Такие дела

Где у вас тут в мусульмане записывают?

Muslims sit in front of a huge poster showing the Moscow Kremlin as they come for prayers outside the Moscow Cathedral Mosque during celebrations of Eid al-Adha, a feast celebrated by Muslims worldwide, which Muslims in Russia call Kurban-Bairam, in Moscow, Russia, Tuesday, Aug. 21, 2018. Eid al-Adha or the Feast of Sacrifice is marked in the Philippines with prayers and the slaughter of goats and cows and their meat being given to the poor.

Каролина Павловская, 30 лет: «Я надела хиджаб ради Аллаха»

На первом курсе института я заинтересовалась кришнаизмом. Не ела мясо, изучала индийские веды, посещала храм.

После института начала работать стилистом. У меня был огромный шоурум на улице Правды, 150 квадратных метров, там были стиральная машинка и душ, мы в нем практически жили. Модные вечеринки, шампанское рекой. Все было классно, весело и здорово. Но даже тогда, стоя с бокалом вина на очередном мероприятии, я могла спросить: «Ребята, вы действительно считаете, что мы здесь все для того, чтобы заниматься модной фотографией?» И никто не мог понять, о чем я.

Жизнь моя превратилась в череду модных съемок с вереницей людей, у которых, кроме болтовни и понтов, ничего нет. В изнеможении я приходила домой, ощущала бессмысленность происходящего. Я решила закрыть шоурум. Мне нужно было подумать. Начала медитировать, стала чаще ходить в кришнаитский храм. Но эти поиски ни к чему не привели. Я разочаровалась в кришнаитах. И осталась без всего. Когда я это осознала, мне стало очень плохо. Сидела дома и рыдала.

В это время у меня в квартире делал ремонт выходец из Азии, возможно, таджик. Я как-то предложила ему остаться на ночь в одной из комнат, где мы часто собирались с кришнаитами и делали жертвоприношения на маленьком алтаре. Узнав об этом, он наотрез отказался там ночевать. «Девочка моя, ты в какой-то глуши и вообще не понимаешь, что происходит, — сказал он мне. — Сходи в мечеть, может быть, там тебе помогут разобраться. Господь один». И то, как он меня осек, произвело впечатление.

Вскоре я приняла ислам. Вначале было странно соблюдать все правила. Вставать среди ночи на молитву, совершать омовение. Я очень долго к этому привыкала. Постоянно носила с собой платок, чтобы молиться в нем.

На работе объявила, что я мусульманка, но никто не воспринял это всерьез. Как-то мы снимали одну певицу на песчаном карьере: красивый пейзаж, машина, на которой извивалась полуголая девушка. И тут мне стало не по себе. Я вспомнила аяты из Корана, из моей любимой суры «Ан-нур»: «Скажи своим дочерям и своим женам, чтобы покрывали вырезы на груди, чтобы носили покрывала — так их смогут отличить от рабынь и блудниц и не подвергнут оскорблениям». И вот я смотрю на певицу и на всю съемочную группу и говорю: «Ребята, куда мы скатились, это же полный трэш». В тот момент я покрылась платком и больше его не снимала. Перестала работать с певцами и певицами. В итоге открыла собственный бренд одежды. Назвала его «Ан-нур» в честь любимой суры Корана.


Каролина Павловская

Родители сначала думали, что ислам для меня — обычное увлечение. Со временем поняли, что все серьезно. Их дочка перестала одеваться как проститутка, перестала пить и курить. Однажды спросили, как бы проверяя: «Ты же не собираешься взрывать метро»? В шутку. Для них было важно понять, что я не в секту попала и адекватно все воспринимаю.

Один раз меня остановили полицейские на Ярославском вокзале. Я тогда уже была покрыта. Начали пробивать по террористическим базам, спрашивали у меня пять столпов ислама. Я понимаю, что, возможно, выглядела подозрительно. В итоге меня отпустили. Я испугалась, и у меня были мысли снять хиджаб. Но мысль о том, что я надела хиджаб ради Аллаха, а сняла ради людей, меня остановила.

Али (Алексей) Сиделев, 40 лет: «Я бегал между церковью и мечетью»

Я родился 26 января 1979 года в городе Чирчике (Ташкентская область, Узбекистан), в семье рабочих. Русский. Мои родители посещали церковь только в праздник Пасхи. Помню свой первый поход в церковь. Я стоял возле клироса и слушал детский хор. Священник, увидев мой интерес, разрешил подойти поближе.В девять лет я поступил в воскресную школу при Свято-Георгиевском храме города Чирчика, где окончил пять курсов. В это время я был в церкви пономарем. С годами меня стали привлекать к административной работе в церкви.

А потом я поступил в Ташкентское духовное училище, но, не выдержав испытаний в знании Устава службы на каждый день года, был отчислен. Не отчаялся, возвратился в Чирчик и продолжал духовную деятельность, вновь планировал поступление в ТДУ.

Православный храм, иконопись, богослужения с воспевающими песнопениями, требы, отпевания, крещение, бракосочетание и другое — это тот мир, в котором я жил и воспитывался большую часть своей жизни. Но вся моя начальная и духовная деятельность прошла на территории Узбекистана. Поэтому большая часть моих друзей — мусульмане. И как-то вдруг один из моих хороших знакомых пригласил меня посетить мечеть. Я подумал, почему бы мне не попробовать сравнить две эти религии. Ведь это два основных религиозных стержня в мире.

Это сравнительное религиоведение привело меня в ислам. Я не имел возможности изучить арабский язык, поэтому читал переводные материалы. У меня были вопросы к священникам, служителям мечети. Можно сказать, я бегал между мечетью и церковью. Это длилось где-то полгода. Друзья наблюдали, как и что я делаю, что сравниваю. Они все разные: верующие, неверующие. Я с ними делился: «В Коране вот так написано, а в Библии вот так».

Я задавал вопросы знающим людям и в церкви, и в мечети. И когда священник мне не смог дать четкого ответа, я услышал: «Алексей, брось это дело. Это тебя Сатана от христианства оттягивает». Конечно, я стал еще больше изучать ислам. Человек должен знать все. Даже если бы я был священником или у меня был сан, знание ислама или иудаизма дало бы мне возможность разговаривать с представителями других конфессий, мусульманами, иудеями.

Я принял ислам в 2003 году после тщательного изучения. Произнес шахаду — свидетельство принятия ислама в соборной мечети Чирчика «Янги Махаля» во время пятничного намаза в присутствии четырехсот мусульман. Потом я принимал участие в строительстве новой соборной мечети нашего города.

В исламе я себя нашел. Успокоился в духовных поисках, возможно, потому что в нем сохранился корень единобожия. Но я русский человек. Поэтому меня всегда тянуло в Россию. В Узбекистане ко мне начали относиться как к иконе какой-то: «Человек принял ислам». Я не хотел такой чести и славы. И это стало одной из причин, почему я переехал в Москву, Вторая причина — моя национальность, которую никто не менял. Перспектив в Узбекистане для русского человека мало. Также мне очень хотелось лично познакомиться с Али Полосиным, который перешел в ислам, имея сан священника. После Москвы я поехал в Саратов, чтобы получить гражданство. В Саратове это было сделать проще. Когда получил гражданство, я уехал в Ярославль, где живет мой отец.

С полицией или ФСБ у меня никогда проблем не было. Я знаю, что у каждого органа свои функции, они беспокоятся о безопасности граждан. Меня преследования не коснулись. Я даже получил одобрение от органов. Они вызывали меня, спрашивали о мировоззрении, интересовались моими взглядами. Никакого унижения от них я не испытывал.

Как ни странно, негатив и угрозы в мой адрес поступали от так называемых мусульман, не согласных с моей идеологией — мирного чистого ислама. Они ненавидят меня за то, что я призываю людей не ходить за ними. Я довольно часто выступаю в мечетях, рассказываю о своем пути.

На работе я молюсь, этого никто не запрещает. Когда устраивался на новую работу обычным охранником, там люди сразу сообщили в службы безопасности, дескать, у нас охранник читает намаз. А потом вдруг резко все угасло и все стало нормально. Может быть, сделали запросы в органы. Меня очень хорошо знают в правоохранительных органах как духовную личность. Поэтому я не переживал никогда по этому поводу. Я вообще никогда не прячусь, стараюсь быть открытым. И ищу во всем позитив, негатива и так много в жизни.

Зейнаб Нестерова, 59 лет: «Да будь ты хоть в шлеме, хоть в строительной каске!»

Я никогда не считала себя христианкой. Но верила в бога, в высшую силу, высший разум. Ходила в церковь, но в душе не получала отклика. А относить себя формально к вере не хотела. Я считаю, что это неправильно — определять свою религию по национальности, то есть, если ты поляк, то обязательно должен быть католиком, а если русский, православным.

Мы с мужем интересовались религиями, но это был скорее научный интерес. А в начале 90-х нас забросило в Египет. Это была первая мусульманская страна, в которой я оказалась. Меня поразил призыв на молитву. Когда я услышала это протяжное тягучее пение, что-то дрогнуло внутри. Было ощущение, что меня зовут. Вернулась в Россию я с очень позитивным представлением о мусульманах и Египте.

Тогда же в 90-х муж подарил мне Коран на 8 марта. Я улыбнулась и пошутила: «Ты бы мне еще паранджу подарил». Он отреагировал: «Почему ты так относишься? Почти миллиард человек считает эту книгу священной, а мы даже не знаем, что в ней написано». Я стала читать. Сначала показалось все очень туманно, и я ее отложила. А вот когда я приехала из Египта, то снова вернулась к чтению и увидела все под другим углом. Я читала мужу вслух Коран и говорила: «Это нечеловеческая книга, человек не мог так написать».

У меня было ощущение, что это «мое», но многое меня останавливало. В первую очередь, положение женщины. Видя арабок в Египте, я понимала, что такой быть не смогу. Поведение «правильной жены», которая занимается только семьей, детьми и кухней, слишком далеко от меня. Но когда я стала изучать ислам более плотно, то поняла, что все совсем не так. Можно заниматься бизнесом и быть мусульманкой, быть бизнес-леди и быть мусульманкой. Арабский образ жизни — это далеко не ислам. Я не могла и не хотела быть этой девочкой в юбочке и платочке. Я веду активный образ жизни: езжу на горных лыжах, занимаюсь дайвингом. Какие юбочки, платочки? А через пару лет, когда поняла, что могу найти свое место в исламе, я стала мусульманкой.

С мужем проблем никаких не возникло, хотя он ислам так и не принял. Но долгое время у меня были проблемы с мамой. Негатив с ее стороны чувствовала в течение полугода.

Покрылась я где-то через год, в 2001-м. Это было сложно. Друзья проявляли интерес, расспрашивали. Но некоторые говорили: «Мне тебя очень жаль». Часто на улице я ловила на себе негативные взгляды. Хотя, казалось бы, что такого? Всего лишь женщина в платке.

Даже с работой после этого мне пришлось расстаться. Это была швейцарская фирма. Я работала там пять лет, хорошо себя зарекомендовала. Сначала ходила в офис без платка, но у меня была длинная юбка, и все знали, что я приняла ислам. Со стороны начальства я сразу ощутила недовольство. Очень скоро мне создали невыносимые условия: постоянные придирки, засекали время прихода и ухода. В итоге я услышала: «Либо ты будешь такая, как прежде, либо увольняешься». Я сказала, что ухожу.

Остаться без работы было страшно. Но вскоре меня пригласили в фирму-конкурент. На собеседовании я сказала: «Я мусульманка, я в платке». На что начальник мне ответил: «Да хоть ты в шлеме будешь, хоть в строительной каске! Главное, чтобы ты у нас работала».

Дети по-разному восприняли мой приход в ислам. Старшая дочка с большим интересом и в итоге через пять лет после меня тоже приняла ислам. А вот сын, когда заканчивал 11-й класс, сказал: «Мама, а ты ко мне на выпускной вечер можешь прийти без платка?» Я сказала: «Нет, не могу». «Мам, тогда извини, но не приходи на выпускной». И я не пошла.

После очередного теракта в метро муж сказал мне: «Посиди, пожалуйста, дома. Не ходи на улицу». Он за меня боялся. Тогда люди вслед говорили неприятные вещи. Меня останавливали сотрудники МВД, допрашивали, обыскивали сумку. Но я могу их понять. Они боятся за свою жизнь. Женщина в платке и славянской внешности, — а вдруг она сейчас взорвется?

Павел Вишняков, 44 года: «Как будто я взлетел»

Когда я заканчивал школу, то думал, что в жизни приобрету нечто, что всегда мне будет нравиться, и это будет смыслом моей жизни. Тогда я и подумать не мог, что это будет ислам. Тот, кто воспитывался в Советском Союзе, был комсомольцем, пионером, знает, что мыслей про религию у нас не было вообще. В доме у мамы была икона, были какие-то книги, вроде сказок про Иисуса, но не Библия. При этом все себя считали христианами.

Я тогда жил в деревне, на севере Казахстана. Еще в молодости ходил по несколько километров пешком, от одного села до другого. Пока шел, всегда мысли в голове были о том, что есть что-то высшее во Вселенной. Но в юности главным для нас были спорт, девушки, драки, выпивка, дискотеки.

Когда я пошел в армию, шла война в Таджикистане. Я был постоянным дежурным по роте. Помню, как-то стою днем на дежурстве, и показывают по телевизору, как 201-ю дивизию в Таджикистане полностью расстреляли. Это был 1993-1994 год. У меня слезы на глазах. Я в свое время был патриотом, тимуровцем, старался быть правдивым, справедливым, честным. Когда я увидел, как моджахеды расстреляли молодых ребят, я решил пойти воевать. Но меня не пустили.

Однажды на остановке я наткнулся на объявление какого-то христианского сообщества, которое приглашало на лекцию в Дом молодежи. Меня это заинтересовало, и я решил сходить. У входа продавали Библии по 10 рублей. И билет на мероприятие стоил 10 рублей. У меня, у солдата, только 10 рублей и было, и я решил их потратить на Библию. Купил, начал читать и понял, что ничего понять не могу. И даже те вещи, которые понимаю, не могу со своей жизнью сопоставить. Мне нужен был проводник. Я ходил периодически в церковь, но мне и там никто не мог ничего рассказать: то ты без шапки заходи, то без крестика не приходи… Так и оставил это все.

Но не искать ответы на вопросы я не мог, особенно после того, как соприкоснулся с войной. Как-то пришел ко мне в зал один парень, чеченец, и начал заниматься. В нем сразу видно было сильного мужчину. Он пригласил меня к себе в гости. Меня там приняли как своего, и я начал с ними общаться. Мне понравились эти люди, их качества: на ветер слов не бросают, человек сказал, человек сделал. Не пьют, не курят, не матерятся, не подхалимничают, нет подлости, нет подколов. Однажды среди них я увидел человека, который молился, и я попросил его рассказать мне о своей религии. Мы с ним с 11 вечера до пяти утра разговаривали. Все, что он мне рассказывал, было похоже по ощущениям, как будто мне дали воды напиться.

Я понял, что это то, чего я всегда искал, еще со школы. Я про ислам до этого ничего не знал. У меня было такое ощущение, как будто я взлетел. И когда я пошел домой, мне казалось, я лечу над дорогой, а не иду. С этого момента до сегодняшнего дня я ни разу не разочаровался в исламе. Я начал посещать медресе при мечети в Челябинске. Вскоре переехал в Челябинск, перевез семью. Нашел работу. Уже 20 лет я в исламе. Жена и дочь тоже приняли ислам. Меня часто останавливали на улицах в Челябинске из-за бороды. Сейчас уже не так часто, тем более борода вошла в моду. Но в середине 2000-х годов я привлекал внимание.

Для меня ислам стал не просто религией, он полностью поменял мою жизнь. В Москве у меня свой исламский магазин, где продается мусульманская атрибутика.

Ислам дал мне уверенность, что, если я буду делать так, как сказал Господь, то попаду в рай. В этом и есть смысл жизни. Вера во Всевышнего, вера в Судный день, в ад и рай.

Елена Цабреева, 35 лет: «Зачем ты надела платок?»

В 20 лет я поняла, что вступаю во взрослую жизнь и мне не хватало какой-то основы, — на что опереться, чем руководствоваться, чтобы создать семью. Я хотела, чтобы человек, за которого я выйду замуж, не боялся предать меня, а боялся предать прежде всего себя и бога.

Тогда я жила в маленьком городке Удомля Тверской области. Здесь об исламе ничего не знали, не было ни одной мечети. Но после чеченской войны у нас начали появляться чеченские семьи, азербайджанские, осетинские. Так я увидела другую модель семьи, другое отношение к женщине.

Однажды мне в журнале попалась статья «Перевод смыслов» Валерии Пороховой, автора одного из переводов Корана. В ней она очень просто объяснила, что такое ислам. И вот тогда мое представление об исламе полностью перевернулось. Стало все просто и понятно: надо верить, молиться, соблюдать пост в месяц Рамадан, помогать нуждающимся и совершить паломничество. Эта статья послужила толчком. А на дворе 2004 год. Интернета у нас в городе еще не было, литературы об исламе, книг — крайне мало.

Я начала ездить в Тверь по работе и выбирала пятницу, чтобы попасть на пятничную молитву в мечеть и окунуться во всю эту среду. В это время в Твери восстановили единственную в городе мечеть, которая до этого была кафе. Русских я там не видела. В основном были кавказцы, чеченцы, татарские бабушки. Я туда приезжала по пятницам и общалась с бабушками.

Семья от меня ждала карьеры: была возможность устроиться на хорошую должность. А я закончила институт, но решила карьеру не строить. У меня были перспективы, но я выбрала другое.
В какой-то момент решила: буду потихоньку в свою жизнь вносить все нормы ислама в плане одежды, поведения. В маленьком городке все это особенно трудно. Все сразу замечают перемены во внешности. И, конечно, мои родители это увидели, особенно папа. «Зачем ты надела платок?» — спрашивал он. Вскоре я поняла, что не смогу полностью соблюдать правила, живя в семье.

Не могу сказать, что очень стремилась замуж. Но в Твери я познакомилась с таким же русским парнем, который тоже принял ислам и приходил в мечеть каждую пятницу. Мы поняли, что это возможность избежать межнационального брака, а значит, каких-то конфликтов внутри традиций. Я вышла замуж, у нас родился ребенок, и я стала думать, как мне развиваться дальше.

Когда я переехала в Тверь, соседи меня считали сумасшедшей, потому что даже в Твери это было дико — покрываться, ходить в платке. Как так? Мне говорили, что «в Таджикистане все раздеваются, а ты тут, наоборот, вся закуталась». Считали за дурочку. Соседи шушукались за спиной. Спрашивали: «А кто ваш муж?» Когда я отвечала, что муж русский, происходило короткое замыкание. Они не понимали, почему так, привыкли, что обычно выходят замуж за чеченца, дагестанца, араба и тогда надевают платок.

Меня иногда обижало, что меня не воспринимают, как мусульманку. Я думала: «Ну как так? Раз у меня голубые глаза, светлое лицо, кожа, то я, получается, не могу быть мусульманкой?»

Как-то на детской площадке одна «добрая бабушка» посоветовала мне убраться вон из России, раз я хожу в платке и не хочу соблюдать традиции страны. Но Россия — это моя страна, и никуда я уезжать не собираюсь. Уехать никогда мысли даже не было. У нас тут родители. Здесь наш дом. Мы русские. Конечно, в мусульманских странах проще соблюдать ислам, но в России никаких препятствий в учебе и работе у меня никогда не было. Никто не запрещает мне молиться, ходить в мечеть.

Недавно сидели во время Рамадана (священный месяц) в мечети, и половина прихожан — русские девочки. Парней меньше, но тоже много. Мне кажется, такое тяготение к исламу среди русских можно объяснить тем, что людям не хватает сильных традиций, не хватает веры.

Ислам дал мне основу, ту самую дорогу, с которой я не хочу сворачивать. Это то, на что я могу опереться, то, что меня держит в равновесии. Это жизненный ориентир.

Exit mobile version