Такие дела

«Давай вместе будем»

Слева направо: Маша, Оля, Рома

Надежда

Девочка Надя родилась в конце 80-х в небольшой деревушке в Тверской области. Когда Надя училась в младших классах, умер папа. Мама помыкалась одна с двумя детьми и хозяйством в деревне и решила перебираться в город — увезла детей в Ржев. Снимала квартиру и работала, не переставая. 

После 9-го класса Надя с братом поступили в колледж. Брат влюбился в девочку Таню. У Тани тоже был старший брат, Саша. Гуляли вместе большой компанией. С Таней у Надиного брата ничего не получилось. А Надя с Сашей через год поженились и родили сына Максима. Наде едва стукнуло 16. Через три года родилась дочка Эльвира. А потом Алиса. Надя всегда хотела большую дружную семью, но муж все чаще пропадал и в итоге сел в тюрьму. 

Рома
Фото: Анна Иванцова для ТД
Надежда
Фото: Анна Иванцова для ТД
Дети играют во дворе
Фото: Анна Иванцова для ТД

Развелись. Надежда с тремя малышами осталась в общежитии — в комнате, купленной на материнский капитал. О новом замужестве и не помышляла. Работала в садике, куда ходили дети. С малышами немного помогала мама. От бывшего мужа приходили небольшие алименты. К ухажерам, не обходившим вниманием симпатичную одинокую девушку, относилась настороженно, присматривалась и избегала. Но одному наиболее настойчивому поверила. Тот говорил много правильных слов, пылко клялся в любви и исчез, когда Надежда рассказала, что у них будет ребенок. Сына Ромку он так и не увидел. 

Николай

Девушка Таня, первая любовь Надиного брата, через год вышла замуж за Николая. Они жили тоже во Ржеве, в нескольких улицах от Надежды. В двух комнатах в таком же общежитии. И Таня тоже родила четверых детей. Трех дочек и сына. А как-то вечером пришла с работы, легла спать, проснулась — сердце колотится, судороги. Николай несколько раз звонил в скорую и умолял их поторопиться. Медики приехали спустя несколько часов. Увезли Таню в больницу. Но так ничем и не помогли. На следующий день она умерла — в 27 лет. Младшему сыну, Олежке, только исполнилось два года, старшей, Кате, — 10. 

Денис
Фото: Анна Иванцова для ТД

Николай остался один с четырьмя малышами — и с головой ушел в работу. Своими руками делал ремонт и даже думать не хотел, как они будут жить дальше: ну кому он нужен с чужими детьми. 

В маленьком городке все на виду. Надежда с Николаем не раз пересекались то в соцзащите, то на детских мероприятиях, дочки Оля и Алиса учились в одном классе. Когда спустя полгода Надежда встретила Николая на дне рождения общих знакомых, стала расспрашивать, как они живут, как дети. Немногословный Николай позвал в гости. Потом приехал сам. А через пару дней позвонил и огорошил: «Давай сойдемся. Давай вместе будем». 

«Я сначала даже слышать не хотела об этом. Ну как так с бухты-барахты. Да и не могла себе представить сразу столько детей. Вдруг они не захотят…» — сомневалась Надежда.

А Николай так же просто снял дом и через неделю приехал за ними. И все как-то сложилось. «Если бы было плохо, у нас не было б Дениски», — улыбается Надежда. 

Олег
Фото: Анна Иванцова для ТД
Рома и Оля
Фото: Анна Иванцова для ТД
Рома
Фото: Анна Иванцова для ТД

Дениска, девятый ребенок Надежды и Николая, выходит из теплицы с важным видом, едва удерживая в руке здоровый огурец. Сейчас ему полтора года — он тут самый младший и самый главный. Грызть добычу садится прямо в грядку с капустными кочанами. 

Новый старый дом

Деления детей на «твой» и «мой» удалось избежать. Надежда с утра всех поднимала, кормила завтраком и отправляла в школы и детские сады, затем хлопотала по хозяйству. Николай работал слесарем на заводе «Арсенал». Все сами, жаловаться не привыкли, но, когда появился Дениска, жилищный вопрос встал совсем остро. Денег на аренду чужого дома не было, в общежитиях такой компанией невозможно. Надежда свой материнский капитал уже потратила на комнату — ее так просто и не продашь. А вот у Николая маткапитал сохранился. К нему добавили все сбережения – 100 тысяч рублей. Денег хватило на покупку половины старого деревянного дома в деревне недалеко от Ржева. 

«Фундамент крепкий, крыша не течет, печка не чадит, а остальное постепенно сделаем», — решил Николай, подписывая документы на покупку дома. 

Слева направо: Эльвира, Денис, Оля
Фото: Анна Иванцова для ТД

Дом — это только три большие комнаты, санузел и кухня с прихожей. Во дворе — теплица, сараюшка, огород. Отопление печное, газ баллонный — у соседей из второй половины дома газ проведен, но они не разрешили сделать от них отвод. А отдельно проводить дорого, большая семья не может себе это позволить.

Вся большая семьяФото: Анастасия Чистякова

Но когда Надежда, Николай и дети переехали, оказалось, что и других проблем достаточно. Кроватей не хватало. Оконные рамы были готовы рассыпаться от одного взгляда. Хитросплетения старой проводки грозили пожаром. Но перезимовали и по весне начали по-настоящему обживаться. Посадили огород. Завели двух поросят и кур. Николай начал ремонт: торопился поскорее поменять электропроводку и старые щитки. Своими руками он может почти все, к тому же помогают старшие мальчишки. Но, когда подсчитали все затраты на ремонт, ахнули — оказалось, что только на строительные материалы для новой проводки и замены всех разваливающихся окон нужно больше 100 тысяч рублей, а после покупки дома и дров на зиму сбережений у семьи не осталось.  

К тому же, когда Дениске исполнилось полтора года, пособие по уходу за малышом, которое получала Надежда, сразу превратилось из нескольких тысяч в 50 рублей.

Чудо

В конце концов Николай поменял работу — его ценили как слесаря высокой квалификации, хвалили, но платили около 15 тысяч. Устроился грузчиком в торговую сеть: там сразу пообещали 20 и повышение после испытательного срока. А потом случилось чудо, в которое Надежда, привыкшая рассчитывать только на себя, до сих пор верит с трудом. В местном отделе соцзащиты обсуждала с инспектором перевод детей в сад поближе к новому дому. И заодно рассказывала про их житье. Что уже получилось сделать, что планируют, что пока никак не получается. 

Алиса
Фото: Анна Иванцова для ТД
Маша (слева) и Оля
Фото: Анна Иванцова для ТД
Маша
Фото: Анна Иванцова для ТД

Через несколько дней Надежде позвонили с незнакомого номера, сказали коротко и просто: «Нам рассказали про вас в отделе опеки. Мы хотим вам помочь». Звонила Елена, координатор фонда «Константа» — и теперь она в лицах рассказывает, как первый раз приехала к семье в гости. «Они показывали дом, что сломалось, что разваливается, что нужно делать. Но на вопрос, чем вам помочь, Надя пожала плечами и сказала: “Ну, может, блендер?”»

Надежда смущенно перебивает: «Ну мы же думали, что справимся. Неудобно просить. Да и не верилось, что какие-то люди просто захотят нам помочь». 

Благотворительный фонд «Константа» единственный в огромной Тверской области занимается системной поддержкой семей с детьми. Чтобы дети жили дома, в тепле и безопасности. Часто жизнь даже благополучной дружной семьи оказывается под угрозой из-за обычных бытовых проблем, решить которые у семьи не хватает ресурсов. Лопнул в мороз котел, сломалась печка, или обвалилась крыша. Чаще всего подопечные фонда живут в сельской местности. Работы в районах немного, зарплаты низкие. Когда случается беда, семьям просто негде сразу взять деньги на новую крышу или новую печку. А в бюджете соцзащиты на такую помощь денег нет. 

Надежда с детьми (слева направо): Маша, Рома, Олег, Денис, Эльвира
Фото: Анна Иванцова для ТД

Семье Надежды и Николая «Константа» помогла со строительными материалами для ремонта, новыми двухъярусными кроватями для детей и новыми пластиковыми окнами. 

Фонд «Константа» ежегодно вытаскивает сотни семей с детьми из коммунального ада, помогает вернуть детей в семью, помогает с вещами и продуктами, консультациями юриста, психолога и нарколога. В отделах соцзащиты так и говорят: вам поможет только «Константа» — и дают визитку. А мы все вместе помогаем «Константе» вовремя подставить плечо поддержки таким семьям, как у Надежды и Николая. Мы собираем деньги на работу координаторов фонда, которые каждый день колесят по огромной Тверской области и помогают детям чувствовать себя в безопасности дома. Пожалуйста, поддержите это важное дело. 

Exit mobile version