Такие дела

Я, вступая в ряды…

Ваня перед торжественной линейкой по случаю начала нового учебного года.

Несколько лет назад мы искали летний лагерь для дочери, и кто-то из знакомых порекомендовал «пионерский лагерь». Тогда я не понял, что лагерь «пионерский» буквально — в моем детстве все детские лагеря были пионерскими. Но когда увидел фотографии на сайте, не поверил своим глазам — дети в красных галстуках в середине 2010-х казались нереальными.

Пионерская дружина «Сигнальщики» была создана в 1995 году и существует до сих пор. Сейчас в нее входит около 70 ребят от 11 до 18 лет. Несколько раз в месяц они собираются на севере Москвы (помещение выделила районная управа). Дети здесь очень разные, они приезжают из Бирюлева и Новогиреева, с Патриарших и Пречистенки.

После официальной части дружинного сбора обычно происходит что-то еще — мастер-классы, занятия или, как в этот раз, настольные игры
Фото: Андрей Семенов
Торжественный вынос знамен дружины во время ежегодного Праздника пионерских традиций
Фото: Андрей Семенов

Когда я начинал снимать фотопроект, думал, что он выйдет саркастичным или даже злым, но неожиданно для себя увидел доброжелательных подростков, совершенно обычных, может быть, чуть больше открытых миру, чем я привык встречать.

С одной стороны, в их жизни очень много внешней пионерской символики — флаги, галстуки, барабаны, форма, — ко всему этому мое поколение 40+ относится неоднозначно. Они изучают историю пионерии и устраивают викторины по ней, помнят имена и дела пионеров-героев — да-да, и про Павлика Морозова тоже.

Маша — трубач дружины, перед торжественным построением
Фото: Андрей Семенов
Сдача зачета по игре пионерских сигналов на трубе
Фото: Андрей Семенов

С другой — в уставе организации прописан запрет на политическую и религиозную пропаганду, а несколько лет назад «Сигнальщики» вышли из состава Московской городской пионерской организации, в том числе и потому, что подчеркивают: они вне политики. И новые пионеры не клянутся именем Ленина и Коммунистической партии, но оставили себе обязанность «бороться за справедливость, творить добро и нести радость людям».

«Сигнальщики» очень похожи на ту пионерию, какой ее задумывали создатели в 1920-х. Это уже потом, когда их расстреляли в 1930-х, пионерская организация стала насквозь политической и формалистской.

Несколько лет назад Настя случайно поехала в летний лагерь, который проводит пионерская дружина. После окончания смены пришла в дружину и стала пионером
Фото: Андрей Семенов
Отношения между юношей и девушкой внутри дружины не редкость
Фото: Андрей Семенов

В дружину многие ребята попадают через летний лагерь, куда их отправляют родители. Примерно половина детей в лагере — пионеры. Многим приехавшим впервые «не пионерам» нравится эта романтика — линейки, костры, сборы отрядов, байдарки-палатки, и, вернувшись в Москву, ребята приходят в дружину «Сигнальщики».

Три месяца — испытательный срок, новичок ходит в статусе кандидата в пионеры. После этого его товарищи по отряду решают, достоин ли он красного галстука.

На сборе дружины, «перед лицом своих товарищей», как и тридцать с лишним лет назад, кандидат произносит клятву — не ту, что была на обложке наших тетрадей, обновленную, — и ему повязывают красный галстук.

Селфи между занятиями на сборе дружины
Фото: Андрей Семенов
Летний лагерь
Фото: Андрей Семенов

У каждого пионера есть поручение — следить за музыкальными инструментами или туристическим снаряжением, участвовать в подготовке походов, спектаклей, поездок, вести блог дружины, фотографировать и т. п. Кроме того, они волонтерят на городских фестивалях и праздниках. Работать приходится много, а в лагерях дни вообще расписаны по минутам, телефон достать некогда. Поэтому типы вроде Мишки Квакина тут не задерживаются, сюда попадают только дети со складом характера как у Тимура и его команды.

По результатам работы присваивается следующее звание, «ступень роста». Всего ступеней четыре, и до самой высокой, четвертой, за двадцать пять лет доросли только четверо.

Перерыв во время торжественного сбора
Фото: Андрей Семенов
Егор надевает парадную форму
Фото: Андрей Семенов

Многим ребятам я задавал вопрос, чем отличается та пионерская организация, в которой когда-то состоял я и все мои одноклассники, от дружины «Сигнальщики». И девушка Маша, пионерка и горнист, на минуту задумавшись, ответила: «Вы все это ненавидели, потому что для вас это было обязаловкой, а для нас это наш собственный выбор».

Штурм ворот — один из эпизодов военно-спортивной игры «Зарница»
Фото: Андрей Семенов
Ира перед приемом нового члена в ряды дружины
Фото: Андрей Семенов
После отрядного сбора
Фото: Андрей Семенов
В столовой летнего лагеря
Фото: Андрей Семенов
«Орлятский круг»
Фото: Андрей Семенов
Exit mobile version