Татьяна Парфенова и ее коллеги из фонда «Константа» семь лет не покладая рук помогают неблагополучным семьям удержаться на плаву и делают все, чтобы детей из таких семей не забирали в приюты
Считается, что детей изымают только из тех семей, где родители пьют, бьют детей, не заботятся о них и не любят. А значит, детям в таких семьях и не место. Поэтому фондам, которые годами бьются, чтобы вернуть детей родителям и прежде всего поддержать семьи в трудной ситуации, помогают неохотно.
Героям этих историй трудно сочувствовать, в них трудно увидеть себя. Это не онкология, которая может случиться с каждым, не инсульт, не тяжелобольной ребенок и даже не трогательный бездомный котенок. Практически под каждой историей семьи, оказавшейся на грани потери детей, в социальных сетях появляются десятки комментариев с вопросами: «Зачем таким помогать?», «Зачем рожать, если нет дома и денег?», «Зачем возвращать детей родителям, лишенным прав?»
Таких «зачем» много. «Такие дела» провели несколько дней в фонде «Константа», чтобы ответить на вопросы, зачем помогать таким семьям и что действительно можно сделать.
Это солнечное жизнерадостное утро Татьяна Парфенова встретила в кабинете нарколога-психотерапевта в центре Твери. С ним она встречается и разговаривает по телефону несколько раз в месяц. Татьяна — руководитель тверского филиала фонда «Константа» и возглавляет ключевую программу фонда, «Ребенок в семье». Телефон ее вечно разрывается: одни подопечные сами не могут записаться к врачу, другим нужна коляска, у третьих скоро суд по восстановлению в правах, звонят из соцзащиты, звонит электрик, звонят просят рассаду. (Один добрый человек внезапно пригнал целую «газель» рассады, семян и удобрений для семей в сельской местности.) Кому-то «Константа» помогает разово — например, восстановить дом после пожара. С кем-то заключает договор социального сопровождения, и помощь оказывается много лет: буквально за руку, шаг за шагом семью выводят из кризиса. Помогают хоть как-то решить жилищные проблемы, устроить детей в школу, восстановить документы, права на детей в суде. Особый приоритет — поддержка выпускников детских домов. Очень часто именно они оказываются в той самой трудной ситуации, уже создав собственные семьи.
«Константа» — единственный в миллионной Тверской области фонд, который занимается профилактикой социального сиротства и комплексной помощью семьям с детьми, оказавшимися в трудной ситуации. И таких ситуаций много, тут не только банальное бытовое пьянство.
Руководитель тверского филиала фонда «Константа» Татьяна ПарфеноваФото: Анна Иванцова для ТДСемье с детьми, особенно многодетной, очень легко перейти грань и стать неблагополучной. И у хорошей, дружной семьи может сгореть дом, может умереть один из родителей. Родители могут потерять работу и не найти другую, потому что даже в райцентре с работой плохо, а в сельской местности и того хуже. И вот уже нечем платить за услуги ЖКХ, долги копятся, нет денег на одежду, дрова для печи. Если вовремя не подоспеет поддержка, замкнутый круг нередко приводит к рюмке. Особенно если вокруг все именно так прячутся от своих проблем. И вот уже благополучная семья попадает на учет в органы опеки и попечительства, которые не могут не реагировать.
Иногда бывает еще проще. Сельская местность. Бабушка, мама и двое детей. Мама работает, бабушка получает пенсию. В старом доме сломалась печка. Новый котел, новая печка — затраты не огромные, но для одинокой мамы неподъемные, и она в слезах сама отводит в морозы детей жить в социальный центр. Потому что выхода нет, если никто не придет на помощь.
Программа «Ребенок в семье» — ключевое дело фонда. «Константа» начиналась в 2011 году с поддержки Торжокского детского дома, помогла с устройством десятков детей в семьи, а потом содействовала в преобразовании детского дома в современный социальный центр помощи несовершеннолетним, оказавшимся без попечения взрослых. Именно тогда решили, что нужно сосредоточиться на том, чтобы дети в детские дома не попадали. Заниматься прежде всего комплексной профилактикой социального сиротства. Помогать семьям выжить.
Особая история — жилье для сирот. Формально каждому выпускнику детского дома должно быть предоставлено жилье. В реальности, уверяет Парфенова, все выглядит несколько иначе. Часто за ребенком числится какое-то родительское жилье, из которого его и забрали в детский дом много лет назад. Это жилье может быть давно утеряно, находиться в непригодном состоянии, но пока формально оно за ребенком числится, никакого другого жилья от государства он не получит. Необходимо добиваться признания жилья непригодным, вставать на очередь и отстаивать свои права. Но эти ребята не знают, куда идти, как отстаивать эти самые права, и остаются на улице. В таких случаях «Константа» оказывает юридическую помощь, помогает с временной регистрацией, оформлением пособий. И добиться квартиры можно. Только в 2017 году для сирот в Твери было куплено 400 квартир.
В офисе благотворительного фонда «Константа»Фото: Анна Иванцова для ТДОт рассказа Парфенову отрывает очередной телефонный звонок. Она терпеливо, повторяя несколько раз, объясняет невидимому собеседнику, что заявление готово, но отнести его в соцзащиту нужно самостоятельно. Заканчивает разговор и поясняет, что вот как раз девочка-сирота после выпуска из детского дома, по сути, осталась на улице. Временная регистрация закончилась, с койки в общежитии пришлось уехать после того, как родился ребенок.
«Ранние дети — частая история у выпускниц детских домов. Им так не хватало любви и тепла в детстве, что они безоговорочно верят первому же, кто сказал “люблю”», — вздыхает Татьяна. За долгие годы работы с несовершеннолетними и выпускниками детских домов она видела сотни таких случаев. Все истории очень похожи, и всем нужно помочь не утонуть в отчаянии: возлюбленные часто исчезают в тумане, оставляя девушек с разбитым сердцем и грудным малышом. Сейчас фонд оплачивает девушке аренду жилья и готовит для нее обращение в суд. Надеются, что в следующем году вопрос с жильем для нее будет решен.
Когда фонд только начинал работать в Тверской области, сразу было принято решение сотрудничать с местными органами опеки и соцзащиты — не конфликтовать и не конкурировать. Только совместная работа будет эффективной, решили в «Константе» и в 2012 году заключили договор о сотрудничестве с правительством Тверской области. Районные отделы соцзащиты обращаются в фонд с ходатайствами об оказании помощи. Это очень ускоряет процессы. Но и простые граждане могут напрямую написать в фонд — по электронной почте.
«Все обращения мы проверяем. Когда ходатайство приходит из соцзащиты, мы уже знаем точно, что наша помощь там нужна. А обращения напрямую проверяем, потому что случаи бывают разные. Например, недавно пришло письмо: “Многодетная семья, мама-одиночка, сгорел дом, помогите”. Мы позвонили в местный отдел соцзащиты уточнить, какое состояние дома и какая помощь нужна. А нам сказали, что сгорел дом у бабушки детей в деревне, а мама с детьми как жила в другом месте, так и живет. А письма всем пишет сын этой бабушки, который живет в Москве и надеется починить дом чужими руками».
В офисе благотворительного фонда «Константа»Фото: Анна Иванцова для ТД«После передач Малахова и других телешоу в обществе появилось стойкое мнение, что соцзащита спит и видит, как бы поскорее изъять детей из семьи. На самом деле сейчас социальная работа с кризисными семьями построена так, что лишиться прав на детей еще надо умудриться, — уверяет Марина Евдокимова, директор Комплексного центра социального обслуживания населения Лихославльского района Тверской области. — Детей могут изъять временно в социально-реабилитационный центр после многочисленных предупреждений родителей. Родителям дают полгода, чтобы исправить ситуацию. Если ничего не меняется, потом дают еще полгода. И только через год мы можем подать иск о лишении родительских прав. За это время все силы бросаются на то, чтобы помочь семье. Сейчас дойти до такого, чтобы детей изъяли, и потом не реабилитироваться, это должна уже быть полная деградация. Таких немного. Большинство после временного изъятия детей берется за ум. Хотя бы временно».
Как раз таких родителей, подопечных Евдокимовой, и возила с утра к наркологу Татьяна Парфенова. Когда детей забрали, родители опомнились, отец уже устроился на работу и оба согласились пройти лечение.
А сегодня Марина Евдокимова приехала в офис «Константы» с предпринимателем, который будет строить новый дом для еще одной лихославльской семьи. В семье недавно родился десятый ребенок. Папа на пенсии, мама последние пятнадцать лет в декрете. Семья не пьет, у них большое хозяйство, но собственных сил улучшить жилищные условия нет. Двенадцать человек ютятся в небольшой избе, единственная комната которой вся заставлена кроватями. Фонд «Константа» взялся помочь со строительством дома.
«Мы постоянно ищем организации, которые могут помогать семьям в трудной ситуации. В основном это спонсоры на разовую помощь — купить холодильник, стиральную машину, кровати. “Константа” — единственная организация, которая помогает комплексно. И уж точно никто, кроме “Константы”, не берется оплачивать лечение людей с алкогольной зависимостью», — рассказывает Евдокимова.
Большинство уверяет, что у них нет проблем с алкоголем: захотят — сами бросят. Татьяна Парфенова говорит, что ежегодно они оплачивают порядка пятнадцати первичных семейных визитов к наркологу. Почти всегда это сразу несколько человек. Иногда не только родители, но и дедушки с бабушками. Многие звонят и говорят, что готовы лечиться, но так и не приезжают. «В какой-то момент мы даже хотели закрыть эту программу, — рассказывает Парфенова. — Не могли определиться, действительно ли она нужна. А потом поняли, что 56 процентов успешных случаев после лечения — это высокий результат. И эта работа нужна. Если в восьми семьях из пятнадцати взрослые люди завязали — это успех».
Руководитель тверского филиала фонда «Константа» Татьяна ПарфеноваФото: Анна Иванцова для ТДПочти каждый день в офис фонда приезжают представители соцзащиты одного из областных районов. Ездят по области и сотрудники фонда. Своей машины нет — ищут, кто может отвезти. Коллега Татьяны Парфеновой Светлана уже час висит на телефоне — ищет машину для поездки в Ржевский район. Там у фонда несколько подопечных семей: кому-то помогают с ремонтом, кому-то покупали детские кроватки, вещи, привозили продукты. Но сейчас больше всего беспокоит звонок, раздавшийся в конце мая. «Если не поможете, я повешусь», — в отчаянии сказал в трубку мужчина. «Константа» поедет разбираться, чем могут помочь папе с тремя несовершеннолетними детьми, живущими в отдаленной и малолюдной деревне. Когда-то это была большая дружная семья в большой деревне. Потом пятеро детей выросли и разъехались, мама умерла, деревня зачахла.
«Государство помогает в трудных ситуациях, но этой помощи не хватает. Буквально на прошлой неделе мы занимались помощью погорельцам. Галина, ее пожилая мама и маленькая дочка остались в полностью выгоревшей квартире с выбитыми окнами. В таком случае единоразовая выплата 16 тысяч рублей. Этой суммы ни на что не хватит, — рассказывает Парфенова, показывая фотографии сгоревшей дотла комнаты с черными бетонными стенами. — Только замена окон нам обошлась в 57 тысяч рублей. Конечно, мы этой семье поможем хотя бы восстановить дом. В таких случаях в России всегда помогали всем миром».
С начала года в «Константу» поступило уже 130 обращений за помощью. За каждым — семьи со своей бедой, и в каждой семье дети, судьба которых зависит от того, найдутся ли рядом люди, которые подставят плечо в трудный момент. За время своей работы в Тверской области фонд «Константа» помог 2067 детям. 1943 ребенка благодаря поддержке фонда остались в семье и не попали в детский дом. 13 смогли вернуться к родным.
«Константа» ежегодно оказывает помощь 200 семьям с детьми в трудной жизненной ситуации. Чтобы поддерживать семьи и находить индивидуальный подход в каждом случае, требуется слаженная работа команды: координатора проекта, социального работника и психолога. Фонд «Нужна помощь» собирает средства как раз на работу команды. А еще на семинары, где сотрудники разных организаций учатся эффективным методам работы с кризисными семьями. Пожалуйста, поддержите работу фонда даже самой незначительной суммой! 50, 100, 200 рублей ежемесячного пожертвования — это чашка кофе, проезд на метро, но дети двухсот семей смогут остаться дома! И семьи уцелеют. А значит, мир станет чуточку лучше.
Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»