Такие дела

70 лет вместе

Петр Тимофеевич и Валентина Ивановна

— Я большой охотник был погулять. Мы с ребятами брали балалайки, гармошки и шли через поле, через лес. То в одну деревню соседнюю, то в другую. Пока туда-сюда обернешься — так день и пройдет. А сейчас куда уж мне, едва с кровати встаю, совсем ноги не те, — вздыхает Петр Тимофеевич.

— Да что ты болтаешь и болтаешь все без умолку, как заведенный. Дай людям то хоть тоже вопрос задать, — наигранно ворчит Валентина Ивановна. Едва ли она разбирает, о чем там на самом деле болтает ее муж, чтобы бабушка услышала, приходится говорить очень громко и наклоняться точно к самому уху.

Петр Тимофеевич родом из маленького поселка Павловка Тамбовской области. Немцы туда не дошли. Петя, тогда еще подросток, помогал в тылу, как мог — косил траву, молотил зерно, стерег скот и возил из райцентра хлеб. От голода в деревнях ели все подряд — иногда неделями приходилось питаться одной травой, вспоминает Петр Тимофеевич. Его родные умерли от болезней и недоедания во время или сразу после войны. И 17-летний парень в 1947-м решил податься на заработки на север.

Петр Тимофеевич
Фото: Кристина Сырчикова для ТД

Устроился на лесоповал в Архангельской области. Там его и заприметила Валентина. Девушку впечатлило, как такой молодой хлипкий парень вместе со старшими валит вековые сосны и часами пилит древесину. Саму ее тяжелый труд не пугал — всю войну она тоже помогала на лесозаготовках.

Молодые люди поженились в Архангельске и вернулись в Тамбовскую область. Всю жизнь проработали в колхозе. Сменили с десяток специальностей — от грузчиков до дояров. Жили в небольшом поселке Сосновка на несколько сот жителей — если о нем кто и знает, то только по книге андеграундного писателя Алексея Шепелева.

Вырастили восьмерых детей, которые разъехались кто куда — в Петербург, Москву, Воронеж. Двое погибли в 90-е, остальные родителей практически не навещают. «У них своя жизнь, семьи, жены, дети, чего им старая бабушка», — вздыхает Валентина Ивановна и украдкой вытирает слезы.

Они не жалуются, пенсия у Петра Тимофеевича и Валентины Ивановны на двоих немаленькая — больше 40 тысяч. Куча грамот, даже поздравления приходили от президента — как ветеранам-тыловикам. Но разве помогут все эти бумажки разгрести метровые сугробы перед входом в дом, добраться в пургу до магазина за продуктами, растопить печь и наколоть дрова? Тут еще крыша прохудилась совсем — а в деревне и заплатить было некому, чтобы ее починили.

Валентина Ивановна
Фото: Кристина Сырчикова для ТД

Последние годы стало совсем сложно — зимой старики неделями не выходили из дома. Петр Тимофеевич, который раньше легко проходил по 20-30 километров до соседних поселков, с трудом переносит жизнь взаперти.

Полгода назад он совсем сдал, ноги очень болели, его увезли в тамбовскую больницу. Пока лежал 10 дней, понял, что домой уже не сможет вернуться — сил нет никаких. И тогда двоюродная сестра ему подсказала: спроси главу сельсовета, он что-нибудь придумает.

И глава Сосновки отозвался — предложил Петра Тимофеевича и Валентину Ивановну отправить в отделение сестринского ухода тут же, в родном поселке. Теперь они живут здесь постоянно, в собственной двухместной комнатке. С собой не взяли почти ничего — только увесистые пакеты с грамотами и наградами, которые всем с гордостью демонстрируют.

Кормят Петра Тимофеевича и Валентину Ивановну три раза в день, регулярно проверяют состояние здоровья и, если нужно, отвозят в больницу. Петр Тимофеевич обижается только, что его не пускают гулять в лес — боятся, как бы чего не вышло.

Фотография из семейного архива

Когда-то в Сосновке была полноценная участковая больница — пять медсестер и пять санитарок, но с каждым годом финансирование урезали, ставки сокращали. Сейчас осталась только одна медсестра, завхоз, четыре санитарки и заведующий отделением.

В 2015 году местный минздрав выставил отделение на аукцион, и тамбовская автономная некоммерческая организация «Опека» выиграла право на его полное содержание. За два года «Опека» сделала в здании, которому уже почти сто лет, все, что могла — вместо отопления углем провела в отделение газ, частично отремонтировала коридор, утеплила стены, поменяла часть коек.

В отделении живут пожилые или оставшиеся без попечения близких жители Мордовского и других районов Тамбовской области — бывшие работники совхозов и колхозов. Некоторых направляют сюда врачи, другим проживание предлагают главы сельских администраций.

«Опека» помогает подопечным во всем: выдает продукты, средства личной гигиены, одежду и вещи первой необходимости, оплачивает труд санитарок и медсестры. Только завотделения получает полставки из бюджета.

Валентина Ивановна и Пётр Тимофеевич выглядывают из своей комнаты, чтобы увидеть, кто пришёл в отделение
Фото: Кристина Сырчикова для ТД

Работы в отделении еще очень много, говорит замдиректора «Опеки» по фандрайзингу Нина Чеботарева. Нужно оборудовать новый туалет, поменять все коммуникации, перестроить столовую, протянуть газ от котла на кухню. А еще лучше сделать капитальный ремонт и полностью обновить здание.

Своих сил небольшой региональной организации на это не хватит. Частично содержание отделения покрывают частные спонсоры Тамбовской области и сами подопечные за счет пенсий, но на капитальные вложения этих средств не хватает.  У Петра Тимофеевича и Валентины Ивановны была тяжелая жизнь, давайте сделаем так, чтобы они могли провести последние годы в тепле и уюте, даже если родственники о них забыли.

Exit mobile version