Город заводов и граффити

Фото: Alexander Zemlianichenko/AP/ТАСС

Как живет город Выкса, где уличное искусство проникает в суровую реальность моногорода

«Идут два алкаша, видят арт-объект.
— Смотри, Петрович, мы не спим, — инсталляция!
— Подожди, сейчас насру рядом — будет перформанс».

Выксунский анекдот

С 9 по 11 июня в городе Выкса Нижегородской области, где живут 60 тысяч человек, прошел фестиваль «Арт-овраг». Туда съехались сотни российских и иностранных художников, дизайнеров, урбанистов и стейкхолдеров. Его проводит с 2011 года при деятельной поддержке местных властей Объединенная металлургическая компания (ОМК), управляющая выксунским заводским комплексом по производству труб и автомобильных колес.

На протяжении восьми лет моногород Выкса украшают граффити, муралами [крупное изображение на стене. — Прим. ТД], инсталляциями, общественными пространствами. «Арт-овраг», как квинтэссенция всех этих понятий, на несколько дней охватывает практически весь город, от самого завода, где проходят производственные перформансы, до удаленных дворов, где показывают результаты джентрификации. Но есть ли жизнь за пределами «Арт-оврага» и истории про благоустройство? «Такие дела» изучили Выксу и пообщались с местными жителями, чтобы узнать это.

Заводской батюшка

Отец Димитрий, настоятель храма Иоанна Богослова на улице Ленина, служит в Выксе уже 17 лет. Перед разговором он провел обряд крещения младенца в большой семье с женщинами в ярких платках и мужчинами в одинаковых, но разноцветных рубашках. Закончив ритуал и прочитав короткую проповедь о том, что каждый человек рождается во грехе, священник по смартфону включил звук колоколов храма («в Москве программу написали») и отошел в построенную и спроектированную им трапезную.

За неделю это было уже второе крещение, которое провел священник. Активных прихожан, по словам Димитрия, много — небольшой храм на воскресных службах часто оказывается забит. Перед крещением, в частности, причащались несколько десятков детей — для них при храме открыта детская комната, где им показывают воспитательные фильмы и мультики. Готовится к открытию и воскресная школа, где от мультиков церковь перейдет уже к более серьезному вовлечению, работают логопед и психолог.

Рабочие идут со сменыФото: Alexander Zemlianichenko/AP/ТАСС

Не только приход отца Димитрия последние годы чувствует себя хорошо и разрастается, но и вся Выксунская епархия, не в последнюю очередь благодаря ОМК, жертвующей много денег на церковные нужды. Сейчас, в том числе благодаря этим пожертвованиям, в Выксе есть сеть военно-патриотических клубов «Витязь», духовная школа, православный детский сад, четыре храма и восстанавливающийся Иверский монастырь. Его монахини относятся к «Арт-оврагу» и в целом к выксунскому культурному проекту максимально лояльно и даже размещают часть гостей фестиваля в своих кельях. Того же мнения и отец Димитрий.

«У меня, конечно, есть какие-то недопонимания. Я не понимаю многого в арт-искусстве, но это объединяет молодежь на какие-то угодные начинания. Молодежь надо забирать с улицы, чтобы они не проводили время праздно. Может, они найдут для себя цели в этом арт-искусстве», — уверен священник. Сам отец Димитрий участвовал в фестивале в прошлом году, его старшая дочь несколько лет подряд помогала фестивалю как волонтер, а младшая участвует в перформансе «Страсти по Мартену», проводимому на месте последнего цеха с мартеновскими печами, закрытого в марте в связи с переходом на новые технологии. В ходе представления хор из местных детей в форме рабочих исполняет песню рядом с открывающимися печами, затем перформансисты из Москвы в той же форме танцуют и выбегают с белыми флагами, и в завершение ложатся в бетонные ямки.

Панно «Хороший урожай» Автор Слава ПТРК, 2016 г.Фото: АРТ-Овраг

«Я молюсь за руководство завода и за всех его работников, чтобы Господь всех их укрепил и помог им — время сегодня все-таки нелегкое», — признается отец Димитрий. На вопрос, не стоило бы в это нелегкое время потратить ресурсы на прямую денежную помощь людям вместо арт-проектов, священник отвечает евангельской притчей. «Один человек ранним утром вышел на торжище, увидел праздно стоящих работников и нанял их по одному динарию. Вышел туда к полудню и увидел еще праздно стоящих — нанял их тоже по одному динарию. В шесть часов вышел — опять нанял людей, и тоже по динарию. Когда наступило время расплаты, он заплатил всем по динарию. Те, которые больше работали, стали возмущаться: «Как же так, господин, мы претерпели и зной, и всю тягость дня, а ты платишь нам столько же, сколько тем, кто пришел в шестом часу?» Человек отвечает: «Друже, а мы разве с тобой не договаривались за эту цену?» Я думаю, это не в моей компетенции решать, куда тратить эти деньги. Если дирекция завода решила, что нужно сделать этот «Арт-овраг», значит, это их решение, правильное или нет», — поясняет священник.

Заводской рабочий

Жизнь в городе действительно нелегка, признает рабочий завода среднего возраста Александр, но по крайней мере спокойна — криминала минимум. С работой все «средне»: строятся новые заводы-«пятитысячники», но старые предприятия не избавляются от старых проблем — условия труда, как и зарплаты, не многим лучше любого другого завода в стране.

Средняя зарплата заводского рабочего — 25 тысяч рублей, говорит Александр, но на предприятиях ОМК работают много частных и подрядных компаний (по большей части ремонт и строительство заводских помещений), где оклад может быть меньше — и 15, и 20 тысяч рублей в месяц. «То, что говорят о средней зарплате в 35 тысяч — такого и близко нету», — признается Александр. По официальной статистике завода уровень среднемесячной заработной платы рабочих на 2018 г составляет 39 795,5 рублей.

В Выксу идет трудовая миграция из соседних моногородов, Кулебак и Навашина, которым повезло с образующими предприятиями куда меньше. В связи с этим возникает безработица среди местного населения, так как иногородние готовы работать больше, чтобы закрепиться на новом месте. «Раньше из пяти человек в бригаде пять были выксунских, то сейчас три человека иногородних, двое выксунских», — прикидывает Александр.

Инсталляция Леонида Тишкова «Луна»Фото: АРТ-Овраг

По официальным данным, на 2017 год численность безработных, состоящих на учете в Выксунском центре занятости населения, составила 353 человека (меньше процента населения), но на самом деле, говорит рабочий, их намного больше — мало кто регистрирует свой статус безработного на бирже занятости. Не так давно ОМК сократила две смены на цехе труб большого диаметра. В заводе это объяснили тем, что крупные заказы на трубопроводы для Северного потока-2 уже выполнены и отгружены, в связи с чем было руководство решило снизить нагрузку на завод. Персонал планируют перераспределить на другие участки предприятия, в новый трубный цех, который откроется осенью.

У молодежи Выксы не так много вариантов, как себя занять вне «Арт-оврага». Многих, говорит Александр, затягивает в «пивнушки и кабаки», которых в городе действительно много, за короткую прогулку можно насчитать около десяти. «Если брать большой мегаполис, там хоть поставь таких пивнушек 50 на район, их будет незаметно, а для маленького города тех же 50 будет слишком много», — полагает рабочий.

По его мнению, в городе не хватает развлечений и для детей младшего возраста. Во дворе Александра силами жителей при поддержке администрации два года назад соорудили большой корт для спортивных игр, но за это время его уже наполовину «ушатали», и в его ремонте и уборке жителям теперь приходится рассчитывать исключительно на себя.

Вместо абстрактных изображений, которыми уличные художники украшают стены многих жилых домов Выксы, Александр хотел бы видеть больше граффити с конкретным смыслом и тематикой, например, исторической: «Вот Жукова бы сделали, других полководцев, еще кого-то, а не то что там, каляки-маляки какие-то. Рисунок должен хоть что-то выражать». По его словам, многие не понимают, зачем тратить деньги на эти абстрактные рисунки, и говорят, что «лучше бы стену пустую оставили».

Отдельная тема — здравоохранение. Из выксунской ЦРБ практически по любой серьезной проблеме посылают лечиться в Нижний Новгород (около трех часов пути). «Я так понимаю, дело в нехватке квалифицированных врачей», — говорит житель.

Заводские ветераны

Особо остро эта тема стоит для местных пенсионеров. Виталий и Сергей сидят на скамейке в своем дворе и усиленно отбиваются от налетающих мошек. Им за 70 лет, первый проработал на заводе 41 год, второй 33 года.

«Каждый раз приходишь в больницу, и они говорят: ну, чего пришел. Я говорю: чего, лечиться. Плати, говорят, и будешь лечиться, — сетует Сергей. — А говорят у нас, вроде, медицина бесплатная. Только на словах теперь».

Виталий предпочитает сразу идти в частную клинику «Семья и здоровье», где, впрочем, подрабатывают те же врачи из ЦРБ, если верить пенсионерам. Операция на хрусталике глаза обошлась ему в семь с половиной тысяч рублей.

Автобусы на окраине ВыксыФото: Alexander Zemlianichenko/AP/ТАСС

— Ну, а так нормально все, живем…

— Да, конечно, нормально, иди — проживи на 14 тысяч!

— На 13, вообще-то…

Одна из главных жалоб местных пенсионеров, как и везде в России, — неравномерное распределение пенсий. Младший брат Виталия с куда меньшим стажем слесаря-гидравлика получает пенсию в 17,5 тысяч, потому что он проработал еще пять лет после наступления пенсионного возраста.

Виталию и Сергею завод не помогает, «помогает только себе». Тому же брату Виталия, впрочем, каждые три года ОМК дарит деньги — по три и три с половиной тысячи рублей. Небольшие денежные подарки пенсионеры получили в этом году в честь 260-летия завода. «Намылят тебе глаза и говорят: вот, типа помогаем тебе», — смеется пенсионер.

Виталий на «Арт-овраге» был один раз за всю его почти восьмилетнюю историю, а Сергею «не до этого». Против уличных художеств и инсталляций ветераны завода ничего не имеют. «Ну, а чего? Нравится людям — пусть будет. Мы об этом не волнуемся», — говорит пенсионер.

Заводские дети

Парень студенческого возраста по прозвищу Енот и его подруга старшего школьного возраста Лена гуляют по набережной у центральной площади Выксы, эпицентра «Арт-оврага». У Енота — длинные волосы, собранные в конский хвост, у Лены — ярко-белые и интересный пирсинг на лице. Особых перспектив, кроме как работать на заводе или стать частным предпринимателем, они для себя в городе не видят. Со вторым сложнее — магазины, парикмахерские, стоматологии и аптеки здесь уже есть в достаточном и даже в избыточном количестве.

«Страсти по Мартену» ОМКФото: АРТ-Овраг

Лена пока не знает, останется она тут или уедет: «Доучусь, и там уже как пойдет». Енот однозначно решил, что поедет учиться в Нижний Новгород, потому что все средне-специальные и высшие учебные заведения в Выксе обучают только специальностям, связанным с деятельностью завода. Он хочет стать геодезистом и кадастровым инженером — работы по такой специальности тут предостаточно (город медленно, но растет), но возможности выучиться по ней нет.

В городе действительно немного развлечений для молодежи, признают Енот и Лена, а гулять кроме парка особо негде. Единственное крупное ежегодное мероприятие в городе, помимо «Арт-оврага», — фестиваль бардовской песни, но это развлечение для людей постарше, к тому же в некотором удалении от города и несравнимое по масштабу. Если на «Арт-овраг» приезжают несколько тысяч человек из других городов России и из-за рубежа, то на бардовский фестиваль — не больше двух сотен.

Из других развлечений молодежь отмечает единственный кинотеатр, правда полукустарный, в местном дворце культуры: он представляет из себя огромное натянутое полотно в одном из залов и проектор. Из-за этого есть некоторые проблемы с репертуаром — прокатчики иных фильмов часто выставляют кинотеатрам жесткие требования, которым выксинский кинотеатр просто не соответствует. Сам дом культуры, впрочем, выглядит современно — ОМК отремонтировала его и регулярно привозит в Выксу московских артистов.

Скудный выбор досуга вынуждает молодежь либо ехать развлекаться в Муром, Владимир, Нижний Новгород, либо самоорганизовываться для продуктивного отдыха — в Выксе есть страйкболисты и ролевики, но куда популярнее компьютерные игры. Большинство знакомых Енота 16-20 лет «сидят дома и играют» в «Доту», «Контру», The Elder Scrolls: Online и «Овервотч».

Площадка в ВыксеФото: Alexander Zemlianichenko/AP/ТАСС

Молодежь не видит большого распространения благоустройства и так называемых «арт-дворов» (программы по улучшению дворов). Большинству людей не особо интересна культурная программа «Арт-оврага» и проводимые под его эгидой семинары, мастер-классы, выставки и перформансы, говорят ребята.

«Это город-завод, если уж на то пошло», — резюмирует Енот.

UPD. После публикации текста PR-служба связалась с редакцией «Таких дел» и обратила внимание на несколько фактических ошибок. Приносим извинения читателям. Кроме того, пресс-служба обратила внимание, что в мае 2018 года Выкса стала победителем федерального конкурса малых городов. В номинации «Малые города с населением от 50 до 100 тысяч человек» Выкса выиграла 100 миллионов рублей на проект благоустройства парка «Лебединый рай» и набережной Верхнего пруда 

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Текст
0 из 0

In this photo taken on Thursday, Aug. 10, 2017, local residents look at a sun-lit monument in Vyksa, a small town, about 290 kilometers (181 miles) east of Moscow, Russia. Russia’s political opposition faces an uphill battle against President Vladimir Putin in next year's election. But it is finding some support sprouting up in unlikely places _ the sleepy provincial towns like Vyksa. (AP Photo/Alexander Zemlianichenko)

Фото: Alexander Zemlianichenko/AP/ТАСС
0 из 0

Рабочие идут со смены

Фото: Alexander Zemlianichenko/AP/ТАСС
0 из 0

Панно «Хороший урожай» Автор Слава ПТРК, 2016 г.

Фото: АРТ-Овраг
0 из 0

Инсталляция Леонида Тишкова «Луна»

Фото: АРТ-Овраг
0 из 0

Автобусы на окраине Выксы

Фото: Alexander Zemlianichenko/AP/ТАСС
0 из 0

«Страсти по Мартену» ОМК

Фото: АРТ-Овраг
0 из 0

Площадка в Выксе

Фото: Alexander Zemlianichenko/AP/ТАСС
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: