это не только поможет женщинам, пережившим рак груди, продолжать восстановление, но и даст почувствовать, что они не одни.

Exit mobile version