Фото: Александр Стрепетов

Антрополог и преподаватель Высшей школы урбанистики Александр Стрепетов рассказывает, как активист из Колпина Олег Шляхтин и его твиттер пошли войной на глупость под отдельно взятым мостом — до которого без малого десять лет никому не было дела. Но нет уверенности, что война эта выиграна

«Давным-давно, еще до Петра Первого, местные жители считали, что под мостами живут тролли», — недавно о невысоком автомобильном мосте на окраине Петербурга никто не знал, а теперь НТВ снимает о нем четырехминутные сюжеты, полные глубокомысленных сравнений и исторических реминисценций. Неподалеку от моста-телезвезды — фотогеничные рабочие в красивой чистой форме манипулируют красивой чистой техникой, чуть дальше — ларек с шавермой и небольшое придорожное кафе. Вокруг в траве — следы скромного городского досуга: угольные кружочки кострищ и немного мусора. Имеются виды: опоры ЛЭП над русским разнотравьем, пологий глинистый берег Кузьминского водохранилища. На горизонте — селитебная территория Колпинского района.

Олег ШляхтинФото: из личного архива

Довольно часто здесь появляется городской активист Олег Шляхтин — создатель и единственный автор микроблога и телеграм-канала «Мост глупости», благодаря которым о мосте узнали далеко за пределами Колпина и Петербурга. Несколько лет Олег считает автомобили, которые разбиваются под мостом — из-за того, что высота моста не позволяет проехать под ним без потерь ничему, что имеет в высоту более трех метров и не умеет пригибаться. Первые телекамеры здесь появились после того, как под мостом разбилась сначала юбилейная, 140-я машина, а вскоре за ней и 150-я — аккурат 27 мая 2018 года, в День Санкт-Петербурга, когда городу исполнилось 315 лет.

«Сердце мое изранено»

«Сейчас-то, конечно, задорно! Раньше СМИ приезжали с кислыми лицами, ну и уезжали, а сейчас такая движуха, такой азарт — можно кафе открывать и столики ставить», — мы с Олегом беседуем как раз в придорожном кафе, и он рассказывает, как начинался твиттер «Мост глупости». Первые твиты набирали по два-три лайка, однако Олега это не расстраивало, даже заводило. Привлечение реакции СМИ — не единственная задача, которую он перед собой ставил: еще одна функция блога — документация, летопись аварий. «Даже если бы не начали снимать, мне было бы во что ткнуть чиновников, которые говорят: “Да фигня, там две-три машины врезалось!” Я могу взять и показать свой твиттер — вот, листай, видишь, сколько аварий? Так, в принципе, и получилось».

Но снимать начали: телевизионщики стоят под мостом в надежде поймать в объектив новую аварию. «У меня же глаз набит: я уже вижу, пройдет или не пройдет, а они за каждой “газелью” следят — вдруг влетит на камеру». Олег замечает, что и качество репортажей подросло: «Раньше просто штамповали какой-то набор абзацев и таскали из ролика в ролик, а теперь, я смотрю, одни нашли проектировщиков, другие — компанию, которая здесь недалеко ремонтирует эти “газели”, и там ремонтник рассказывает, что сейчас заезжие водители в основном уже бьются. Про проектировщиков 78-й канал выяснил: мост должен был быть пять метров высотой — не знаю, правда, пять метров до проезжей части или пять метров проем, — а застройщик просто построил на два метра ниже, чем по проекту, и приняли так».

«Мост глупости» — не единственный проект Олега. Он уже много лет занимается городским активизмом, стараясь по мере сил повлиять на развитие Колпина. Начал с написания обращений по поводу своего собственного двора, затем о других дворах района, дальше — больше. В местной администрации Олега очень хорошо знают и, наверное, немного боятся.

«Я сделал предложение по реконструкции двора, мне сказали: “В 2035 году мы, может быть, этим займемся”. Есть еще лужа, которую в 2026 году планируют заделать, — нормально, да? Луже тридцать лет, все жители этого дома ее знают как родную. 2026 год! У меня целая коллекция таких приколов. Это смешно, но у меня на самом деле ну не то что сердце разрывается, но очень сильно задевают такие ответы. Сердце мое изранено вот такими ответами».

Мост и депутат

Фотогеничные рабочие под объективами камер сделали то, что в плане работ называется «Оперативные мероприятия по дополнительному информированию участников дорожного движения об ограничениях, связанных с проездом под мостом № 1 через левый приток реки Кузьминки по Софийской улице», а если проще, то поставили перед мостом балку с гремящими висюльками и установили лежачего полицейского. Прокомментировать на камеру появление балки и висюлек прибыл депутат петербургского заксобрания от «Единой России» Алексей Цивилев — уверенный в себе и витальный, как Петр Великий в исполнении актера Николая Симонова в советской киноэпопее 1937 года.

Незадолго до этого триумфального появления перед телекамерами депутат Цивилев написал Олегу Шляхтину, и вместе они подготовили депутатский запрос в ответственную инстанцию. Так через девять лет после создания моста и бессчетного количества аварий (считает-то Шляхтин не с момента постройки) дело сдвинулось с мертвой точки.

— Не помешаю? — улыбающийся депутат входит в кафе, где мы беседуем с активистом. До 13:30 у него перерыв, а потом еще одно интервью. Депутат заразительно смеется и рассказывает, как телевизионщики убеждают водителей «газелей» попробовать все-таки проехать под мостом — чтобы картинка получилась хорошая.

— Большинство «газелей» — два и шесть метра, два и восемь, — объясняет Цивилеву летописец моста Шляхтин. — Когда СМИ пишут, что наконец-то проехала первая «газель», это смешно, потому что каждый день здесь проезжают сотни «газелей». Трехметровые даже проезжают. Со скрипом, со скрежетом — но проезжают. А выше, естественно, уже врезаются.

— А как для тебя этот мост стал родным? — интересуется депутат.

— Был этап, когда я решил худеть. У меня были большие проблемы с сердцем, и я ездил по той велодорожке — из Колпина до «Тойоты» и обратно. И все по этому мосту. Как-то мы с женой ехали — и прямо под нами врезалась машина. Я стал обращать внимание, что все время это происходит. Это было в 2013 году. Тогда не было еще фотографий оттуда, а потом, видимо, камеры в телефонах стали получше — и начали выкладывать в паблик ДТП и ЧП, а мы их обсуждали. Для нас в Колпинском районе это интересно, это каждый раз событие. Новая фотка появилась — обсуждения, предложения, потом снова забыли. И тогда я решил сделать отдельный блог.

— Не знаешь, понизить уклон-то можно? Не мост поднять, понятно, а снизить?

Читайте также Расплата за ямы   История Дмитрия Петрова, отсудившего у мэрии деньги за ремонт машины, которую повредил на дорожных ямах  

— Там сейчас, возле моста, украдено три люка, я уже позвонил в 004 — и их огородили. Но если заглянуть внутрь, видно, что вода стоит, где-то метр остается до асфальта. Значит, нужно будет здесь срывать, делать гидроизоляцию, делать откачку воды — деньги, деньги, огромные деньги! А здесь даже не могли балку повесить. Мне кажется, весь этот вопрос вообще выеденного яйца не стоил. Ничего бы этого не было, если бы балка просто висела более крепкая, начиная с первого ДТП, — заключает Шляхтин.

Больше чем мост

Поговаривают, что появление возле моста дорожных рабочих, а их усилиями — балки и лежачего полицейского могло быть связано не только с активностью депутата Цивилева и неравнодушного Шляхтина, но и с загадочным возникновением возле Моста глупости картонного героя — superАлбина. Фигуру в плаще супергероя и с лицом вице-губернатора Санкт-Петербурга немедленно сняли на видео и выложили в YouTube.

Через несколько дней после публикации записи пользователь под именем Игорь Албин оставил под видео гневный комментарий: «Удивительно дешевая заказуха, которую растиражировали некоторые СМИ. Видимо, нет других информационных поводов. Друзья, мост был построен в 2009 году. Но как-то раньше его не замечали. Две пятилетки не видели этой проблемы. Ну да ладно, исправим, я хоть и не герой, но способен исправлять чужие ошибки, впрочем, как и свои». После этого фигуру superАлбина видели в других районах Петербурга: то на автомобильном мосту, который построили впритык к жилому дому, то в неубранном сквере. Что-то явно происходит, но никто не понимает что.

Читайте также Избушка в элитном квартале   78-летняя старушка живет в разрушенной избе, которая стоит в самом центре Омска, во дворе двух элитных многоэтажек  

А депутат Цивилев смеется:

— Здесь непонятно, чья глупость. То есть глупость. Но чья?

— Здесь схождение всей глупости в одном месте. Каждый немножко сглупил — и все соединилось под мостом. Вплоть до истории с биотуалетом, это было просто…

— А что за история с биотуалетом?

— Да все что могло произойти здесь — все произошло. 150-я «газель» в День города — вот подстроить не подстроишь. Потом биотуалет: об мост треснуло биотуалетом! Мне вообще кажется, что место здесь достаточно… интересное.

— Просто, может, место такое.

Олег и депутат еще долго рассуждают про городские проблемы и про то, что не хотелось бы для каждой создавать отдельный твиттер-аккаунт, обсуждают велодорожки, депутатскую этику и то, как не успеешь оглянуться — а тебе уже сорок. Цивилев уходит, на прощание просит формулировать городские проблемы и писать ему во «ВКонтакте».

«Мне кажется, у твиттера “Мост глупости” есть будущее, — говорит Олег, когда мы снова остаемся вдвоем. — Необязательно с мостом связывать, можно вообще какую-то глупость в принятии решений озвучивать. Мост — это же не только мост, а мост между человеком и проблемой. Между проблемой и чиновником. Между чиновником и человеком».

Американский исследователь науки, технологий и общества Лэнгдон Виннер в своей работе «Do Artifacts Have Politics?» пишет: «Любой, кто путешествовал по дорогам Америки и привык к нормальной высоте эстакады, вполне может найти что-то немного странное и удивительное в некоторых мостах через бульвары на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. Многие из эстакад необычайно низкие — всего лишь девять футов [2,75 метра. — Прим. ТД] в высоту. Даже тот, кто нечаянно заметил эту структурную особенность, обычно не склонен придавать ей значение. Обычно, смотря на такие вещи, как дороги и мосты, мы не ищем скрытых смыслов и воспринимаем их форму как безобидную».

А далее Виннер рассказывает, что множество мостов вокруг бульваров Лонг-Айленда было так спроектировано нарочно. Задумка заключалась в том, чтобы сохранить спокойное благополучие зажиточных жителей Нью-Йорка и позволить им отдыхать и проводить время на красивых бульварах без афроамериканцев и бедняков. Ведь они передвигались по Нью-Йорку в основном на общественном транспорте, который не мог преодолеть столь низкие эстакады.

С помощью этого красивого примера Виннер стремится показать, что мосты и прочие инфраструктурные объекты могут не только соединять, но и разъединять и в целом не настолько политически и социально нейтральны, как о них можно подумать. Но про это ли наш мост? Наверное, все же нет. Может быть, наш мост про то, о чем говорит Олег Шляхтин? А может быть, про что-то совсем другое. Или просто место у нас такое.

Так или иначе, в твиттере «Мост глупости» через несколько дней после нашей беседы появилось-таки обновление — 151-я «газель» преодолела возведенные на подступах преграды и врезалась в балку моста.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Читайте также

Вы можете им помочь

Всего собрано
294 057 978
Текст
0 из 0

Фото: Александр Стрепетов
0 из 0

Олег Шляхтин

Фото: из личного архива
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: