Иллюстрация: Наталья Ямщикова для ТД

Дарья пережила нападение маньяка, столкнулась с безразличием полиции и судится со следователем, чтобы добиться справедливости. Одной с таким не справиться. Но Дарья не одна

Осенью 2017 года на работу к 32-летней Дарье Морозовой (имя изменено. — Прим. ТД) приехали несколько человек: они представились, показали удостоверения и попросили Дарью пройти с ними в машину. Там следователи показали женщине несколько фотографий — Дарья сразу указала на грузного мужчину с мелкими чертами лица. Этот мужчина был за рулем машины такси, в которую Дарья села три года назад, 31 марта 2014 года. «“Вы бы хотели, чтобы его привлекли к ответственности, наказали?” — пересказывает свой разговор со следователями Дарья. — Я ответила, что, конечно, хочу». 

Такси

Той мартовской ночью три года назад Дарья была в гостях у подруги. Когда женщина засобиралась домой, ее телефон разрядился. На улице около автобусной остановки она остановила машину с «шашечками». Садясь в такси, Дарья сделала вид, что говорит по телефону, назвала вслух номер машины, «чтобы остеречь себя». Она назвала таксисту свой адрес, он поехал в сторону ее дома, но на нужном повороте не свернул. «Я его спросила, почему он не сворачивает, но он молчал, тогда я попросила его или остановить машину, или я выпрыгну, и стала дергать дверцу машины, и тогда раздался щелчок». 

Таксист выехал на уходившее на север шоссе, проехав километров десять, он свернул с дороги на безлюдный пустырь и остановился. Мужчина перелез к Дарье на заднее сиденье, зажал ей руки, раздел и попытался изнасиловать. Дарья вырывалась, но мужчина был физически сильнее. В какой-то момент ей все же удалось оттолкнуть его от себя, Дарья с силой дернула дверь машины и убежала прочь, через поле. Спрятавшись за кустами, Дарья пригнулась к пожухлой траве. Сидя, она услышала, что мужчина вышел из машины, но через пять минут все же уехал. Не помня себя, Дарья долго шла по трассе, «вся растрепанная и заплаканная», тормознула попутку и так добралась до дома. 

Когда мать Дарьи, Алевтина Николаевна (имя изменено. — Прим. ТД), открыла дверь, она увидела, что дочь трясет. Дарья вошла, села на корточки у порога и начала плакать. «Я была в шоковом состоянии, жить не хотелось, такое отчаяние». Затем она прошла на кухню, достала из шкафчика таблетки, которые хранились в семейной аптечке, и залпом выпила несколько горстей. Алевтина Николаевна увидела пустые блистеры и все поняла — побежала с Дарьей в ванную промывать желудок. После этого Дарья пошла в комнату к своим детям. «Я легла на диван, почувствовала тепло, поняла, что надо жить дальше, и уснула». На следующий день Дарья отвела шестилетнюю дочь в сад, пошла на работу, но вскоре у нее началась сильная рвота с кровью, ей вызвали скорую помощь и отвезли в больницу. Медикам Дарья объяснила, что пыталась покончить жизнь самоубийством из-за попытки изнасилования. В больницу, куда ее отвезла скорая, к Дарье пришел участковый и повел девушку в отделение полиции. Там Дарья написала заявление, несмотря на сильную рвоту и плохое самочувствие. Она запомнила внешность таксиста, помнила, что машина была с шашечками, и думала, что насильника найдут. 

«Все бессмысленно»

Морозова стала третьей на счету Дмитрия Лебедя. В 2012 году 26-летний таксист убил 22-летнюю Анну Лашкову, в апреле 2013 года изнасиловал и попытался убить 19-летнюю Ирину Долгину (имя изменено. — Прим. ТД): водитель силой затащил девушку в машину, выехав за город, изнасиловал, затем попытался свернуть ей шею и задушить. Девушка вырвалась и убежала. Добежав до заправки, она постучалась в операторскую: Ирину трясло, она не могла говорить от шока, на шее у нее проступили синяки от пальцев. Полицейские нашли Лебедя на следующий день, он признал, что занимался с Ириной сексом, но настаивал, что это было с согласия девушки, поэтому следователь не поверил словам Ирины и предложил ей разобраться с Лебедем «самостоятельно». Еще через десять дней Ирину вызвали в Следственный комитет и убедили забрать заявление. 

Иллюстрация: Наталья Ямщикова для ТД

Всего за пять лет (с 2012 по 2017 год) таксист Дмитрий Лебедь напал на десять девушек: четырех из них он задушил. Шесть выжили, сумев отбиться и убежать. Все выжившие обращались впоследствии в полицию, в четырех случаях полиция либо устанавливала личность насильника (как в ситуации с Ириной), либо девушки самостоятельно находили напавшего на них таксиста: по записям с камер из кафе, через службу заказа такси, по смс-уведомлению с именем и координатами водителя, которое пришло подруге жертвы, вызвавшей машину с насильником. Но полиция и следователи раз за разом отказывались возбуждать уголовные дела. 

Так произошло и с Дарьей Морозовой. Через две недели после нападения и суицида ее вызвал старший следователь Алексей Попов. Он убедил Морозову, что заявление писать бессмысленно. «“Вы ничего не запомнили, все бессмысленно, только впустую потратите время и нервы” — в результате он за меня распечатал и написал другое объяснение, которое убедил меня подписать», — рассказывает Дарья. В материалах дела сохранилась бумага, которую тогда составил Попов. Там в том числе говорится следующее: «На самом деле никакой таксист меня не насиловал, телесных повреждений у меня нет, вред мне никакой не причинен». Этому объяснению противоречат другие показания: согласно материалам дела, Алевтина Николаевна рассказала следователю, что ее дочь попытался изнасиловать таксист, а участковый подтвердил, что Морозова объяснила попытку самоубийства нападением на нее таксиста. Но это не помешало следователю вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Позднее Морозова еще раз видела напавшего на нее Лебедя на улице, а к другим жертвам он даже приезжал на вызов в такси. Так продолжалось до сентября 2017 года, когда после изнасилования и убийства 24-летней Оксаны Литвиновой Лебедь попытался сдать ее украшения в ломбард и был задержан. Вину Лебедь признал в отношении всех десяти нападений. А 28 марта 2019 года уголовное дело по 285-й статье УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) возбудили против следователя Алексея Попова. 

В суде Алексей свою вину не признал, настаивая, что объяснение составил непосредственно со слов Морозовой и отказываться от заявления ее не принуждал. 6 марта 2019 года городской суд Абакана его оправдал, Попов был восстановлен на службе, но Верховный суд Республики Хакасии отменил оправдательный приговор, направив дело на новое рассмотрение. Сейчас Попов работает следователем в другом городе. Говорить с корреспондентом ТД он отказался, бросив трубку. 

Дарья Морозова ходит практически на каждое заседание по делу — ей важно, чтобы следователь понес наказание. «Если бы они тогда стали расследовать мое дело, может, девчонки и не погибли бы? А Попов ничего делать не стал, просто не захотел работать». 

«Непростое дело»

«Дело непростое, — рассказывает адвокат Дмитрий Кондеев. — Поскольку в кабинете следователя никого, кроме самого Попова и Дарьи, не было, то доказать, что это он ее убедил, заставил подписать ложное заявление и изменить свои показания, очень сложно». 

Кроме того, срок давности по 285-й статье истекает в апреле 2020 года и защита Попова, считает Кондеев, намеренно пытается затянуть дело, чтобы следователь мог избежать ответственности. 

Дмитрий — адвокат Дарьи, который защищает ее с июля этого года. Работу Дмитрия Кондеева оплачивает Консорциум женских неправительственных объединений. 

В апреле 2019 года маньяк Дмитрий Лебедь получил пожизненный срок. Практически никто из следователей, которые закрывали глаза на его преступления, наказания не понес, но пока продолжается судебное разбирательство по делу Попова, еще есть шанс, что ситуация изменится. «Многим сотрудникам полиции и следователям кажется, что заявления об изнасилованиях — это личные дела частных людей, которые их вообще не должны касаться, и разбираться в этом не нужно», — отмечает адвокат-координатор консорциума Мари Давтян. 

Специалисты Консорциума женских неправительственных объединений помогают жертвам насилия бесплатно. Они могут браться за самые сложные дела в разных городах России — благодаря и нам с вами. Пожалуйста, поддержите работу консорциума. Любая сумма — это реальный шанс для тех, кто ждет помощи именно сейчас, и тех, кого больше некому защитить.

Мы рассказываем о различных фондах, которые работают и помогают в Москве, но московский опыт может быть полезен и использован в других регионах страны

Сделать пожертвование

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — «Таких дел». Подписывайтесь!

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам
Текст
0 из 0

Иллюстрация: Наталья Ямщикова для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: