О молодом краснодарском изобретателе Дмитрии Лопатине сегодня знают во всем мире. С 2010 года он занимается разработкой принтера для печати перовскитных солнечных батарей — элементов питания нового поколения. 26-летний ученый изобрел технологию напыления перовскита на стекло и пластик. Благодаря этой технологии солнечной батареей может стать покрытие для крыши, оконное стекло или даже материал для наружной облицовки дома. Уникальность принтера Лопатина в том, что однородность нанесения напыления на нем получается выше, чем на многих аналогах, разработанных в США и Австралии.
Литр через «Почту России»
В 2014 году для испытаний Дмитрию срочно потребовался растворитель. Он искал наименее токсичный, поскольку принтер делался для промышленного производства. Прочел массу научных статей и остановился на гамма-бутиролактоне. В Китае это вещество продавалось свободно, как у нас ацетон, поэтому Лопатин спокойно заказал целый литр через «Почту России», как заказывал много раз и другие необходимые для опытов реагенты. Правда, пока посылка шла из Китая в Россию, потребность в гамма-бутиролактоне у Дмитрия отпала — он придумал, как минимизировать использование имеющегося у него в наличии токсичного растворителя при печати солнечных батарей.
Так что, получив таможенное уведомление, очень занятой молодой человек за посылкой из Китая не торопился. Но через какое-то время Лопатину стали названивать из почтового отделения, умоляли прийти и забрать посылку: якобы таможня грозила штрафами. На почте ученого встретил таможенный инспектор и потребовал описать свойства прибывшего из Китая вещества, объяснить, психотропное оно или нет. Дмитрий ответил, что вещество не токсичное, но вот психотропное ли — сказать не смог.
В отношении Лопатина возбудили уголовное дело. Прикубанский районный суд Краснодара признал ученого виновным по части 3 статьи 30, части 2 статьи 228 УК РФ (покушение на незаконное приобретение без цели сбыта психотропных веществ в крупном размере), присудив три года условно. Но хотя бы обвинения в контрабанде (часть 3 статьи 229.1 УК РФ) с Дмитрия были сняты. Гособвинение просило 11 лет лишения свободы, заявляло о намерении обжаловать слишком мягкий приговор. Однако поднявшаяся в интернете и СМИ волна публикаций в защиту Дмитрия заставила прокуратуру изменить решение. Лопатина оставили в покое.
Сейчас судимость с Дмитрия снята, перед законом он чист. Но люди на волне интереса, поднятого СМИ, все строят догадки, как живет Дмитрий, чем занят после судов, не надумал ли эмигрировать. Поэтому я отправилась в Усть-Лабинск.
Между Краснодаром и Карлсруэ
Застать Лопатина в определенной точке планеты — большая удача. Потому что он все время куда-то едет. Из Краснодара — в Горячий Ключ, где у него часть производства. Из Краснодара в Карлсруэ в Германию, где занимается налаживанием промышленного принтера на заводе своего инвестора. Иногда во Францию, где его разработками тоже интересуются. С собой у Дмитрия всегда ноутбук, демонстрационные образцы солнечных батарей и куча непонятных для простого человека проводов и механизмов.
Из-за этого в европейских аэропортах ему частенько приходится объясняться со службами безопасности. Причем объяснения эти больше похожи на презентацию продукта. Недавно во Франции секьюрити не понравилось перемотанное синей изолентой зарядное устройство для ноутбука. По их правилам провозить в самолете модифицированную технику нельзя. Батарею изъяли и вместе с ней отняли целый ворох проводов, прихватив для комплекта еще и наушники. Потом разобрались, что опасности все отнятое не несет, но извиняться не посчитали нужным — просто уведомили: «Можете забирать».
Лопатин сегодня является учредителем двух компаний — «Фотохим Электроникс» и «Нанопринтинг». У него есть партнер по бизнесу Олег Баранов — соавтор Лопатина по патенту на технологию печати перовскитных солнечных батарей.
В минувший понедельник, 8 июля, Дмитрий отправился на Международную выставку промышленности и инноваций «Иннопром-2019» в Екатеринбург, чтобы представлять продукцию «Фотохим Электроникса» потенциальным инвесторам. Перед отъездом заскочил на полдня в Усть-Лабинск к родителям — забрать из домашней лаборатории необходимые для выставки приборы, в том числе головку от принтера, на котором печатаются солнечные батареи. Традиционно не обошлось без приключений. 9 июля выставку посетил президент России Владимир Путин. По этому случаю всегда принимаются усиленные меры безопасности. А тут ученый Лопатин со своей весьма странной деталью от принтера с красно-синими проводками. Конечно, вызвали взрывотехников. Деталь изъяли, тщательно проверили и только потом вернули хозяину.
В переездах ученый часто ночует где придется, бывает даже, что в палатке в лесу. А однажды и вовсе спал на полу в подземном паркинге. Было это на следующий день после того, как его на всю страну показали по ТВ в первом ряду на встрече с Путиным на форуме на Селигере. Из Селигера парень приехал в Москву. Пешком с вокзала добирался к своему другу в район Москва-Сити. Но по пути очень устал и, не долго думая, заночевал прямо на собственной куртке на полу подземной парковки.
Инвестор, найдись
Ни в какую Индию, как пишут многие, русский Кулибин не эмигрировал. В 2015 году окончил аспирантуру на кафедре радиофизики и нанотехнологий КубГУ, работает над кандидатской диссертацией. Пытается развивать собственное производство солнечных батарей в России, но инвесторы на Родине все никак не находятся. Дмитрия приглашали однажды на встречу к одному из олигархов из первой сотни. Но сотрудничество не срослось. Олигарх сказал, что в российские компании инвестировать он не рискует, однако обещал следить за успехами Лопатина.
В немецком инвесторе уверенности тоже пока нет. Своим Дмитрий в Германии себя не чувствует и опасается, что проект могут свернуть так же внезапно, как и запустили. Немецкий промышленник сам нашел Лопатина в 2016 году, прочитав о нем статью в журнале «Шпигель», и предложил сотрудничество со своей компанией RIVA Engineering, расположенной рядом со Штутгартом. Фирма строительная, изготавливает фасады для зданий. Задача, поставленная Дмитрию, — установить промышленный принтер и наладить производство солнечных батарей.
Чтобы у русского ученого были средства к существованию, владелец компании сделал его штатным сотрудником RIVA Engineering с зарплатой 2 тысячи евро, оплачивает жилье. Но денег Лопатину все равно катастрофически не хватает, учитывая затраты на научную работу и необходимость жить на две страны — Россию и Германию.
До уголовного дела о психотропном реагенте с финансами на науку было немного лучше. Молодой ученый получал гранты на развитие своих проектов. Это давало некоторую уверенность в завтрашнем дне. Дмитрий стал полуфиналистом Зворыкинской премии, победителем конкурса «Энергия молодости» в 2012 ассоциации «Глобальная энергия», побеждал в конкурсах «Энергетика будущего» и Russia Power. Кроме того, «Российская газета» писала, что Лопатин был единственным представителем от России на международном саммите науки и технологического предпринимательства Hello Tomorrow в Париже. Там его изобретение вошло в список ста лучших мировых проектов, заинтересовав такого промышленного гиганта, как концерн «Шелл». Но после громкой истории с обвинениями в контрабанде психотропного вещества с грантами у Лопатина проблемы.
Дмитрий, к примеру, выиграл грант от Российского фонда фундаментальных исследований, но деньги поступили на счет его вуза — КубГУ. А там, узнав об уголовном деле, грант быстро отправили обратно. Несмотря на то что ученый работу по гранту выполнил.
Также в июне 2018 года ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» обратился в Арбитражный суд Москвы с иском к компании Лопатина «Фотохим Электроникс» о взыскании 475 тысяч рублей. Но дело по соглашению сторон было закрыто.
В одном ряду с Дерипаской
Сейчас Лопатину помогают только родители. Каждая заработанная копейка идет на поддержку научных разработок сына. Живут Лопатины-старшие скромно, строят дом своими руками. И верят, что трудности когда-нибудь закончатся.
Мама хочет, чтобы сын остался работать в Европе, так как в России, по ее мнению, ученые никому не нужны. Отец же, наоборот, считает, что Дима должен найти себя именно в России.
Старшие Лопатины — инженеры-физики. Переехали на Кубань из Донецка, до этого несколько лет жили в Харькове. Из Харькова в Донецк уехали, когда Диме было три года. В 1991 году решили уехать и из Донецка. Там отец Дмитрия, Сергей Васильевич, работал на шахте. Когда давление на русскоязычное население Донбасса стало слишком уж сильным, семья Лопатиных приняла решение переехать в Усть-Лабинск, где жили родители мамы Дмитрия, Ирины Львовны.
Конечно, двум физикам в провинциальном Усть-Лабинске работать было негде. И мать, и отец Дмитрия вынуждены были сменить профессии. Но сына тем не менее в его увлечении наукой всячески поддерживали, втайне мечтая, что Дима станет известным ученым.
Сергей Васильевич в девяностые своими руками собрал самый настоящий компьютер. Тогда это было чем-то из области фантастики. Потом помогал сыну конструировать приборы. Лет в 15 Дима серьезно увлекся химией и экологией, подготовил доклад о необходимости переработки мусора. Одним словом, начал оправдывать усилия родителей. В старших классах был стипендиатом Фонда Олега Дерипаски — тот, будучи родом из Усть-Лабинска, помогает своим землякам. Каждый месяц талантливый школьник получал 4 тысячи рублей, что поддерживало семью и стимулировало мальчика. Затем Дима победил на краевой олимпиаде по физике и смог без экзаменов поступить в КубГУ на физико-технический факультет.
Парень хотел учиться там, где есть хорошая техническая база. Поэтому раздобыл адреса электронной почты нескольких преподавателей, занимавшихся научной работой, и написал им письма. Один из адресатов ответил. К нему на кафедру Дима и поступил. Во многом этот педагог определил нынешнюю судьбу Лопатина. Он сотрудничал с известным краснодарским предприятием «Сатурн», выпускавшим солнечные батареи для космической отрасли. И помог перспективному студенту устроиться на завод на практику. Там-то Дима и понял, что за автономными источниками питания будущее. Перовскит как компонент для производства солнечных батарей начали активно исследовать примерно с 2009 года. Вещество прекрасно работало, было недорогим, но КПД показывало низкий по сравнению с широко распространенными кремниевыми солнечными батареями — всего 10—13%. Поэтому разные ученые по всему миру работали и работают по сей день именно над увеличением КПД перовскитных солнечных батарей. Лопатин из их числа.
Сегодня Дмитрий полностью поглощен своим проектом. Он талантлив и целеустремлен. У него есть верная команда единомышленников — такие же молодые ученые Олег Баранов и химик Елизавета Коржова. Так что проект рано или поздно ждет успех, здесь нет сомнений. Вопрос лишь в одном — в России или на Западе?
К слову, в школе в родном Усть-Лабинске среди фотографий знаменитых выпускников фото Димы Лопатина висит рядом с фотографией Олега Дерипаски. Дмитрий мечтает, что когда-нибудь они встретятся в реальной жизни и Дерипаска, чем черт не шутит, решит инвестировать в проект Лопатина в России.