Ясли — это хорошо или плохо для ребенка, для родителей, для общества в целом?
В России больше 300 тысяч неудовлетворенных заявок в ясли. По прогнозам вице-премьера Ольги Голодец, в ближайшее время эта очередь может вырасти до 420 тысяч детей младше трех лет. С конца 2017 года правительство разрабатывает программу развития дошкольного образования, а к 2021 году в Россию должны вернуться ясли для детей от двух месяцев до трех лет.
Первые детские сады (для детей от трех до семи лет) появились в России в 60-е годы XIX века. Ясли — чуть позже. Детские сады чаще всего были платными, здесь детей обучали чтению и письму, закону Божию и иностранным языкам — то есть это были «развивалки» для состоятельной публики, которая заботилась об образовании потомства. Ясли же изначально задумывались в помощь работающим женщинам, их организовывали при заводах и фабриках. «В ясли несли своих детей только те женщины, у которых была “нужда безысходная”, а остальные предпочитали оставлять детей на попечение домашних нянь — сестренок, бабушек и других членов семьи», — пишет И. В. Чувашев в «Очерках по истории дошкольного воспитания в России». В 1904 году дамское общество города Владимира отправило губернатору такое письмо: «Признавая крайне нужным и своевременным прийти на помощь детям и матерям ввиду затянувшейся тяжелой и кровопролитной войны с Японией, лишающей семьи их отцов-кормильцев, кружок дам г. Владимира имеет честь покорнейше просить Ваше Превосходительство о разрешении открыть в г. Владимире первые “Ясли” для детей дошкольного возраста». Уже скоро после публикации письма во владимирских яслях воспитывались около 50 детей в возрасте от нескольких недель до восьми лет. Эти ясли были благотворительными: благодаря публикациям в газетах многие жители города жертвовали деньги на их работу.
Москва. 1932 год. 1-й Государственный подшипниковый завод был основан в годы первой пятилетки. Одновременно со зданиями будущего завода рядом строились детские ясли и сад для детей работников завода. На снимке: первая группа детского сада № 91Фото: ТАССПосле революции практически все ясли были закрыты как «вредный пережиток буржуазного общества». Потом, правда, были открыты вновь — ведь женщины должны были работать.
В 1990-е годы ясли стали постепенно закрываться. Как и предприятия, заводы и фабрики. Проще было сидеть с ребенком и сохранять стаж, чем искать работу, которой нет. «В девяностые ясли практически перестали существовать, — объясняет директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Татьяна Волосовец. Кроме всего прочего, Татьяна — постоянный участник программ Московского международного салона образования, на котором постоянно обсуждаются вопросы дошкольного воспитания. — Мужчины работали с утра до ночи, а женщины сидели с детьми. К тому же в советское время ясли и детские сады на 90 процентов случаев были ведомственными, которые принадлежали заводу или фабрике, какой-то компании. Закрывался завод — закрывался детский сад. Они начали закрываться в силу новых социально-экономических условий: уже не было Советского Союза, а в России еще ничего не было, уже не было советского, но еще не было российского. Даже если бы родители приняли решение отдать ребенка в ясли, то выбор был бы невелик».
1978 год. В одной из групп яслей № 346 Волгоградского района МосквыФото: Корзин Борис/ТАССТогда речь шла о выживании, считает Татьяна, а теперь времена изменились, рабочие места появились, женщины снова хотят работать. Или им приходится это делать, потому что больше некому. По статистике, 25,5 процента детей в России живут без отца. По данным переписи населения 2010 года, численность женщин, в одиночку воспитывающих детей в возрасте до восемнадцати лет, составляет пять миллионов. И далеко не всегда женщина может рассчитывать на помощь родственников или оплатить няню.
Подопечная фонда «Дети наши» Елена рассказывает, что ее младшему ребенку было два года, когда муж дал им 72 часа на сборы и выгнал из квартиры, за которую она до рождения ребенка платила сама. Алименты он платить отказывался, родственников, которые могли бы помочь, у нее не было, и пойти работать с маленьким ребенком на руках она тоже не могла. На помощь Елене пришла только подруга — она отдала ей пустую квартиру в Дмитрове, которую раньше сдавала. Елена с детьми переехала туда, но вопрос с работой так и остался нерешенным — в городе просто нет яслей. Формально есть пустующий детский сад, но, по словам Елены, он не работает, потому что у местной администрации нет денег на его ремонт и зарплату для персонала.
Детские ясли, 1960 годФото: ТАСС«Мне кажется, что ясли нужны очень многим мамам, — рассуждает Елена. — Есть неполные семьи, матерям-одиночкам невозможно жить на минимальную компенсацию, поэтому надо идти на работу. А как туда пойти, когда не с кем оставить ребенка? Я и сама раньше работала администратором. Надеюсь, что с трех лет смогу возить ребенка в детский сад и вернуться на работу».
«Мы считаем, что ясли для маленьких детей лучше, чем какие-либо другие формы, — объясняет Волосовец. — Ведь в ясельной группе детского сада, как и во всем детском саду, реализуются образовательные программы».
Но не все с ней согласны в положительной оценке роли яслей. Многие психологи говорят о депривации, потере контакта с ребенком. Алена Синкевич, психолог фонда «Дети наши», утверждает, что ясли — одна из форм социального сиротства. «С мамой отношения младенца выстраиваются не только на рациональном осмыслении, но и на инстинктивном. Когда мама отдает ребенка в ясли, это наносит удар по этой связи, и, чтобы она не прервалась, нужно прилагать большие усилия. Как устроены группы в яслях? Младенец готов, кроме мамы-папы, вместить в свою жизнь еще одного значимого взрослого. Если есть один и тот же воспитатель, к которому он приходит каждый день, то младенцу гораздо легче к этому привыкнуть. Это печальная альтернатива маме, но это тоже жизнь. Беда в том, что в российских яслях мало задумываются о таких вещах. Если у ребенка не один постоянный воспитатель, а много, то тут нарушается потребность ребенка в принадлежности одному взрослому.
1987 год. Детский сад № 447. Кварцевание в ясельной группеФото: Семенов Геннадий/ТАССЕсли к ребенку нет персонального внимания, то нет развития речи. Чтобы человек что-то захотел, надо с ним разговаривать, предлагать, спрашивать, а в яслях обычно все устроено по правилам: “Все гуляют — и ты гуляешь”, “Все едят — и ты ешь”. Можно хотя бы спрашивать: “Какую книгу ты хочешь читать сегодня?” Ребенку нужно пространство, чтобы он мог дать ответ», — рассказывает Синкевич.
«Никто не спорит с тем, что ребенку до трех лет с мамой лучше. Мы с этим абсолютно согласны, — говорит Волосовец. — В силу психофизических особенностей маленькие дети чувствуют себя комфортно и безопасно только рядом с мамой. Но ситуации бывают разные».
Пока неизвестно, по какому принципу будут формироваться ясельные группы и каким будет максимальное количество детей в них. Если будут учитываться психологические особенности детей, а именно потребность в значимом взрослом и необходимость персонального внимания, «новые ясли» смогут решить проблему депривации. Но уже сейчас очевидно, что при нынешней демографической ситуации ясли необходимы.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»