Такие дела

Поговори со мной

Елена Волох за работой

Откуда же это берется?

В трескучий январский мороз

Вдруг майское утро ворвется

С волнующей свежестью рос.

После встречи с автором этих строк меня не перестает мучить вопрос, откуда же берется бесконечный оптимизм и жизнелюбие, которыми хочется заразиться как неизлечимым вирусом. В первый момент знакомства с Еленой я чувствую растерянность. Миниатюрная, с трогательной улыбкой и лучистыми внимательными глазами — полное ощущение, что она тебя видит. И хочется помахать рукой, улыбаться в ответ и поддакивать во время рассказа, задавая новые и новые вопросы. Но общаться приходится через переводчика. Елена плохо видит и не слышит.

Обманчивая легкость

Когда приходишь к Елене в гости, кажется, что в этой квартире живет человек, увлеченный балетом. У входной двери, в прихожей, в комнате — повсюду поручни. Очень похоже на балетный станок, но это для другого — они помогают Елене удерживать равновесие. Каждый день у этого «станка» она делает зарядку по методу Фельденкрайза. И мечтает поехать подлечиться в Израиль на Мертвое море.

Дома у Елены ВолохФото: Марго Овчаренко для ТД

Лена родилась обычной здоровой девочкой, активным любознательным кудрявым пупсом — как с обложки журнала. А в полтора года подхватила сильный грипп. Несколько месяцев борьбы за жизнь в больнице, осложнения, тяжелые антибиотики. Домой мама принесла Лену беспомощным инвалидом. Девочка перестала ходить, не сидела и с трудом держала голову. Несколько лет мама, Анна Михайловна, сражалась за здоровье Лены: бесконечные врачи, массажи, гимнастика. И в пять лет Лена снова пошла. Неуверенной шаткой походкой. Нарушения координации победить так и не получилось. Шаткой походка осталась на всю жизнь. А перед школой выяснилось, что девочка очень плохо видит. Пришлось идти учиться в интернат для слабовидящих. После очередной простуды потеряла слух.

Но упрямства и целеустремленности Лене было не занимать. После школы закончила сначала библиотечный техникум, а потом библиотечный̆ факультет Московского института культуры. Училась на общих основаниях, наравне со всеми. Вечерами вместе с мамой переписывала конспекты однокурсников. Так и училась. Найти работу после института оказалось делом не простым. Библиотеки отмахивались от девушки с инвалидностью, не верили в ее возможности. Лене с мамой очень не хватало поддержки отца — известный советский альпинист Владимир Волох погиб в горах, когда дочери было 16 лет. Но бюрократическую стену все-таки удалось пробить, и в библиотеках Елена Волох проработала 20 лет. А после судьбоносного знакомства в библиотеке с Натальей Кремневой — будущим бессменным главредом и идеологом журнала — и появился «Ваш собеседник».

Бобик в гостях у Барбоса

Девушки сразу подружились и часами болтали, отстукивая друг другу сообщения дактилем на ладонях. У Натальи — синдром Ушера, и она совсем не видит и не слышит. Когда Наталья узнала, что за границей издают журналы специально для слепоглухих, то загорелась идей создавать такой журнал и в России. В нашей стране есть несколько изданий на «брайле», для слепых. Но у слепоглухих — свои особенности, и многие из них шрифт Брайля не знают, так что эти журналы им недоступны.

Издание такого журнала в начале нулевых казалось почти невозможной историей, и все-таки Наталья сразу вовлекла в нее свою подругу Елену Волох. «Мы с ней были как два костылька, — улыбается Елена. — У меня походка шаткая, но я видела. А Наташа — не видела, но могла меня поддерживать. И вот так, держась друг за друга, мы перемещались по Москве». Первые номера журнала придумывали и делали на кухне, дома у Натальи. И каждый раз устраивали маленький переполох. Что-то роняли, рассыпали, разливали. Как-то после такой очередной кухонной редколлегии Наташин брат заметил, что все это напоминает мультик про Бобика в гостях у Барбоса. Так они с тех пор друг друга и зовут: Бобик — Лена, Барбос — Наташа.

Дома у Елены ВолохФото: Марго Овчаренко для ТД

Когда выходили первые номера «Вашего собеседника», в России гремели теракты. Совсем свежими ранами зияли «Норд-Ост», теракт на фестивале «Крылья» в Тушине, взрывы в российских городах. И в одном из номеров решили обсудить — что делать, если слепоглухой оказался в эпицентре теракта. Потом для таких обсуждений придумали отдельную рубрику «Как быть, если…» — и вот уже пятнадцать лет в ней разбирают разные жизненные ситуации и напоминают, что надо не стесняться обращаться к людям вокруг, показывать на уши и на глаза — чтобы кто-то обязательно понял и помог.

Раньше журнал делали вручную. Елена с лупой могла читать обычный зрячий текст и переводила его в брайлевский. Главред Наталья Кремнева вычитывала уже по брайлю и вносила свои правки. Потом все снова перепечатывали. Часами обсуждали каждую рубрику, редактировали каждую фразу. Дописывали, переписывали, спорили, не соглашались друг с другом. Вместе решали, как лучше. Помогала им неслышащая, но зрячая подруга Нина Соловцова. И волонтеры, которые верстали статьи и помогали издавать журнал.

Последние годы Елена Волох от работы над журналом отошла. Из дома выходить труднее, а освоить компьютер пока не получается. Но каждый номер ждет с особым трепетом и читает каждый материал. Все «Собеседники» толстой солидной стопкой гнездятся на шкафчике возле любимого кресла в гостиной. «Мне журнал дает подпитку и стимул жить, работать и бороться, — говорит Елена. — Зажигает изнутри и заставляет действовать. Бывает тяжело на душе, а журнал почитаешь — и становится легче».

Теперь чтение и обширная переписка — ее главное занятие. Елена говорит, что больше всего любит читать про жизнь. Книги вроде «Похороните меня за плинтусом». И Дарью Донцову — за жизнелюбие. Литература и поэзия занимают особое место в жизни Елены Волох. Свое первое, еще совсем детское и наивное стихотворение она написала в пять лет. Стала лауреатом нескольких конкурсов, публиковалась в сборниках и десятках разных журналов. А пару лет назад ее стихи со сцены книжного фестиваля на Красной площади читала Диана Гурцкая.

Сейчас стихотворение Елены Волох, написанное в память о маме, участвует в конкурсе радиостанции Всероссийского общества слепых.

Мамочка, родимая, держись!
Как огарок угасает жизнь…

Я не раз в больнице той была,
Но тебе помочь я не смогла.

Милая, не верю, не хочу!
И от боли внутренне кричу.

Ледяное, белое лицо…
И друзей участия кольцо…

Не забуду взгляд твой голубой,
Чувства пережитые с тобой.

Если чем обидела, прости,
И в свою дорогу отпусти.

Если вам понравилось, проголосовать за Елену и ее стихотворение можно на сайте радио

Мама, Анна Михайловна, ушла два года назад. Она очень боялась, как Лена будет жить без нее. И навязала на годы вперед уютные шерстяные свитера, жилетки, шарфы и носки. Но Елена не одна. Рядом по-прежнему сестра, друзья, волонтеры, сопровождающие и — новый номер «Вашего собеседника».

Елена Волох за работойФото: Марго Овчаренко для ТД

Для подписчиков журнал «Ваш собеседник» всегда был бесплатным. Поначалу каждый номер вручную отправляли по почте. И тираж был всего около сотни экземпляров. Сейчас тираж уже 1700 экземпляров, и еще 100 экземпляров напечатаны шрифтом Брайля. Для тысяч слепоглухих людей в России этот журнал — единственный мостик к закрытому для многих из них миру, глоток информации и возможность найти новых друзей.

Пожалуйста, давайте вместе поможем не разрушиться этому мосту. Журнал «Вас собеседник» — единственное издание для слепоглухих людей на всем пространстве СНГ и России. Он помогает выйти за пределы вечной тишины и сумрака. Любое небольшое пожертвование, и особенно ежемесячная подписка помогут людям с одновременными нарушениями слуха и зрения оставаться на связи и сделают их жизнь чуточку легче.

Exit mobile version