Такие дела

Включить счастье в стратегию

Наталья Фролова c женщинами, которым помогает индийская некоммерческая организация Vishakha

Наташа проснулась от ярких солнечных лучей и непривычного гула. Вместо серой зимней Москвы за окном был ослепительный, пестрый Джайпур.

Утренняя летучка в маленьком офисе ее нового места работы тоже совсем не походила на привычный рабочий митинг. Все расселись кружком на полу, приветливо улыбались и ждали, что скажут две новые сотрудницы. От Наташи и Ренаты ждали чуда. Самый необычный и загруженный работой отпуск начался.

Москвичка Наташа Фролова и ее коллега из США Рената Помпеу-Пивидал на месяц приехали в индийскую некоммерческую организацию Vishakha, которая борется за права и расширение возможностей для женщин, молодежи и представителей стигматизированных общин «неприкасаемых». Основное место работы обеих девушек — международная компания SAP, производитель программного обеспечения для организаций. А работа в Индии для них — социальный отпуск.

Ежегодно около 120 сотрудников SAP разъезжаются по миру и целый месяц трудятся в разных некоммерческих и общественных организациях, помогая им преодолевать кризисы роста и решать важные для НКО задачи, на которые у тех нет собственных ресурсов, компетенций и опыта. Специалисты в области IT, финансов, маркетинга, бизнес-консалтинга приезжают в развивающиеся страны, чтобы консультировать и помогать компаниям из некоммерческого сектора.

Некоммерческим организациям таланты из глобальной корпорации достаются pro bono. Именно так работает глобальная социальная программа SAP Social Sabbatical. Компания сохраняет сотрудникам их ежемесячную заработную плату и берет на себя все расходы по организации поездки.

Сегодня специалисты многих компаний в России помогают некоммерческим организациям pro bono. Но в основном в свободное от работы время. Опыт социальных отпусков — пока малоизвестная практика.

Прием заявок начинается за год. Их всегда в несколько раз больше, чем впоследствии участников программы. Отбор серьезный, известны только даты и список стран. На какой проект тебя направят и что нужно будет делать — нет информации почти до самого конца. Наташа Фролова говорит, что такая неопределенность — очень полезный выход из зоны комфорта. В отборочном эссе она отметила, что ей было бы интересно решать задачи, связанные с маркетингом, хотя основная ее деятельность иного рода. И ей повезло.

Индийской Vishakha была необходима помощь в построении коммуникаций. В организации работает всего 25 человек. Своими силами им никак не удавалось перестроить коммуникации с учетом новой цифровой реальности. А неэффективная работа в соцсетях и интернете существенно тормозила привлечение новой аудитории, сторонников и волонтеров. Весь месяц Наташа работала в паре с Ренатой из США, сильным экспертом именно в пиаре и коммуникациях. И считает, что ей очень повезло оказаться рядом с таким профессионалом. В обычной жизни им никогда не удалось бы пересечься на одном проекте.

Наташа Фролова (слева) во время работы в индийской некоммерческой организации VishakhaФото: из архива Натальи Фроловой/SAP CIS

Каждый день девушки приходили в офис компании и работали вместе со всеми, стараясь максимально погрузиться в ежедневную рутину. Ездили в командировки по другим центрам Vishakha в стране, расположенным в труднодоступных местах. Именно там живут основные подопечные этой организации. Общались с людьми, встречались с преподавателями школ, которые учат детей грамотности.

«Это был полный выход за пределы привычного мира и очень интересный опыт»

«За месяц мы сделали оценку деятельности компании, — продолжает Наташа. — Разработали подробную стратегию коммуникаций, контент-план для соцсетей на несколько месяцев, инструкции и регламенты по разным темам. Vishakha остались очень довольны».

Вместе с Наташей и Ренатой по программе SAP Social Sabbatical в Индию приехали еще десять человек из разных стран. Они работали в других НКО, но жили все вместе. Вечерами собирались на крыше отеля и обсуждали, что произошло за день. Вместе путешествовали по стране в выходные.

«Мои глобальные коллеги участие в таком проекте воспринимают как отличный карьерный шаг. Для меня это было удивительно. Я ехала в Индию не для строчки в резюме. Но для них это хорошая возможность: участие в социальных проектах оценивают и работодатели, и отборочные комиссии при приеме на МВА в престижные университеты. В России на такое пока мало обращают внимание. Так что мой мотив был иной. С одной стороны, для меня очень ценно помогать людям. И это была отличная возможность помочь на практике. С другой — хотелось проявить те компетенции, которые мало задействованы в ежедневной работе. Я убедилась, что мне действительно интересен маркетинг и я могу заниматься задачами с маркетинговой составляющей. Когда я вернулась, мне поручили два новых проекта. У меня стало больше ответственности и самостоятельности в работе. Эта поездка будто дала мне квантовый скачок в осознанности».

Для компании это хороший способ удерживать таланты, предоставляя им возможность развития, считает Наташа, отвечая на вопрос, для чего все это нужно бизнесу.


 

Вера СоломатинаФото: SAP CIS

Не ради удержания, а именно как мера развития сотрудника в компании. Для топ-талантов, которые выгорели на своем месте и хотят искать новые возможности. Социальный отпуск — это отличный источник дальнейшего развития человека внутри компании, подключается к разговору Вера Соломатина, директор по персоналу SAP CIS.

75% участников программы возвращаются из поездок с новыми идеями о том, что они могут и хотят улучшить в компании. Эта мотивация прослеживается во всех ответах. Но pro bono программы — это лишь один из примеров того, что SAP делает в направлении корпоративной социальной ответственности (КСО).

В SAP КСО заложена в миссию компании, и это придает значительный драйв всем инициативам и проектам. Мы позиционируем себя как компания, которая заботится не только о получении прибыли, но и о том, чтобы сделать мир вокруг себя лучше, чище, добрее. Огромное количество наших КСО-активностей направлено именно на трансформацию серьезных и значимых областей человеческой жизни.

Глобальный SAP дает направления. Важно, чтобы в их русле двигались все офисы компании в 130 странах. Таких ветвей развития сейчас три. SAP помогает молодежи и студентам готовиться к новой цифровой экономике, получать необходимые навыки, узнавать о новых профессиях. Мы занимаемся технологиями, и наша ответственность — готовить будущие поколения к адаптации в высокотехнологичной среде.

Второе большое направление — это социальное предпринимательство. Третье — волонтерские и pro bono инициативы. Это три глобальных направления. Но подразделения компаний в разных странах имеют возможность генерировать самостоятельные социальные проекты, которые важны на их территории именно в это время.

Поддержка социального предпринимательства в Германии и в России будет разной

Какой будет программа, решает уже локальный офис.

Мы с 2015 года проводим конкурс социальных стартапов SAP UP и привлекаем в качестве экспертов и членов жюри НКО, образовательные учреждения и наших клиентов. Это не случайные люди и не просто наши клиенты — это наши партнеры в социальных начинаниях, с которыми мы совпадаем ценностно. Например, долгое время в жюри конкурса была компания «Медси», которая потом запустила совместный проект с одним из наших финалистов. Каждый конкурс случаются такие истории, которыми мы не управляем, они просто происходят. Мы приводим правильных людей в одно и то же место и даем им возможность общаться, создавать новые партнерства и проекты.

В нашей компании сильна европейская экспертиза работы со стартапами. Победителей мы отправляем в бизнес-акселераторы, где они прокачивают необходимые навыки. Важнейшая задача для нас, чтобы бизнес и наши клиенты тоже обратили внимание на социальные стартапы, увидели социальных предпринимателей своими глазами. И, возможно, нашли в них собственные точки интереса.

На крупных отраслевых мероприятиях вроде Международного горно-металлургического саммита SAP мы делаем «точки добра»: стенды с социальными проектами, которые поддерживаем сами. За четыре года проведения конкурса в разных странах мы получили около двух тысяч заявок на участие. Среди них каждый год находится около сотни качественных проектов.

Когда корпоративная социальная ответственность является частью ДНК компании, сотрудникам легче и проще выступать с любыми инициативами, а процессы идут быстрее. Социально ответственной компанию делают люди — каждый может прийти с идеей и быть уверен, что найдет поддержку.

В SAP есть волонтерская платформа, куда можно добавлять свои инициативы. Выбрать страну, город, посмотреть, какие социальные активности запланированы в ближайшее время, и присоединиться. Это может быть донорство крови, поездка в приют для животных или помощь с ремонтом дому престарелых, подготовка к марафону, обучение школьников технологиям.

Один из интересных pro bono проектов — это «Кейс-день». Собираются сотрудники из разных отделов и решают задачу какой-то местной социальной компании. Как мотивировать волонтеров-программистов заниматься с детьми или как повысить эффективность проекта «Дари еду». Сотрудники анализируют проект или продукт, по которому нас просят дать обратную связь. Один день — один кейс.

Наташа Фролова и международная команда SAP в ИндииФото: из архива Натальи Фроловой/SAP CIS

В прошлом году мы открыли программу стажировок для молодежи с ограниченными возможностями по здоровью. Они будут проходить годичные практики в SAP с последующим возможным трудоустройством и вливаться в нашу экосистему. У меня уже есть договоренность с ключевыми партнерами, которые готовы брать на работу ребят, обученных по нашим технологиям. К сожалению, у нас не очень доступный офис для людей на коляске. Но вариант с дистанционными стажировками мы тоже прорабатываем.

На работу в конкретной компании людей мотивирует совпадение ценностей и смыслов. Мы с каждым годом видим, как нематериальные ценности становятся все более значимыми. Растет количество сотрудников, заинтересованных в том, чтобы инвестировать часть рабочего времени в благотворительность и проекты по развитию их региона. Компания, которая такие возможности предоставляет, становится более конкурентоспособной на рынке труда. Она не только привлекательна как бренд для соискателей, но и удерживает людей внутри компании.

Молодежь, которая сегодня начинает строить карьеру, сразу обращает внимание, какие усилия прикладывает компания именно в социальном направлении, и прикидывает, насколько им вместе по пути. И вовлечение их в работу происходит на более высоком уровне.

Есть определенные метрики, по которым все глобальные компании видят, как показатели вовлеченности и удовлетворенности сотрудников напрямую коррелируют с прибылью и другими финансовыми показателями. Вовлечение — это устойчивость бизнеса.

Не все российские компании пока могут увидеть эти цифры, потому что у них может не быть этих метрик. Но само отношение к социальной ответственности меняется на всех уровнях российского бизнеса. Если еще десять лет назад основной вопрос относительно КСО был «зачем» — зачем на это тратить деньги и ресурсы, — то сейчас этот вопрос даже задавать неуместно.

Мой рецепт успешного КСО внутри организации: дать возможность сотрудникам проявлять инициативу, включить это в стратегию и оказать помощь со стороны руководства. Именно поддержку инициативы. Когда сотрудники приходят и говорят: «У нас есть идея», то нормальная реакция руководства должна быть: «Молодцы, делайте». Зачастую этого бывает достаточно, чтобы сформировать в организации устойчивую культуру внутри команды. У нас в компании, например, есть Happy SAPiens — это люди, которые самостоятельно придумывают и осуществляют много мероприятий без указаний и распоряжений сверху. Они делают благотворительные ярмарки, вечеринки, выставки, просто зная, что такой вид поведения в компании поддерживается и одобряется.

Exit mobile version