Бюрократические муки
Не такого развития событий ждала Екатерина, когда ехала рожать в Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства (Барнаул). 29 июня 2020 года там появилась на свет ее дочка. И мама, и ребенок прошли через реанимацию. А после навалились другие проблемы.
Роды у Кати шли тяжело, не раскрывалась шейка матки. Чтобы ускорить процесс, ей прокололи околоплодный пузырь. Из-за многоводия малышку резко вытолкнуло в таз, где она застряла и стала задыхаться. Сделали экстренное кесарево. Шесть минут девочке запускали легкие.
А через четыре дня Кате, которая только стала приходить в себя, сказали, что нужно срочно предоставить пакет документов на дочку: свидетельство о рождении, страховой медицинский полис и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Катя была в шоке: зачем документы роддому именно сейчас? Медики объяснений не давали, лишь холодно предупредили: без документов они не выпишут ребенка, мать выпроводят из роддома, а малышку оставят.
Быстро сделать документы у Кати никак не получалось. Их с мужем брак не зарегистрирован. Чтобы сделать свидетельство о рождении, нужно было попасть из роддома в загс (на Алтае, да и в большинстве регионов тоже, в роддомах не готовят свидетельства о рождении; такая услуга предоставляется, к примеру, в Москве). А вдруг она подхватит коронавирус, принесет инфекцию в роддом? В Алтайском крае в те дни официальная статистика заболеваемости резко возросла, регион вышел в лидеры в России по приросту количества инфицированных.
Удивительно, но обстоятельства с ковидом медиков будто бы и не смущали. Женщинам не разрешали видеться с родными (только принимать от них передачи, а в соседней детской больнице, что входит в состав центра, даже это запрещалось), зато из роддома запросто выгоняли для оформления документов. Катя спросила у врачей, как быть в случае с коронавирусом. Ей ответили: «Не хотите сами ехать за документами, уполномочьте кого-то через нотариуса».
Во-вторых, муж Кати находился в командировке в Свердловской области и должен был вернуться через пару недель. Если бы Катя оформила свидетельство о рождении без его участия, потом пришлось бы устанавливать отцовство (поскольку они не расписаны официально) и вносить изменения в документ, что связано с дополнительными хлопотами и тратами.
Катина дочка быстро шла на поправку, а ее мама, вместо того чтобы радоваться, металась по роддому, решая бюрократическую головоломку. Ничего, кроме расписки, в которой она обязуется предоставить роддому документы сразу после выписки, Катя не придумала. Она объяснила врачам свою ситуацию, но роддом отверг вариант с распиской. Отчаявшись, Катя позвонила на горячую линию местного минздрава, в администрацию региона. Жаловалась, спрашивала, законны ли требования роддома. На следующий день после звонков ей объяснили в роддоме, зачем требуются документы. Со слов врачей, их предоставляют при оказании ребенку высокотехнологичной медицинской помощи, поскольку без личных персональных данных малыша роддом не оформит документацию на оплату лечения для страховой компании. Проще говоря, не получит деньги за свою работу.
10 сентября Екатерину выписали вообще без детских документов, сказав, «разберемся как-нибудь без них». При ней же документы самостоятельно оформляли еще несколько иногородних женщин. В отличие от Кати, они побоялись поднимать шум, опасаясь, что это скажется на лечении детей.
«Девчонок жалко было. Они поплачут и едут за документами, — рассказывает Наталья. — У каждой свои обстоятельства. У кого-то мужа с работы не отпускают. Чтобы из отдаленного района приехать и сделать документы, нужно потратить минимум два дня. Кто-то не может помочь жене, потому что дома другой маленький ребенок, которого не на кого оставить. Мужья как-то пересылают в роддом свой паспорт, свидетельство о браке, чтобы оформить свидетельство о рождении, а дальше женщина сама разбирается. Обычное дело, когда девчонки едут за документами в халатах и тапочках (в приемном покое, если беременную кто-то провожает до роддома, просят забирать вещи). Есть деньги — едут на такси, не хватает — на общественном транспорте. С болями, со швами, с каменной грудью (молоко прибывает, а сцедиться негде)… Для каждой это огромный стресс».
Учитывая, что большинство роддомов в сельских районах и малых городах Алтайского края ликвидировано и основной поток рожениц идет в Барнаул, сотни семей ежегодно сталкиваются с «бумажной» проблемой. И не только на Алтае. О схожих трудностях на сайте «Юридической консультации» (проект «Российской газеты») около года назад писала жительница Московской области.
«Ощущение тупика»
В двух других историях (героинь зовут Мария и Наталья), которые стали известны «Таким делам», женщинам в роддоме ставили те же жесткие условия: нет документов — ребенка не отдадим.
По словам Марии, в марте 2020 года у нее родилась 800-граммовая девочка. Сама она россиянка, родом из Барнаула, в последние годы проживала с семьей в Казахстане. Поскольку Мария гражданство не меняла, приехала рожать на Алтай. Новость о документах ее раздавила.
«Границу России с Казахстаном закрыли из-за пандемии. У меня, естественно, нет с собой ни паспорта мужа, ни свидетельства о браке. Непонятно было, как их передать в Барнаул. Да и как оставить мужа без паспорта на долгое время? — вспоминает Мария. — Мне тогда казалось, что я всю оставшуюся жизнь проведу в роддоме. Со стороны можно подумать, что это ерунда, а в реальности ощущаешь себя в настоящем тупике, в полной растерянности и безысходности. К счастью, ближе к лету границу открыли. В Россию поехала наша родственница из Казахстана, которая и привезла мне свидетельство о браке. Передо мной стояла задача уговорить загс оформить свидетельство о рождении без паспорта мужа. Сам он приехать не мог, работа не позволяла. Я созвонилась с загсом, записалась на прием к заведующей. В базе данных она нашла запись о моем первом ребенке, в которой отцом был указан мой муж, и благодаря этому пошла мне навстречу, сделала свидетельство. 15 июня я подготовила документы. На это у меня ушел день (в восемь утра выехала из роддома, а в 16 часов вернулась), а 17 июня нас выписали».
Наталья родила в октябре 2018 года, сын весил около килограмма. Ее семья живет в Барнауле. Но муж Натальи в том году был единственным хирургом в своей больнице: не мог отлучиться ни на минуту. Его рабочий график полностью совпадал с режимом работы загса и страховых компаний, поэтому за свидетельством о браке и полисом Наталья ездила сама.
«Вроде бы в чем проблема? Муж в Барнауле. Но обстоятельства так сложились, что и мы нервы себе попортили. Девочек, которые также сами ездили за документами, в роддоме было много. Зачастую они иногородние», — говорит Наталья.
Чиновники сами не знают
Обращения за разъяснениями к чиновникам полной ясности в картину с документами не внесли. В минздраве Алтайского края «Таким делам» сообщили, что обязательным условием для получения высокотехнологичной медицинской помощи является наличие паспорта (свидетельства о рождении), полиса и СНИЛС у пациента, поэтому у родителей новорожденных запрашивают документы на детей.
Между тем в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Алтайского края сообщили, что никаких сведений о новорожденных предоставлять не надо. Цитирую ответ ведомства на запрос: «В соответствии со статьей 16 ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” обязательное медицинское страхование детей со дня рождения и по истечении 30 дней со дня государственной регистрации рождения (получение свидетельства о рождении) осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители. При этом указание СНИЛС и свидетельства о рождении в реестрах счетов на оплату медицинской помощи не является обязательным».
Остается надеяться, что чиновники расставят точки над i в этой ситуации хотя бы теперь.
Во-первых, по данным управления юстиции Алтайского края, свидетельство о рождении не обязательно получать отцу или матери, это может сделать любой человек (пусть даже супруг соседки по палате, когда поедет делать документы на своего малыша), на которого вы оформите доверенность. Нотариально удостоверять ее не требуется.
Во-вторых, точно так же, по доверенности, без нотариального удостоверения любой человек может оформить для вашего малыша медицинский полис и СНИЛС. Об этом «Таким делам» сообщили в страховых компаниях и региональном отделении Пенсионного фонда РФ. Бланк доверенности для получения полиса можно скачать на сайте страховой компании и, взяв его за основу, написать доверенность для Пенсионного фонда и загса.
В-третьих, в минздраве Алтайского края заявили, что в исключительных случаях документы на ребенка может оформить сам роддом «при условии письменного заявления законных представителей». В одном из загсов Барнаула подтвердили: практика по подготовке роддомом документов реально существует. Главное, чтобы женщины не боялись обращаться за помощью.