Такие дела

«Бог попустил»

Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Выпуск студентов Московской духовной академии и Московской духовной семинарии

Материал подготовлен в соавторстве с Настей Ясеницкой

«Монастырь — закрытое общество, где все вместе во всеми. Проще нет для вируса», — написал нам регент Киево-Печерской лавры отец Сергий. Этот и другие монастыри стали очагами инфекции с сотнями заболевших. До массового заражения часть общин пандемию игнорировала, где-то ее восприняли как праведное наказание. «Медиазона» и «Такие дела» попытались узнать, что происходит в сообществах православных, которые славились закрытостью и до ухода на карантин.

В середине апреля рабочая группа при патриархе стала публиковать первые официальные данные по заболевшим коронавирусом среди клириков Московской епархии. В этом же списке оказались насельники монастырей — закрытых религиозных учреждений, в которых сотни людей живут вместе, постоянно подвергаясь риску заражения.

Тогда же церковные власти ввели первые серьезные ограничения для борьбы с распространением вируса. Почти в половине регионов священникам запретили пускать прихожан на службы Страстной седмицы и праздновать с ними Пасху, за ослушание пригрозили церковным судом. В каких-то монастырях прихожанам и паломникам доступ закрыли превентивно — еще в марте, как это сделал митрополит Псковский Тихон, наместник Псково-Печорского монастыря. В других монастырях отслужили Пасху с толпой народа — так это произошло в Троице-Сергиевой лавре.

К маю ситуация в православных монастырях только ухудшилась.

«Спланированная акция против Церкви»

С 24 апреля в соцсетях Свято-Троицкой Сергиевой лавры прихожане десятками оставляют встревоженные комментарии. Они просят прояснить содержание сообщений, полученных в вотсапе, — «обращений от братьев наших из Троице-Сергиевой лавры» с просьбой молиться о здоровье насельников, в том числе за наместника монастыря епископа Парамона.

Церемонию освящения крестов на новых храмах провел епископ Бронницкий Парамон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея РусиФото: Mos.ru, CC BY 4.0/commons.wikimedia.org

«Мы с Божией помощью и молитвами прп. Сергия до Пасхи протянули, людей поддержали духовно, после Пасхи буквально за несколько дней многие заболели, теперь очередь за мирянами, чтобы молились за братию лавры, много больных…» — говорится в одном из таких сообщений. 

В списке насельников, за выздоровление которых просили молиться, упоминалось больше десятка имен.

На следующий день в своих социальных сетях выступил насельник лавры епископ Звенигородский Питирим (Творогов). Он занимает должность ректора Московской духовной академии (МДА), высшего учебного заведения РПЦ, расположенного в стенах монастыря. Еще 17 апреля епископ одним из первых сообщил, что вместе с сестрой заболел коронавирусом. Болезнь, по его словам, протекала в легкой форме.

Епископ Питирим уверенно писал, что «заразился в храме на службе». Ректор МДА подтвердил информацию и о других заболевших — наместнике монастыря, лаврских старцах и «одном нашем, академическом». 

По его версии, причиной вспышки в монастыре стали прихожане, 13 апреля потребовавшие от монахов открыть ворота лавры вопреки предписанию санитарных властей.

«Великий Понедельник. Утро. Врата Троице-Сергиевой лавры закрыты. Перед ними разгоряченная толпа, требующая открыть лавру. Протестующие ведут себя очень агрессивно, матерятся. Владыка Парамон открывает лавру на всю Страстную седмицу и на Пасху», — пишет Питирим.

«Мор начался в Великую Пятницу»

 

Главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» и бывший ответственный редактор официального «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин назвал версию Питирима «откровенной неправдой». По его словам, никакой толпы не было.

«И даже наоборот, накануне Пасхи наместник лавры епископ Парамон на совещании в местной администрации убедил власти города не препятствовать входу в лавру в пасхальную ночь, скрыв, что уже значительная часть монахов болеет. Теперь двум епископам надо хоть как-то прикрыться», — написал он, не рассказывая, откуда у него эта информация. 

Наш собеседник, знакомый с ситуацией внутри МДА и пожелавший сохранить анонимность, считает, что епископ Питирим, призывая закрывать храмы от прихожан и предупреждая об опасности коронавируса в фейсбуке, «противоречит сам себе, своей натуре».

«Преподавательский состав академии до последнего не верил в развитие ситуации. Не верил, что вообще можно заразиться, и, в частности, сам ректор. Уже когда он заболел, он несколько статей (публикаций в фейсбуке и телеграме. — Прим. ред.) издал, что заразился во время службы и что очень переживал, что может заразиться. Вообще, все всегда считали ректора (еп. Питирима. — Прим. ред.) мракобесом. Он вообще ни в медицину не верил. Ни во что», — поясняет источник в МДА.

17 марта Священный Синод разработал инструкцию для проведения богослужений и совершения таинств в условиях эпидемии. В частности, настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей предписывалось протирать лжицу (специальная ложка для причастия) спиртовой салфеткой, использовать одноразовые посуду, перчатки, салфетки и палочки.

После введения новых правил 19 апреля один из насельников Троице-Сергиевой лавры — иеромонах Сергий (Родченко) написал в фейсбуке, что на общем собрании братия обители «очень ревностно и единодушно высказалась» за то, чтобы не менять богослужебную практику.

«То есть не будет никаких протираний антисептиком и полосканий в спирте лжицы (она относится к священным сосудам, и непосвященные, например, традиционно не могут к ней даже прикасаться — только принимать с нее устами часть Святых Даров). Крест по-прежнему преподается для целования, как и священническое благословение — с возможностью облобызать десницу», — приводит полную цитату монаха сайт издательства «Благословение». Сейчас страница иеромонаха Сергия в фейсбуке удалена.

Позже пресс-секретарь монастыря Никон в разговоре с «РИА Новости» сказал, что в посте иеромонаха «не в полной мере все представлено»: спор возник только по двум пунктам, остальные двадцать братия договорилась исполнять в полной мере. 

Окончательное решение по этому вопросу позже принял Духовный собор (совещательный орган, набранный из важнейших лиц братии в помощь игумену монастыря для решения вопросов по управлению обителью) во главе с наместником: упованию на бога не противоречит «следование предписаниям врачей и соблюдение санитарных норм». О каких-либо конкретных принятых решениях в пресс-релизе не говорится.

Наш анонимный источник рассказал, что к опасности заразиться коронавирусом в лавре долгое время относились «скептически», но незадолго до массового заражения, с середины апреля, все же стали исполнять инструкции Синода. На месяц позже, чем инструкция была составлена.

Студент МДА Александр Терентьев говорит, что службы в храмах лавры совершались и после того, как стало известно о болезни владыки Питирима, в том числе на Пасхальную ночь на 19 апреля. Они были открыты для прихожан, признает студент, но считает это правильным.

«Пасхальная служба не может не совершаться. Это победа жизни над смертью, Христа над диаволом. Тут страх смерти неуместен и смешон. Мы абсолютно все воскреснем, как Христос, при Втором пришествии. И души у всех нас тоже бессмертны. Для христиан это радость и счастье», — говорит он. В лавре не было возможности соблюсти все меры предосторожности, добавляет студент, но многие участники службы были в масках.

«Меня смущает, почему столько заболевших в лавре, Дивееве, Елисаветинском монастыре появилось именно после Пасхи. Возможно, это спланированная акция против Церкви. Заболевшие все реально, но ведь и до этого исповедовали старцы архимандриты, и до этого были богослужения. В лавре были службы и на Страстную седмицу. Всплеск после Пасхи слишком резкий», — рассуждает студент.

В конце апреля пресс-служба городской администрации Сергиева Посада официально сообщила «Интерфаксу», что в Троице-Сергиевой лавре у 37 человек диагностировали коронавирус. Последние данные о населении лавры публиковались в 2014 году, тогда там жили 300 монахов.

За три дня до этого Сергей Чапнин писал, что епископа Парамона, архимандрита Никиту, архимандрита Варфоломея, архимандрита Диодора, игумена Дорофея, игумена Питирима, игумена Льва, иеромонаха Далмата, иеромонаха Моисея, иеродиакона Поликарпа, иеродиакона Исайю госпитализировали с пневмонией и высокой температурой. Терентьев и певчая лавры Юлия Узун подтверждают, что все перечисленные до сих пор болеют.

Певчая объясняет, что монахи, которые «не переносят [коронавирус] в легкой форме, находятся у себя в кельях и не выходят вообще». Здоровые братья в защитных костюмах приносят им еду и ставят на специальные тумбочки, выставленные перед кельями.

С главным редактором «Таких дел» связался насельник Троице-Сергиевой лавры с украинским гражданством. Он рассказал, что всего в монастыре находятся восемь украинцев.

«Они жили в кельях с людьми с коронавирусом и очень волнуются по этому поводу. При этом всем контактным и заболевшим там сделали КТ [компьютерную томографию], а им нет: у них нет полисов. Обещали сделать после 9 мая, их это не устраивает, денег нет, руководство лавры самоустранилось от процесса», — рассказала Лотарева, добавив, что у одного из заболевших, по его словам, «распад легких на 50 процентов». Насельник попросил о помощи, но отказался раскрывать свое имя и давать более подробный комментарий. Журналистка перенаправила монаха в небольшой православный благотворительный фонд, название которого также не раскрывается.

Выпускница высших богословских курсов при МДА Алена Шпагина рассказала нам, что ее духовный наставник, насельник лавры отец Андрей, болеет коронавирусом в своей келье, «но говорить об этом он не будет точно». «Он и нам не рассказывает ничего, — объясняет верующая. — Говорит только, что:

«Бог попустил болезнь, значит, так надо!»

 

2 мая Шпагина сообщила, что «батюшке очень плохо». По ее словам, монах Андрей все еще находится в монастыре и отказывается ехать в больницу. Верующая попросила молиться за тяжело болеющего каждый час.

Насельник лавры Армен Рамазян заверяет, что в обители «ничего особенного нет». При этом он уточнил, что сейчас находится вне монастыря и не особо осведомлен о ситуации внутри обители.

«Карантин везде карантин, люди так же лечатся, как и в других местах. Даже не о чем рассказывать: смертей нет, тяжелобольных мало, болеют или мало, или средне, — пишет он [орфография и пунктуация автора сохранены. — Прим. ред]. — Как в других регионах Московской области, мы тоже боремся с вирусом. Иногда он нас, иногда мы его!) Не беспокойтесь, с Божьей помощью победим!)».

Сейчас ворота лавры закрыты. По словам анонимного источника, богослужения совершаются лишь по утрам и на них присутствует только братия. После того как многие насельники лавры заболели, там отказались от обязательных в богослужебной практике крестных ходов на Светлой седмице после Пасхи. «Все было сделано, чтобы было меньше контактов между людьми», — говорит источник.

Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде Московской областиФото: Алексей Мальгавко/РИА Новости

Несмотря на требования прихожан в социальных сетях «развеять смуту» и официально прокомментировать информацию об эпидемии в монастыре, ни на одну просьбу верующих ни один представитель лавры не ответил. 

«Люди задают вопросы, переживают, в ответ — тишина. Уважаемый о. Никон, может, ответите что-нибудь народу?» — спрашивал верующий Максим Баландин в группе монастыря во «ВКонтакте», но его комментарий был удален. В разговоре с нами Баландин предположил, что это сделал администратор группы.

Все наши запросы также остались без ответа, ни по одному телефону, указанному на сайте лавры, не удалось дозвониться. На просьбу рассказать о происходящем в монастыре замдиректора паломнического центра лавры инок Иоанн посоветовал посмотреть сюжет Первого канала под названием «Троице-Сергиева лавра помогает врачам и пациентам», вышедший в эфир 16 апреля. Также он подсказал посмотреть «сюжет на эту тему» на ютуб-канале лавры. Последнее видео на нем было опубликовано 19 апреля. Говорить что-либо еще инок Иоанн отказался.

«У них свой мир, свое положение, нам, мирянам, это не свойственно. Они отреклись от всего того, что есть у нас с вами, — рассуждает Баландин. — Поэтому, с какой-то стороны их понять можно. Просто мне не понравилось, что многие люди пишут [в группе “ВКонтакте”] искренне и переживают, а в ответ — тишина». По словам верующего, «из конфиденциальных источников» ему известно, что из всей братии в  монастыре осталось «около 50-60 человек», остальные в больнице.

«Прекрасный вид на внутренний двор»

Из сотен студентов и сотрудников в МДА [по состоянию на 2018/2019 учебный год по очной форме в академии учились 693 студента] после 18 марта остались всего 136 человек, включая преподавателей. Большую часть учащихся распустили по домам — по общему для всех семинарий распоряжению учебного комитета. В академии остались преимущественно студенты-иностранцы и те, кому некуда ехать.

Пресс-служба МДА сообщила 26 апреля, что коронавирус диагностировали у 52 сотрудников академии, студентов и монахов, проживающих в стенах учреждения. Студентка МДА Мария Величко уточнила в разговоре с нами, что болеет «почти весь» педагогический состав

Координирует работу внутри учреждения старший помощник проректора по воспитательной работе иеромонах Дометиан. По словам нашего анонимного собеседника, знакомого с ситуацией внутри МДА, он тоже болен коронавирусом. 

«В тяжелой форме находятся преподаватели из духовенства преклонных лет. У нас есть несколько преподавателей-священноархимандритов, которым уже за 70 лет. Вот они в тяжелой форме», — говорит источник. 

Сотрудник МДА по учебной работе Денис Спиров вспоминает, что первый заболевший появился в учреждении примерно 10 апреля, «правда, это уже после поняли». Через пять дней стало известно о заражении ректора Питирима. 

На клиросе Покровского храма Московской духовной академииФото: Владимир Саяпин/ТАСС

По версии собеседника, знакомого с ситуацией внутри МДА, первый случай заражения произошел раньше, во второй половине марта, — вирус подхватил студент магистратуры. Ректор МДА тоже называл первым заболевшим магистранта, который пел в лаврском хоре, «где идеальные условия для распространения заразы».

Вслед за студентами заболели два иеродьякона. Уже от них заразился ректор, описывает цепочку распространения вируса анонимный источник. Епископ Питирим подтверждал это своим постом — вспоминал, с кем служил литургию.

О том, что коронавирусом в академии болеют с конца марта, наш источник узнал спустя месяц. «Никто особо не распространялся», — утверждает он.

О профилактических мерах в академии наш собеседник также не слышал — их стали вводить, лишь когда заразились десятки студентов. Ректор утверждал обратное.

По сообщению пресс-службы, сейчас все больные студенты изолированы в своих комнатах и питаются отдельно. Это подтверждает в разговоре с нами студент Терентьев и анонимный источник. Как и монахам, готовую еду им приносят и оставляют у дверей здоровые студенты в защитных костюмах. 

«Они [больные студенты] не выходят из комнат. У нас прекрасный вид на внутренний и внешний двор общежития», — уточняет Терентьев. В каждой комнате есть душевая и туалет, добавляет он.

Тесты на коронавирус в МДА и лавру приезжают делать врачи из Сергиева Посада, на компьютерную томографию студенты и сотрудники выезжают в город. Терентьев говорит, что тесты выявили в МДА 54 заболевших, но после отрицательного результата пробы берут повторно, потому что тест не всегда точен на 100 процентов.

Анонимный собеседник добавляет, что студенты МДА в основном переносят болезнь в легкой форме. «Жалоб нет», — заверил он.

«Молятся за сестер и за Путина»

В середине апреля православные отмечали Вербное воскресенье, или праздник Входа Господня в Иерусалим. Службу в Дивеевском монастыре показывали в прямом эфире. Скриншоты этой трансляции широко разошлись в социальных сетях: в разгар пандемии верующие стояли в храме тесной толпой, без масок.

Прихожанка монастыря Юлия Ахунова настаивает: все меры профилактики в монастыре строго исполнялись, но «в праздничные дни было много людей и невозможно было соблюдать дистанцию». 

Жительница Сарова Марина Маресева посещает Дивеево несколько раз в год. Она уверяет, что за санитарным состоянием в монастыре всегда следили очень строго: «Дезинфекция, к примеру раки с мощами Серафима, проводилась всегда. Стоит монахиня и после каждого прикладывания протирает стекло. Икона “Умиление” тоже протирается периодически. Это было всегда». 

Нижегородская область. Монахиня пьет крещенскую воду на источнике преподобного Серафима Саровского в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыреФото: Сергей Бобылев/ТАСС

По словам трудницы монастыря [волонтер, который работает во благо обители бесплатно] Светланы Головушкиной-Тамановой, уже 7 апреля, на Благовещение, трудников распустили по домам, а прихожанам рекомендовали на службу не ходить, но категоричного запрета не было. Служба 12 апреля, на Вербное воскресенье, рассказала она, последняя, куда могли попасть трудники, и то не все, а располагающие справками о том, что работают в монастыре. 

«Может, и были какие-то исключения, но соседку не пустили, так как в монастыре она не трудится. Я смотрела ту видеотрансляцию, почти каждого в лицо узнала, все свои были», — объясняет Светлана. 

Прихожанка Ахунова говорит, что все было не так: вход в храм был свободным, ворота монастыря закрыли для прихожан лишь с 15 апреля. Внутрь стали пускать строго «по звонку от старшей сестры».

Житель села Дивеево Алексей отмечает, что монахинь и раньше было сложно застать за пределами монастыря. «А сейчас тем более», — говорит он.

Официально монастырь закрыли на карантин 25 апреля — нижегородская митрополия сослалась на предписание главного санитарного врача региона Наталию Кучеренко. Тогда же стало известно, что в обители есть заразившиеся.

«Все заболевшие сестры изолированы и находятся в монастырском медицинском центре под наблюдением врачей, им оказывается квалифицированная медицинская помощь», — говорилось в сообщении. Два дня спустя правительство Нижегородской области отчиталось, что в Дивеевском монастыре выявили 76 случаев заболевания.

Михаил Шутов, работавший в монастыре до 25 апреля кровельщиком, узнал о заболевших из прессы — «как и все». «Это [опубликовали] чтобы успокоить возмущенных верующих о закрытии монастыря на праздники. Как сообщили, что там больные, люди меньше стали возмущаться», — считает Шутов. 

Въезд в село Дивеево, где находится монастырь, закрыли для приезжих: выставили кордоны, полицейские и врачи пропускают через них только местных жителей. В монастыре дежурит охрана: причем сначала она была и снаружи, и за стенами, а сейчас осталась только вне обители.

Глава региона Глеб Никитин обвинил в распространении коронавируса среди монахинь паломников, в частности москвичей. «Сюда [в Дивеево] традиционно приезжает много людей из столичного региона, что привело к вспышке заболевания», — сказал губернатор. 

Каждый день в Дивеево приезжало около десяти автобусов паломников плюс верующие на личных автомобилях, рассказывает Светлана Головушкина-Таманова. До эпидемии около половины приезжих останавливались у частников. Уже 30 марта, когда в области ввели режим самоизоляции, местные гостиницы отменили бронь всем паломникам. Трудница говорит, что кто-то из оставшихся без ночлега поселился у частников, но сколько их было — никто не знает.

Подруга жительницы Сарова Марины Маресевой и сейчас работает в монастыре. По словам женщины, 30 апреля болели 160 сестер, а также охранники монастыря, «но тяжелых вроде нет».

Монахинь госпитализировали в больницы неподалеку — 11 женщин в Саров и 73 в город Бор, в Арзамасе и больничном корпусе на территории монастыря «человек 25-30».

«Скажу о тех, кто в Сарове. Состояние удовлетворительное. Температура снижается. Чувствуют себя неплохо», — говорит Марина Маресева. О госпитализации 72 монахинь в центральную районную больницу Бора писали «Открытый Нижний» и другие местные издания.

Нижегородская область. Монахини у раки с мощами преподобного Серафима Саровского в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в праздник Обретения мощей преподобного Серафима СаровскогоФото: Михаил Терещенко/ТАСС

По словам жительницы Сарова, каждый день всем монахиням делают тест на коронавирус. Эпидемию они воспринимают «совершенно спокойно». 

«Монахини вообще особые люди. Они и сейчас смиренно все воспринимают, — рассказывает Маресева. По ее словам, сестры мало распространяются о своем состоянии. — В колокольне один этаж закрыли на карантин. Больше ничего не говорят. Молятся за сестер и за Путина».

Уже 1 мая жительница Сарова рассказала, что количество монахинь в саровской больнице увеличилось до 59, а заболевшую насельницу и заместительницу игуменьи монастыря из-за ухудшения состояния забрали в Нижний Новгород. Днем позже количество заболевших в монастырской больнице достигло 64, еще сутки спустя стало известно, что в Дивееве умерла матушка Галина, которая до болезни жила в ските у монастырского святого источника, говорит Маресева.

«Игуменью Сергию на вертолете увезли в Москву, 38,5 температура», — добавила она. В Москву из Нижнего Новгорода также отвезли ее заместительницу.

«Сор из избы не выносят»

О вспышке коронавируса в Перервинской духовной семинарии 26 апреля написал Сергей Чапнин: «Часть семинаристов, которые не смогли уехать домой, лежат в изоляторе с температурой», при этом студенты не могут говорить о своем диагнозе без благословения монастырского начальства. То, в свою очередь, не дает благословения, поскольку «не хочет, чтобы Перерву закрыли на карантин, как, например, Дивеево». Чапнин добавил, что несколько священников подворья госпитализированы, среди них «священник Андрей», «священник Алексей», «диакон Сергей».

«Приказом ректора (протоиерея Владимира Чувикина. — Прим. ред.) от 16 марта 2020 года семинария с 18 марта переведена на дистанционный режим обучения, воспитанники отправлены по местам проживания. 20 марта все помещения семинарии опечатаны», — рассказали нам в пресс-службе подворья 30 апреля.

Тем не менее там признают, что трое воспитанников «выразили просьбу остаться на территории монастыря и принимать участие в богослужениях». У одного из них в воскресенье, 26 апреля, появились «симптомы, схожие с коронавирусной инфекцией», но диагноз не подтвердился, уверяют в Николо-Перервинском подворье.

Один из клириков подворья действительно болен коронавирусом, подтверждают в подворье, но «болезнь протекает в легкой форме», его имя пресс-служба не называет. Там также добавили, что священнослужитель подворья протодиакон Сергий Шевелкин лежит в больнице, «но его заболевание не связано со вспышкой коронавирусной инфекции».

Жена протодиакона Ксения Шевелкина рассказала нам, что у ее мужа диагностирована двусторонняя бактериальная пневмония. Священник находится в состоянии средней тяжести. «Анализ на коронавирус, естественно, взяли, но он пока не готов: все системы сильно перегружены», — сказала она.

«Информация, указанная Сергеем Чапниным, есть ложь или его вымысел», — подытожили в подворье. 

По словам представителя подворья, ответившего на наш первый звонок, оставшиеся в учебном заведении студенты изолированы в отдельные комнаты с доставкой еды до дверей по особому графику дежурств: «Все приносим, как в МДА». «А вы можете предложить [их отправить] куда-то?» — поинтересовался собеседник в ответ на вопрос, почему учеников оставили в семинарии.

Представитель подворья также подчеркнул, что «на основании поступивших указаний от священноначалия и светских властей» прихожан перестали пускать на службы с 19 марта — практически раньше всех в Москве. Сами службы проходят регулярно, но только в составе клира. «В настоящее время» они стали совершаться единолично настоятелем подворья и ректором семинарии отцом Георгием Чувикиным. 

Но 3 мая патриарх Кирилл отстранил Чувикина от руководства подворьем в связи с нарушением его указаний относительно проведения богослужений во время Страстной седмицы и Пасхи — тогда доступ в храмы прихожан был запрещен. Телеграм-канал «Батюшка Лютер» без ссылок на источники утверждает, что на пасхальной службе в храме в Николо-Перервинском подворье было около двухсот «своих» человек.

Настоятель Николо-Перервинского патриаршего подворья стал первым священником, наказанным за несоблюдение указаний, направленных против распространения коронавируса.

«Государство отделилось от Церкви в 1917 году, и теперь это уже территория частного характера для сокровенного общения с Богом, которое не нуждается в афишировании. Попробуйте сходить в мечеть или синагогу, может, там есть что-то интересное? А то слишком мало о них информации…» — ответил внештатный клирик прихода иерей Андрей Степанов на просьбу рассказать о ситуации с коронавирусом в подворье и добавил, что «сор из избы не выносят».

«Уход из этого временного мира»

Об эпидемии в Свято-Елисаветинском монастыре заговорили из-за журналистки Марины Ахмедовой: в своем посте она утверждала, что в стенах обители болеет более ста человек. В Белорусской православной церкви (БПЦ) объявили, что к ним «поступают и другие сведения, противоположные», и поэтому там «проводят разбирательство».

В комментарии нам БПЦ лаконична: «Монахиням монастыря были сделаны анализы на COVID-19. Некоторые из них положительные. Монастырь закрыт на карантин. Есть госпитализированные сестры. Приняты терапевтические и профилактические меры».

Монахиня пишет икону в мастерской Свято-Елисаветинского монастыря в деревне Лысая Гора Минской областиФото: Егор Еремов/РИА Новости

Все руководящие решения в монастыре по факту принимает духовник обители протоиерей Андрей Лемешонок, рассказал нам источник, знакомый с происходящим в обители. За три дня до закрытия на карантин он опубликовал видеопослание, в котором упорствовал: признал только единичные случаи заражения, назвал пост Ахмедовой домыслами и похвастался, что на пасхальной службе в монастыре было более тысячи причастников.

Сестры до введения карантина 30 апреля участвовали в богослужениях, причащались с одной лжицы, ели в общей трапезной. А сестры, имевшие «признаки простудных заболеваний», просто отсаживались за отдельный стол, писала белорусская церковная журналистка Наталья Василевич. 

На богослужения в монастырь продолжали ходить прихожане, что видно на онлайн-трансляциях, которые ведет ютуб-канал обители. Наш близкий к монастырю источник подтвердил все это.

В последний день  апреля трех сестер из обители подключили к аппаратам искусственной вентиляции легких в минских больницах, рассказал наш собеседник. Одна из них, монахиня Мария (Ковальчук), позже скончалась — ей было 82 года. 

Еще 27 апреля госпитализированы за пределами обители были только две сестры из 130, говорит нам Наталья Василевич. Как отмечает знакомый с происходящим собеседник, 

сестры стали заболевать резко и «буквально через одну — у той температура, у этой»

 

Второй наш источник, находившийся в монастыре до 30 апреля, полагает, что количество зараженных сестер может достигать 80. Он говорит, что протестировали всех насельниц монастыря и тесты показали положительные результаты «минимум у половины».

Многие из больных сестер, отмечают наши собеседники, не обращаются за помощью, запираются в кельях и вызывают скорую помощь, только когда у них начинаются затруднения дыхания, второй собеседник знает о восьми таких случаях. 

Но точная информация о количестве заболевших скрывается и замалчивается. Первые заражения, сперва среди священников Свято-Елисаветинского монастыря, пошли еще в середине марта, примерно со второй недели Великого поста.

«Все у нас хорошо, все у нас слава Богу», — сказала нам близкая к руководству монастыря насельница Агафия, отказавшись от каких-либо дальнейших комментариев без благословения отца Андрея Лемешонка. По словам знакомого с настроениями внутри обители собеседника, большинство сестер стараются сейчас сохранить свою репутацию у духовника монастыря, а не рассказать о реальном положении дел.

В Беларуси высшее руководство не воспринимает всерьез угрозу коронавируса, и это сказывается на церковной жизни. Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Павел только 30 апреля пообещал санкции священникам, игнорирующим «инструкции по противодействию коронавирусной инфекции». Но еще за несколько дней до этого, говорит Наталья Василевич, настоятелю одного из минских храмов, в котором коронавирусом болеют певчие и регенты, епархия запретила сокращать количество служб или отменять их.

Андрей Лемешонок, обладающий колоссальным авторитетом среди белорусских верующих, также считает, что угроза коронавируса раздута, говорит второй источник, находившийся в монастыре до его закрытия на карантин. 

Подготовка Свято-Елисаветинского монастыря в Минске к празднованию ПасхиФото: TATYANA ZENKOVICH/EPA/ТАСС

«В монастыре не выполняли абсолютно никаких противовирусных инструкций. Проповедовали, что надо всем собираться. Радовались, что храмы набиты битком», — сокрушается собеседник.

«Рано или поздно все мы уйдем из этого временного мира. И мы знаем, что сроки нашей жизни, опять же, в руках Бога — главного врача этого мира… Я очень благодарен нашему президенту, который сказал, что трудно идти против всех… Когда он говорил, в его словах и в сердце был Бог», — пишет отец Андрей на сайте монастыря.

В проповеди после всенощного бдения 2 мая Лемешонок напутствует, что болезнь каждой сестры — «точечное попадание», «промысел Божий» и достается им «по их грехам». 

«Давайте молиться за батюшку, он очень кашляет, очень больной», — пересказывает наш источник сообщения, которые сейчас рассылают друг другу сестры. На запрос в монастырь с просьбой предоставить комментарий духовника о ситуации ответа не последовало.

 

«Духовная исключительность»

В Киево-Печерской лавре, крупнейшем монастырском комплексе Украины, находящемся в ведении Украинской православной церкви Московского патриархата, заболели все до единого насельники — то есть 150—200 человек, рассказал РБК глава информационно-просветительского управления УПЦ МП митрополит Климент, трое из них скончались. 

Позже сам Климент сказал, что имел в виду совсем другое: что все заразившиеся насельники идут на поправку. 13 апреля мэр Киева Виталий Кличко сообщал на брифинге о том, что количество заболевших в лавре превысило 90 человек. Митрополит Павел (Лебедь), наместник лавры и викарий Киевской митрополии УПЦ (МП), 3 мая озвучил цифру 68 заболевших. На наш запрос в лавре не ответили.

Регент митрополичьего хора Киево-Печерской лавры священник Сергей Борисевич в разговоре с нами говорит, что в лавре действительно болели многие, из них 30 человек — в тяжелой форме. Но у большинства, и у него самого, заболевание прошло в мягкой.

Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Украинской православной церкви (Московского патриархата) ПавелФото: РИА Новости

Спустя день после объявления на Украине всеобщего карантина, 13 марта, митрополит Павел на ютуб-канале лавры заявил, что прихожане должны продолжать молиться, поститься, ходить в храм, причащаться и причащать детей. «Читайте псалтырь, Евангелие, обнимите друг друга, покройте все любовью», — наставлял архиерей. 

По мнению архимандрита автокефальной Православной церкви Украины и богослова Кирилла (Говоруна), известные монастыри, включая Киево-Печерскую лавру, стали очагами фундаментализма («дешевой духовности», как выражается богослов), поскольку на него в конфликте православных церквей на Украине сделала ставку Московская патриархия.

«Монастыри предлагают альтернативу падшему миру, однако и альтернатива может быть дешевой. Монашествующие начинают бороться с фантазмами мирового правительства, масонских заговоров и прочего. Часто такая мутация изначальных монашеских посылов увлекает этой ложной борьбой многих мирян», — считает богослов.

Сначала митрополит Павел говорил, что не даст закрыть лавру, грозил крестными ходами и круглосуточными молитвами. Но после обнаружения первых заболевших 5 апреля лавра все же огородилась. 12 апреля в Александровскую больницу Киева, куда доставляют большинство заболевших коронавирусом насельников, попал сам архиерей.

«Все было закрыто сразу. Служил один священник, пономарь и пара певцов», — утверждает отец Сергей. На прямых трансляциях богослужений видно, что состав действительно ограничен и прихожан там нет, в том числе во время службы на Пасху.

Но избежать массовых заражений не удалось. «Монастырская жизнь — закрытое общество, где все вместе во всеми. Проще нет для вируса», — замечает лаврский регент. 

Архимандрит Кирилл (Говорун) придерживается другого мнения: монастыри становятся очагами инфекции из-за насаждения представлений о ложной «духовной исключительности». 

Из лавры инфекция проникла в находящуюся на ее территории Киевскую духовную академию — во всяком случае, так предполагает пресс-служба КДА в ответе нам. 

Киево-Печерская лавра закрыта на карантин из-за коронавирусаФото: SERGEY DOLZHENKO/EPA/ТАСС

В духовном учебном учреждении после объявления всеукраинского карантина 12 марта оставались проживать ректор академии епископ Сильвестр (Стойчев), он заразился, но уже поправился, несколько сотрудников и 48 студентов — всего 68 человек. Все они находятся на самоизоляции в жилых комнатах, рассказали в КДА.

В пресс-службе КДА говорят, что на территории лавры остались те студенты, кто «поет в хорах или помогает совершать богослужения в храмах». А также те, кто по разным причинам не захотел выехать домой, и те, кто на момент объявления карантина имел «внешние признаки острых респираторных заболеваний» — они были помещены на изоляцию в обязательном порядке.

Кличко сообщал о 20 заражениях среди семинаристов. Пресс-служба не уточняет точное количество заболевших, но пишет, что 64 человека находятся на самоизоляции и «большинство из проживающих в общежитии уже выздоравливает», четыре человека — на стационарном лечении.

«Это пандемия, переболеют 90 процентов Земли, — рассуждает регент из лавры отец Сергей. — Вирус в воздухе. Почему только на храмы списывают все? А сколько людей не посещают храмы и заражаются. [Коронавирус] — это Божие наказание миру за наши грехи и беззакония. Заболеют все! Карантин для того, чтобы постепенно оттянуть заболевание. Еще все впереди».

Редакторы: Дмитрий Трещанин («Медиазона»), Настя Лотарева («Такие дела»)

Exit mobile version