Такие дела

Мы же чемодановские, свои!

Поздним вечером 13 июня 2019 года в селе Чемодановка Пензенской области раздалось: «Наших бьют!» С такими криками жители села бегали в халатах и домашних тапочках по родственникам и друзьям: цыгане — по своим, «русские» жители села — по своим.

Вскоре в соцсетях появились первые сообщения о массовой драке в Чемодановке. Официальная причина все еще выясняется, но основная из «народных» версий — подростки-цыгане пристали к двум 15-летним девочкам у пруда. За них вступилась беременная женщина, которую обидчики пригрозили зарезать, отец одной из девочек пошел к цыганам разобраться. Разговора не получилось, 14 июня мужчина вернулся с подкреплением, и встреча перетекла в драку. На следующий день, когда стало известно, что в драке погиб один «русский», а другой находится в критическом состоянии, несколько сотен жителей села собрались у дома культуры, часть перекрыла трассу М5. Люди требовали, чтобы цыгане уехали из села, скандируя: «Выселяй!» Чтобы освободить дорогу, в Чемодановку отправили полицию, ОМОН и Росгвардию. Тогда же задержали больше 170 человек, но быстро отпустили.

17 июня губернатор Пензенской области Иван Белозерцев объявил, что ситуация стабилизировалась. В тот же день похоронили погибшего местного жителя и появились первые сообщения о том, что из села принудительно вывезли всех цыган — несколько сотен человек. В пресс-службе губернатора сообщили, что цыгане ушли сами. Позднее по делу о драке были арестованы 28 человек.

«Никогда такого не было»

19 июня в Чемодановке тихо. Во дворах играют дети, подростки на мотоциклах предупреждают друг друга о машинах ГИБДД; только несколько полицейских, патрулирующих улицы, и бабушки, громко пересказывающие друг другу подробности драки, выдают постороннему взгляду, что пыль еще не осела.

«Бежали сотни, а наши-то с голыми руками!»

«Да, у них были биты с гвоздями и лопаты, лопаты!»

Свое название село получило в честь помещика Чемоданова: земли и имение ему отдал Петр I за Азовские походы в 1696 году. Сейчас село делится на две условные части: с одной стороны частные дома со скотиной, через лесок — обычные панельные пятиэтажки, магазины, школа, палатки с шаурмой. Вторая часть образовалась из-за птицефабрики в 1959 году. Правда, в 90-е фабрика обанкротилась и почти закрылась, а выжили местные жители благодаря валенкам — валяли прямо во дворах.

«С нами всегда рядом жили цыгане, — рассказывает жительница Чемодановки Светлана. — Наши дети вместе учатся в одной школе, вместе играли на поле в футбол. Цыгане приходили собирать на Пасху яйца. Жители отдавали им вещи, из которых выросли их дети, подавали еду. Здесь все друг друга знают, тут или родня, или друзья, или сват, или брат. Не только Чемодановка, но и [соседние села и поселки] Кижеватово, Сосновка, Лопатки. Не как в городе, когда не знают, кто живет в квартире напротив, а одна большая семья — сведения разносятся моментально».

Орудия, изъятые у задержанных участников конфликта в селе ЧемодановкаФото: Следственный комитет РФ

Так же быстро разнеслась и новость о жестоко убитом в драке чемодановце, десантнике Владимире Грушине. Это и сподвигло сельчан выйти на митинг к дому культуры и требовать выселения цыган. Однако по словам полицейских, Грушин скончался в больнице из-за случайно попавшего в голову камня. Такая же травма у водителя школьного автобуса Сергея Пугачева, мужа директрисы чемодановской школы, который все еще находится в больнице. 

Светлана — за окончательное выселение цыган: «Никто уже не сможет спокойно выпустить гулять детей и пройти по улице, не оборачиваясь и не ожидая удара в спину ножом или камнем по голове. Дела натворили несколько человек, а страдают все». И она же — одна из тех, кто считает, что судить всех цыган по одному поступку нескольких человек неправильно. Она уверена — в селе все было хорошо, пока не приехали новые, «чужие» цыгане и не поселились в конце улицы Кузнецова.

При этом она просит не упоминать ее настоящее имя — боится столкнуться с непониманием из-за поддержки цыган: «Я не знаю, что в горячих головах моих односельчан, подогретых фейками из интернета».

На деле о поддержке цыган и просьбе не торопиться с выводами о них говорят многие жители Чемодановки — но только шепотом и наедине.

«Мы не все такие»

Когда началась драка, люди вызвали полицию, но к их приезду все уже закончилось: в Чемодановке и Лопатках есть только участковый. Поэтому вызывали из районного центра — Бессоновки, которая находится в 30 километрах. В пресс-службе губернатора Пензенской области сообщили, что теперь отделение будет открыто, но как только решатся формальные вопросы: «Как будет найдено финансирование, помещение подготовлено в соответствии с требованиями к пункту полиции, и он сразу будет запущен. Может, месяц-два, может, чуть больше».

Жители села Чемодановка во время встречи с руководителем следственного управления Следственного комитета России по Пензенской области Дмитрием МатушкинымФото: Артём Коренюк/РИА Новости

У директора местного ДК «Юбилейный», историка Ии Гурьяновой в драке 13 июня случайно пострадал сын-студент — он шел мимо, когда на него налетели несколько цыган, избили и убежали дальше. Сама Ия рассказала, что после того, как ее сын поднялся с земли, к нему подбежал еще один цыган со словами: «Прости, брат. Это не мы, мы же чемодановские, свои, мы не все такие. Хочешь, на колени встану?» Позже парень сказал матери, что увидел его по телевизору, — уже арестованным.

По словам полицейских, цыгане в драке тоже пострадали. Были и разбитые машины — у «русских» две, у цыган три.

Когда сельчане на следующий день после драки вышли на улицы требовать выселить цыган, последних ни в Чемодановке, ни в Лопатках уже не было — уехали.

Группы и нации

Летом в конце 50-х — начале 60-х дочь цыгана и донской казачки стояла у своего дома в Чемодановке и ждала табор цыган на лошадях. Проезжая по уже построенной в 1949-м трассе М5, они всегда кричали ей: «Цыганка, ты чего здесь живешь? Поехали с нами!»

Это была бабушка Ии Гурьяновой. По словам директора ДК, селиться цыгане здесь решили уже в 1962 году, когда при птицефабрике были построены первые в селе кирпичные дома. Но в Чемодановке осесть им не дали, решили, что такое соседство будущей престижной советской фабрике ни к чему. Вместо этого выделили несколько улиц в селе Лопатки неподалеку.

Начало улицы КузнецоваФото: Елена Догадина

Со временем цыгане все-таки стали покупать в Чемодановке дома. В 80-е местные помнят только дом барона в начале улицы Кузнецова, которая и сейчас считается цыганской. «Заполонили село» цыгане, по словам жителей, после 2010 года. В отчете за 2019 год на сайте местной администрации указано, что в селе зарегистрировано и проживает 7521 человек, из них 982 — в Лопатках. Точное количество цыган не известно, но варьируется в пределах 600-1000 человек на оба села. Оба, потому что Лопатки— подведомственная Чемодановке территория, там нет ни школ, ни сельсовета, ни детского сада. 

В Пензенской области живет много национальностей. В Чемодановке как минимум пять: русские, мордва, татары, чуваши и цыгане. При этом цыгане могут относиться к группам с разными традициями и языками, но местные знают об этом немногое — «они не все друг с другом общались, делились как-то».

По словам эксперта антидискриминационного центра «Мемориал» Ольги Абраменко, живущие в Чемодановке цыгане — влахи, выходцы из древнего княжества на территории нынешней Румынии, православные христиане. Чемодановские цыгане не представлены никакой общественной организацией, так как новый глава Пензенской цыганской общественной организации не влах, а крым, это другая группа. Группа у цыган имеет большое значение. По словам Абраменко, они держатся своим кругом, редко заключают браки с другой группой, у них могут значительно отличаться обычаи и диалекты.

Губернатор области Иван Белозерцев на сходе граждан в селе Чемодановка Пензенской областиФото: Правительство Пензинской области/pnzreg.ru

Сейчас цыганские дома в Чемодановке и Лопатках пустуют, и приезжавший на место событий губернатор Пензенской области Иван Белозерцев заявлял, что в селе проверят законность выделения земельных участков и строительства. В его пресс-службе добавили: «Дома стоят, поселок охраняется от мародерства, и там ведутся следственные действия. Что касается фактов выделения земли и постройки на них участков и домов — будут проверяться на предмет законности. Если это будет самострой и суд примет решение о сносе, то такая недвижимость будет сноситься. Если документы на недвижимость в порядке — они останутся на том месте, на котором находятся».

Лопатки

— Какие доблестные цыгане, как вы их защищаете!

— Мы вас! — ответил полицейский.

— А нас-то что? Этот дом цыганский, построен на наркотики! Этот тоже! Все с моей дачи своровали.

— Женщина, давайте отойдем, вы нам тут пожалуетесь.

Полицейские пытаются отвести проходящую мимо бабушку в сторону, чтобы я ее не слышала, — журналистам запрещено разговаривать с жителями «цыганских» Лопаток. На месте выясняется, что еще запрещено фотографировать, да и заходить в село тоже нельзя.

Дорога из Чемодановки в ЛопаткиФото: Елена Догадина

От Чемодановки до Лопаток по короткой дороге идти 15 минут. В 90-е Лопатки были печально известны в округе как центр торговли наркотиками. Но тогда же ее и прикрыли, с тех пор жители села говорят, что жили с цыганами по соседству спокойно, проблем не было.

Формально Лопатки на карте одни, но для местных есть «цыганские» и «русские». Цыганские Лопатки — это две улицы: Светлая и Песочная, выделенные еще в 60-х на территории ближе к Чемодановке. Сейчас именно они оцеплены полицейскими: 15 июня здесь горели цыганские дома. Пока выясняют причину пожара, полиция охраняет брошенные дома от мародеров. Пока мародеров нет, патрульные подкармливают прибившуюся к ним банду из щенка и котенка.

Стоять патрули будут до тех пор, пока цыгане не вернутся в свои дома. Обещают защищать «и тех, и тех, без расовой дискриминации».

Учитесь отдельно

Где именно сейчас находятся несколько сотен человек, неизвестно. Власти к новым возможным столкновениям сельчан с цыганами не готовятся, но жители Чемодановки уверены — цыгане ушли недалеко, рассредоточились по округе, скоро вернутся — и боятся их возвращения. 

«Ходят слухи, что они выходят из леса просить еду, но им не давали. Они [просят еду, потому что] боятся за своих детей. Они за своих, мы за своих».

ШколаФото: Елена Догадина

Сейчас сельская школа передает детей «из рук в руки». В 2017 году 53 ребенка учились здесь в двух цыганских классах — из-за этой сегрегации школа попадала в отчеты центра «Мемориал» по дискриминации цыганских детей в российских образовательных учреждениях. Это подтверждают и в самой школе.

«Сегрегация была бы хоть в какой-то степени оправдана, если бы у детей был разный язык обучения, но цыганский язык нигде и никогда не участвует в школьной программе. Некоторые школы проводят отдельный Новый год и другие праздники для цыган (“у них другая культура”), отдельно кормят в столовой, не пускают в школьный туалет (“у них такая традиция — в кусты ходить”). Родители, видя такое отношение и отсутствие результата, забирают детей и помещают в обычный патриархально-семейный круг — с ранними браками, ранним деторождением. Таким образом права цыганских детей нарушаются с двух сторон: со стороны общины, которая не видит пользы от такого “образования”, и со стороны школы».

Читайте также Любовь и голуби   Простая цыганская семья из маленького города Пугачева прославилась на всю страну. 19-летняя Билана родила сына от 13-летнего Забара, и их личная жизнь стала достоянием СК, а потом и Первого канала  

Заместитель директора по воспитательной работе в чемодановской школе Ирина Николаева уверяет, что они относились к цыганским детям точно так же, как к остальным. Их ученики знали русский уже при поступлении, в школе говорили на нем хорошо, для них был создан цыганский ансамбль: «Мы их бесплатно кормим, бесплатные учебники. Когда только появились лет 10 назад, многодетные же все, почти всех бесплатно кормили. Нашим русским многодетным не доставалось, а их всех. Обидно, правда».

Если в чемодановской школе не было места, детей отправляли в школу соседнего села Кижеватово. Там всего пара цыганских домов — больше к себе не пускает мордва. О таком «народном контроле» чемодановцы отзываются с одобрением.

«Уедем сами»

Вскоре после произошедшего в одной из веток бурного обсуждения в соцсетях появился осторожный комментарий: «Мы не все плохие, мы уйдем сами». В ответ он получил: «Мы? Ты что, цыган? Жечь вас всех надо».

Памятник Ленину в кустах между частными домами на «цыганской» улице

Автор комментария, Василий, сегодня рассказывает, что в одном из соседних с Чемодановкой сел, где он живет, местные жители их поддерживают и сочувствуют. Его дядя, представившийся Рустамом, при этом отмечает, что в соцсетях гуляют слухи о цыганах, которые собираются со всей страны, чтобы мстить: «Но это не так, мы не приезжаем, а уезжаем». Сначала и они планировали уйти из своего села, как только уляжется шум: «Как раньше, жить никто не сможет, когда все немного утихнет, мы уедем сами». Но через несколько дней прислали сообщение: «Знаете, ситуация стабилизировалась. Люди уже забыли о произошедшем. Отношение к нам восстанавливается».

На встречах с властями и прокуратурой у жителей Чемодановки спрашивали имена девочек, их отца или беременной женщины, которые могли бы подтвердить причину начала конфликта. Имен назвать никто не смог. Полиция попыталась найти заявления на цыган от сельчан. Нашли штук пять-шесть за прошлый год: в основном писали сами цыгане.

Exit mobile version