Такие дела

Линия Регины

Регина Утяшева, руководителя фонда ОРБИ. Место съемки: Служба Ясное Утро, на базе которого работает Телефон помощи после инсульта при фонде ОРБИ.

Регина улыбается, хотя говорит о серьезном. Например, о том, что инсульт «молодеет». «Сейчас вот мы собираем деньги на реабилитацию девушки, ей 29 лет. Занималась спортом, правильно питалась, дочери полтора года. Годами не обращала внимание на головные боли — и вот. А недавно был месяц, когда мы одновременно вели трех людей с инсультом: 32, 33 и 34 лет. Не знаю, в чем причина, но к нам все чаще обращаются молодые. Впрочем, к нам в принципе все чаще обращаются».

Когда Регина пришла работать в фонд по борьбе с инсультом ОРБИ два года назад, на горячую линию звонило 3000 человек в год. На следующий год — уже 7000. А сейчас — ближе к 11 000. Вообще-то это хорошо — значит, все больше людей узнают о том, что есть номер, на который можно позвонить бесплатно со всей России (и даже из-за границы), и там помогут. Правда, с каждым днем у Регины все больше работы. Но она не жалуется. Ей чем больше, тем лучше. «Безделье, наоборот, вводит меня в уныние», — снова улыбается она.

Говорить о своей любимой работе Регина готова бесконечно. И слушать ее безумно интересно, потому что в каждой фразе чувствуются опыт, разум, четкость и деловой подход. Но откуда у 26-летней девушки все это? А оттуда, из башкирского города Сибай, что в шести часах езды от Уфы.

Стержень

Когда Регине было одиннадцать, умер ее папа и кончилось детство. Чтобы прокормить двоих детей, мама отправилась на заработки в Сургут, а Регина и ее трехлетняя сестра Земфира переехали из города в село Старый Сибай к бабушке и дедушке. Мама приезжала раз в год, и Регина полностью ухаживала за Земфирой, а еще помогала по хозяйству: доила коров, пасла телят, ухаживала за свиньями, ощипывала кур, косила сено, полола огород и готовила. А еще ходила в школу и хорошо училась.

Регина, руководитель горячей линии помощи после инсульта фонда ОРБИ
Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД

Бабушка с дедушкой заменили ей родителей. «До этого мама воспитывала меня в строгости, но внушила мне абсолютную веру в себя, — говорит Регина. — Хочешь — значит сделаешь, говорила она. А не получилось — значит ты этого не захотела. Это очень помогло мне в жизни потом».

С 13 лет Регина начала работать. В один из приездов мама подарила ей ноутбук, и она стала писать рефераты за деньги. С тех пор в ее жизни не было периода, чтобы она не работала.

В одиннадцатом классе по специальной программе правительства Башкирии Регину отобрали в число тех, кого хотели отправить поступать в Москву. Из школы Регина была такая одна. Она была рада уехать в большой город, потому что Старый Сибай — это дом и «место силы», как она сама говорит, но хотелось чего-то большего. «Лучшая подруга подарила мне на выпускной карту Москвы, наугад обвела кругом район на юге и сказала: “Ты будешь жить тут”, — смеется Регина. — Через пять лет я откопала случайно эту карту — и как же я была поражена! Ровно там я сейчас и живу».

Регина поступила в Российский государственный социальный университет на факультет социальной работы. Когда 30 августа они с двумя девчонками (познакомились в поезде) приехали из Уфы в Москву заселяться в общагу, выяснилось, что общаги у них не будет. Сначала обещали, а потом не вышло. Семнадцатилетние девчонки оказались без жилья с чемоданами.

В Москве Регина знала только одного человека — свою дальнюю тетушку. Но тетушка сама снимала крохотную комнату в коммуналке, где вместо двери была штора. Однако оставить девочек на улице (притом что двоих она вообще видела в первый раз) она не смогла. И они зажили там вчетвером.

Регина спала на конструкции из металлических прутьев, вторая девочка — на двух сдвинутых креслах, третья — на полу, а сама тетя — по-королевски: на раскладушке. В такой конфигурации места в комнате не оставалось ни на что больше, и вещи все четверо хранили под Регининой «кроватью». Это было одновременно и подпоркой, чтобы Регина не провалилась на пол. «Удобно!» — смеется она.

Регина в службе «Ясное Утро», на базе которой работает горячая линия помощи после инсульта при фонде ОРБИ
Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД

На жизнь в Москве у Регины было с собой пять тысяч рублей, и она быстро поняла, что надо выкручиваться. 3 сентября она устроилась в «Ашан» — расставляла посуду на полках («С тех пор я люблю посуду, особенно бокалы!»). Работала по 12 часов: сначала училась, потом спала, потом работала ночью, потом ехала на учебу. Говорит, что не уставала и что нет плохой работы.

Через несколько месяцев Регина таки выбила себе общежитие, правда, оно было платное. Пока училась в институте, три года работала в Марфо-Мариинской обители милосердия: помогала с пожилыми актерами кино, организовывала их досуг и разбиралась с бумагами. Получив такой опыт, написала магистерскую диссертацию по геронтологии.

Когда Регине исполнился 21 год, у нее нашли серьезное заболевание. Она лечилась несколько лет, поначалу не говорила об этом ни родственникам, ни парню. И сейчас принципиально не хочет это афишировать. Все лекарства покупала на свои деньги — просить помощи она никогда не умела. В фонды тоже не обращалась — сейчас говорит, что, наверное, зря. Только год назад она закончила лечение, но теперь все еще справляется с его последствиями. Конечно, сама.

Раз в три месяца она ездит в Старый Сибай — подпитаться силой и повидать родных. Правда, с прошлого года горит Сибайский карьер, один из самых глубоких в мире, в округе нечем дышать, и это омрачает визиты. Но и тут Регина не унывает. Во время ее приездов родня часто сокрушается, что ей уж 26, а она еще не рожала, но Регина научилась мягко отвечать, что сама отвечает за свою жизнь. А иногда люди, слыша ее хохот, говорят: «Эх, беззаботная молодость, мне бы твои проблемы», и тогда Регина просто улыбается и молчит.

Горячая

Когда Регина начала заниматься горячей линией, проекту было всего полгода. Он был сырой, и можно было реализовать все свои задумки. Надо было придумать, кто, что и как будет говорить звонящим и как все это будет устроено. Сейчас работают восемь операторов, все они — профессиональные психологи. Они обрабатывают первый звонок, помогают снять стресс и задают нужные вопросы, чтобы потом переключить человека на соответствующего специалиста.

Регина Утяшева
Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД

«Родственники человека с инсультом часто звонят в панике и даже мысль не могут сформулировать, не то что конкретный запрос, — говорит Регина. — Наши операторы разговаривают с ними и пытаются понять, что именно нужно: реабилитация, информация, консультация врача. Затем чаще всего переводят на невролога и специалиста по реабилитации. В этом году мы подключили еще кардиолога, эндокринолога, диетолога и юриста, чтобы помощь была еще более системной».

Специалист по реабилитации не только помогает с реабилитационным центром, но и может дать массу важных советов по обустройству дома для человека, только что перенесшего инсульт. Он знает все и рассказывает, какая нужна одежда, обувь, мебель, освещение, предметы. Оказывается, мебель должна удобно открываться: если у человека плохо работает левая часть, дверцы и ручки шкафов можно перевесить. Ковры, например, нужно убрать, потому что, когда ноги плохо передвигаются, люди часто задевают их края, спотыкаются, падают и ломают себе кости. Шлепанцы тоже нельзя: из-за специфического положения стопы у человека может развиться мышечный спазм, что сильно замедлит реабилитацию. А одежда должна прилегать к телу, чтобы человек видел свои руки и ноги и понимал, что это его руки-ноги. Когда они плохо двигаются и он их не чувствует, это важно. Эти и еще сотни полезных советов дают специалисты горячей линии каждый день.

Очень много внимания на линии под руководством Регины начали уделять профилактике инсульта. Часто люди звонят, просто чтобы получить грамотную и четкую информацию. «Наша задача — не столько оплатить реабилитацию, сколько помочь получить ее бесплатно, дать информацию и поддержать, — объясняет Регина. — Ни один звонящий не должен уйти от нас, не получив помощь».

Регина в помещении, где работает горячая линия
Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД

Обычно сама Регина не разговаривает с теми, кто звонит. На нее переводят нестандартные вопросы, также она курирует особо тяжелые случаи. «Поначалу я была наивна и даже давала людям свой мобильный номер. Но они звонили и в четыре утра, и в выходные, и постепенно я поняла, что это не дело. Теперь все отлажено, но иногда все равно приходится вовлекаться и подпускать некоторые истории ближе, чем хотелось бы».

Например, такие.

У одного молодого мужчины разорился бизнес, он долго не обращал внимания на стресс и головные боли, пережил несколько микроинсультов на ногах, а потом слег. Жена забрала детей и ушла от него. У него осталась только пожилая мама — хорошо, что она позвонила на горячую линию.

В Северодвинске откололась льдина, рыбаков унесло в море, молодой спасатель всех вытащил, а вечером, уже дома, у него случился инсульт.

У бабушки в сибирской деревне никого не осталось, после инсульта она живет одна в частном доме и еле ходит. Соцработник приходит редко, проточной воды в доме нет, и, когда заканчивается покупная, бабушка пьет воду из аквариума с рыбками. А иногда не пьет — отдает сначала кошке и собаке, а себе не остается.

Женщину годами бил муж, в конце концов она нашла силы взять детей и сбежать от него, а когда оказалась в безопасности, случился инсульт.

Другую женщину тоже бил муж, и у него случился инсульт. Родственников нет, теперь жена вынуждена ухаживать за ним, хотя ненавидит его.

А на одного мужчину долго собирали деньги, его любили родственники и обожала жена, а во время реабилитации он умер.

С такими историями Регина имеет дело постоянно, их она ведет и старается обеспечить людям системную помощь.

У детей тоже бывают инсульты — и у новорожденных, и у пяти-десятилетних.

Но бывают и забавные случаи. «Оператор переводит на меня мужчину, мол, нестандартный случай, — Регина начинает хохотать. — В общем, он занимался сексом, у него резко заболела голова, он вышел в другую комнату, нагуглил номер горячей линии и звонит, мол, что делать. Говорит шепотом, потому что женщина лежит в соседней комнате. “Может, из-за ее духов?” — спрашивает он меня. А потом советуется, стоит ли ему вернуться и продолжить начатое. “Я бы пошла, — говорю я ему, — но это вам решать!”»

Или звонит женщина и жалуется: ей изменил муж, она его прокляла, и у него случился инсульт. Теперь она мучается от чувства вины, не знает, как с этим жить, и просит помощи. «И помогаем же!» — смеется Регина.

Регина
Фото: Мария Ионова-Грибина для ТД

А многие звонят просто поблагодарить. Говорят спасибо за информацию и плакаты (многие наверняка видели листовки и постеры ОРБИ с четырьмя человечками и понятными описаниями симптомов инсульта), говорят, что благодаря фонду узнали, что нужно вызывать скорую как можно скорее (потому что у врачей есть только 4,5 часа, чтобы спасти человека, иначе последствия инсульта будут катастрофическими), и успели сделать все вовремя. И тогда Регина вздыхает с облегчением. Это значит, что ее дело работает.

А еще Регина, поборник профессионализма в благотворительности, не любит действовать наугад, а потому использует горячую линию еще и как источник обратной связи. Фонд постоянно мониторит, кто звонит, откуда, какие у людей вопросы и проблемы, в каком регионе, до или после инсульта звонят, откуда узнали о линии и прочее. Все это в фонде анализируют и корректируют свои программы в соответствии с этими данными, чтобы не работать вслепую.

А также постоянно обучают новых операторов и добавляют новые вопросы в скрипты. В будущем хотят сделать линию круглосуточной, чтобы людям с Дальнего Востока тоже было удобно звонить. И сам звонок, и все консультации абсолютно бесплатны для граждан России.

***
Горячая линия помощи после инсульта, любимое детище Регины, существует на пожертвования. Нужно оплачивать работу специалистов, телефонную связь и помещение кол-центра. ОРБИ — первый в России фонд помощи больным, перенесшим инсульт, и их родственникам. Он делает огромное дело, занимаясь профилактикой инсульта и помогая справляться с его последствиями. И дело это выполняется профессионально и эффективно в том числе благодаря прекрасной Регине.

Пожалуйста, оформите регулярное пожертвование в пользу горячей линии. Это действительно великое дело.

Exit mobile version