Хотя большую часть года финны ходят в куртках, они очень спокойно относятся к наготе: празднуют дни рождения в сауне, не обращают внимание на голых велосипедистов и не задергивают штор
Если вы начали дружить или просто плотно общаться с финном, будьте уверены: рано или поздно вы обязательно увидите его без одежды. Или ее: пол неважен, правило одинаково работает и с мужчинами, и с женщинами.
В первый раз это наверняка произойдет в сауне. В Финляндии действительно царит культ сауны: фильмы, анекдоты и стереотипы отнюдь не преувеличивают его масштаба. Здесь можно попариться на колесе обозрения и в кабинке подъемника после катания на лыжах, на крыше и в подвале, в здании, спроектированном модными архитекторами, и в историческом особняке с печным отоплением. Сауны есть в большинстве многоквартирных домов, не говоря уже о частных. Нередко они заложены в планировку трех-четырехкомнатной квартиры. Финны честно, с энтузиазмом используют их по назначению, а иммигранты часто превращают в кладовки.
Сауной почти всегда заканчивается корпоратив, день рождения или даже свадьба. И, разумеется, в финскую сауну ходят только голышом — за редчайшим исключением.
Как и дни, когда в обычную придомовую сауну можно пойти без записи, в порядке живой очереди. Правда, в этом случае все-таки существует разделение на «мужское» и «женское» время. И тем не менее: скольких соседок по подъезду, с которыми вы почти не знакомы, а только так, здороваетесь иногда, вы видели голышом?
Одна из самых живописных локаций с сауной в окрестностях Хельсинки — рядом с природным центром HaltiaФото: из личного архиваКонечно, если вы войдете в сауну, завернувшись в полотенце, вас из нее не выгонят с позором. И даже не станут задавать неудобных вопросов. Но точно ужасно удивятся и вытаращатся, как если бы вы были пришельцем с планеты Нибиру. Потому что какой смысл прикрывать себя слоем ткани там, где гораздо приятнее, полезнее и естественнее быть голым?
Справедливости ради стоит отметить, что в России ходить в баню тоже очень любят. Общественные бани долгое время были инструментом социализации — как и сауны в Финляндии. И тысячи советских граждан и гражданок регулярно видели друг друга в чем мать родила. Но почему-то сегодняшние финны в массе своей относятся к любым формам публичного обнажения значительно спокойнее россиян, да и многих других европейцев.
Приведу пару конкретных примеров. Центр Хельсинки, прохладный вечер в середине лета. По бульвару едет колонна велосипедистов: женщины — совсем без одежды, мужчины — с носками на «причинных местах», как любят писать в отечественной прессе. Прохожие либо вовсе на них не смотрят, либо с улыбкой провожают взглядами. Кто-то вспоминает группу Red Hot Chili Peppers с их традиционным «socks on cocks». Никто не возмущается, не крутит пальцем у виска, не прикрывает глаза детям.
Или еще. В одном из домов нашего района на балконе квартиры на втором этаже сидит женщина лет шестидесяти. На ней — только полупрозрачное нижнее белье. Женщина явно не загорает — солнца нет: просто вышла покурить, не считая нужным специально для этого одеваться. Балкон отлично просматривается с улицы, но, повертев головой по сторонам, я замечаю, что оказалась единственной, кто вообще обратил на женщину внимание. Остальные спокойно идут своей дорогой, уткнувшись в экраны смартфонов или глядя перед собой, а не на балконы и окна.
В Финляндии матери кормят младенцев грудью в ресторанах или парках, и никто не требует, чтобы они удалились в специальную комнату. Люди переодеваются в купальники и плавки не в кустах, а прямо на пляже, накинув на себя полотенце или просто отойдя немного в сторону от толпы. Образ голого человека, радостно прыгающего в воду с пирса, постоянно встречается в финской рекламе. Только что познакомившиеся девушка и пожилая дама могут полчаса болтать, стоя голышом посреди раздевалки бассейна.
Тот самый бассейн, где можно пойти вместе с мамой в женскую раздевалку, даже если ты уже школьникФото: из личного архиваКстати, в ту самую раздевалку мамы нередко приводят с собой мальчиков лет шести-семи, а то и восьми, которые явно способны самостоятельно натянуть плавки и закрыть шкафчик автоматическим ключом. Дело тут не в гиперопеке, для финских родителей она не особенно характерна. Мамам просто так удобнее проследить, чтобы ребенок быстро переоделся и не опоздал на тренировку. И они не видят ничего страшного или опасного в том, что семилетний мальчик окажется среди толпы голых женщин. Что это каким-то образом травмирует или «развратит» его.
Зато в фитнес-клубе, куда я ходила в Москве, висели объявления, гласившие, что детей противоположного пола старше четырех лет родителям категорически запрещено приводить в раздевалку. Определить, какой подход более правильный, у меня, если честно, пока не получилось. И мальчики, слишком взрослые, чтобы считаться вроде как «бесполыми» крохами, в женской раздевалке меня все еще немного смущают.
При попытках объяснить отношение финнов к наготе на ум первым делом приходит царящий в стране культ экологичности и финской природы. Например, особым спросом здесь пользуются овощи и ягоды, выращенные не в Испании или Израиле, а именно в Финляндии. Плевать, что они не всегда вкуснее или красивее: главное — свои. Важнейшая часть национальной финской идеи — отдых в мёкки (mökki), домике в лесу или у озера, в глуши. Чем дальше от больших городов — тем лучше. Финны убеждены: что естественно, природно, не может считаться не только безобразным, но и «неприличным».
Есть, впрочем, и еще два ключа к пониманию отношения современных финнов к наготе: во-первых, умение не проявлять интерес к чужой частной жизни, а во-вторых, отсутствие строгих, навязываемых извне стандартов красоты.
Яркий пример финской бодипозитивной рекламыФото: из личного архиваДа, на обложки журналов тут чаще попадают обладатели тел спортивных — причем как молодые, так и более зрелого возраста. Вот только спортивное тело по-фински — не эфемерно-утонченное, с худыми руками и обтянутыми загорелой кожей кубиками пресса, а плотное, крепкое, кажущееся скорее даже полноватым, нежели астеничным. Неслучайно одной из первых вестниц бодипозитива в фитнес-сегменте Instagram стала финка Сара Пухто.
Раздеваться на виду у людей, зная, что им в целом все равно, как ты выглядишь, худой ты или толстый, есть у тебя целлюлит или нет, значительно проще: нагота часто пугает не сама по себе, а отраженная в глазах того, кто нас оценивает. Точно так же проще оставлять окна незашторенными, понимая, что в них вряд ли будут заглядывать. Финны не ощущают пространство за пределами дома опасным. Не стремятся от него отгородиться. А кроме того, чувствуют, что им нечего скрывать, — даже если речь идет о действиях, которые где-то имеют статус достаточно интимных.
За четыре года я настолько привыкла, что занавески висят на окнах просто как элемент декора и используются по назначению только в спальне — летом, во время белых ночей, — что мама, приезжая в гости, доводит меня до белого каления, когда с наступлением вечера старательно зашторивает окна во всех комнатах.
Ну, увидит кто-то случайно, как ты ходишь голой по квартире. Или как напиваешься, сидя на диване в одних трусах (для этого действия у финнов даже есть специальное слово: kalsarikännit).
И как в твоем доме идет своим чередом самая обычная жизнь, так и под твоей одеждой скрывается самое обычное тело. Да, может быть, оно не стройное, не спортивное, на нем есть шрамы, растяжки и родимые пятна. Но, если это оскорбляет чьи-то чувства, то это его или ее проблема, уверены финны. А никак не твоя.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»