Такие дела

Ледокалипсис

Деревья после ледяного дождя

Коренные жители Владивостока видели многое на своем веку, стихийными бедствиями и перебоями со светом и с водой тут никого не удивишь. До сих пор вспоминают девяностые и нулевые, когда из-за природных катаклизмов электричество несколько раз включали лишь на пару часов в день, и случай, когда администрация города слила воду из городского водохранилища в уверенности, что во время летних тайфунов ливни заполнят его заново, но такого не случилось — еще долго нормальной подачи воды не было (она подавалась раз в двое суток). Недаром популярна присказка: «Если в кране нет воды, а в розетке — тока, значит вы недалеко от Владивостока».

Владивосток утром 19 ноября после прошедшего ночью ледяного дождя
Фото: Наталья Булкина

Но того, что началось на прошлой неделе в четверг, 19 ноября, ожидать было нельзя: пролившийся в минусовую температуру дождь (довольно редкое природное явление, когда температура в верхних слоях атмосферы выше, чем в нижних) попросту сломал город.

 

Владивосток утром 19 ноября после прошедшего ночью ледяного дождя
Фото: Наталья Булкина

 

Наутро жители города обнаружили себя как будто в фильме-катастрофе «Послезавтра»: абсолютно все было покрыто толстой коркой льда. Деревья, словно закованные в хрусталь, звенели на ветру; заблюренные льдом машины превратились в тыквы; тротуары, лестницы, перила, даже стены домов — все ушло под лед. Опоры ЛЭП под слоем замерзшей воды упали, как карточные домики, утянув за собой километры проводов.

Обледеневшая машина. Слой льда местами достигал 10 сантиметров. Очистить машину от слоя «карамели», как шутят автовладельцы, удалось за два часа
Фото: Наталья Булкина

Поднялся сильный ветер, осадки продолжились. Так началось возвращение города в «каменный век» — именно так местные жители называют ситуацию, при которой тепло им приходится добывать чуть ли не трением камней.

Настали времена почище

Сначала кажется: фантастически красиво и странно. Но постепенно проступают ужасающие детали: почти все деревья сломаны, где-то — вырваны с корнем, с уцелевших обвалились ветки. Единственный торжественно открытый в сентябре парк Нагорный напоминает пейзаж из «Аленького цветочка», когда умирало чудище, а чуть поодаль на автомобили рухнули троллейбусные столбы. Троллейбус на этой улице так никогда и не пустили, и складывается впечатление, что столбы стояли здесь много лет только ради того, чтобы разбить в итоге чьи-то машины.

«Стеклянные» деревья вызывали изматывающие чувства от того, как это красиво и страшно одновременно
Фото: Наталья Булкина
Дерево-«леденец»
Фото: Наталья Булкина

Неясно, куда смотреть, когда идешь по улице: вверх — поскользнешься и ударишься об лед, вниз — пропустишь летящую сверху глыбу льда от остатков проводов линий электропередачи, с деревьев или крыш. На глазах у местной жительницы под обвал льда с крыши многоэтажки чуть не попали дети на детской площадке, после чего она предусмотрительно отколола 20-килограммовый кусок наледи со своего кухонного откоса и призвала земляков сделать то же самое.

Владивосток, пятый день после ледяного дождя
Фото: Наталья Булкина

Многих горожан шокировало фото пожилого мужчины, предположительно бездомного, замерзшего насмерть рядом с Покровским храмом. Судя по позе, он поскользнулся, ударился затылком, потерял сознание и так и не пришел в себя. На нем была медицинская маска.

Владивосток утром 19 ноября после прошедшего ночью ледяного дождя
Фото: Наталья Булкина

За несколько дней с ушибами, переломами лодыжек, лучевых костей, повреждениями связок и ранами в больницы обратилось свыше 600 человек — травмпункты работают на износ. Первые несколько дней в одном из них не было электричества, поэтому там только консультировали. Резервных генераторов не оказалось не только в некоторых медицинских учреждениях, но и на многих насосных станциях подачи тепла.

«Стеклянные» деревья вызывали изматывающие чувства от того, как это красиво и страшно одновременно
Фото: Наталья Булкина

По улицам Владивостока перестали ходить трамваи и троллейбусы. Электрички и рейсовые междугородние автобусы также оказались недоступны, были отменены авиарейсы в близлежащие города. 21 ноября закрыли Русский мост, соединяющий материковую часть города с островом Русским, где живет около 4 тысяч человек, — Владивосток первым в мире столкнулся с обледенением вантового моста.

«Не ела ничего четыре дня»

Владивосток — город сложного ландшафта и бездорожья. Он расположен на крутых сопках, и все дороги почти вертикальные. С обледенением такое сочетается плохо: пожилые, родители с детскими колясками и люди с ограниченными возможностями по здоровью не могут выйти на улицы. А машины, в том числе скорой помощи, — заехать во дворы по зеркально гладкой поверхности. Из-за этого многие люди оказываются без медицинской помощи, не вывозится мусор и не доставляются продукты в придомовые магазины. В наиболее пострадавших районах пропали газовые баллоны, печки и даже хлеб и питьевая вода: чтобы выжить, местные топят в кастрюлях снег и лед. Коллапс достиг апогея.

Владивосток, вид на Золотой мост, который ведет в район Чуркин — один из самых пострадавших в городе
Фото: Наталья Булкина
Владивосток
Фото: Наталья Булкина

Первый пункт временного размещения и обогрева власти открыли только на вторые сутки бедствия, причем далеко от районов, где была нужна помощь, — то есть вместо того, чтобы запитать эти пункты от генераторов, их открыли там, где электричество было. Маломобильным гражданам добраться туда — непосильная задача, да и узнать о них тоже проблематично: связь и интернет есть до сих пор не везде, а чиновники не посчитали нужным сделать оповещение через громкоговорители или поквартирный обход населения.

В районе Чуркин для жителей развернули полевые кухни, где люди могли поесть горячей еды и попить чаю
Фото: Наталья Булкина

Горожане практически единодушны во мнении: если они не самоорганизуются, чтобы спасти самых уязвимых, те погибнут. Они стали помогать друг другу сами. В наиболее пострадавший район — Первомайский (который все называют Чуркин — по названию мыса, на котором он расположен) — стали выходить волонтеры. Один из них, Валентин Сиденко, вместе с женой с утра до вечера возит по заблокированным в квартирах людям еду, воду и газовые плиты. Сначала они планировали разовую акцию, но, увидев, в каком состоянии земляки, остановиться не смогли.

 

Пункт обогрева МЧС в районе Владивостока под названием Чуркин. Жители могут погреться, поесть горячей еды и зарядить телефоны
Фото: Наталья Булкина

 

«Как можно забыть об этом, когда, например, привозим еду, открывает парень, а у него вместо ноги протез, он отстоял очередь в полевую кухню, получил две последние порции себе и матери старенькой и отдал их бабулькам, расплакавшимся от того, что им не хватило», — говорит он. В другой раз они долго ждали у двери: одинокая пожилая женщина уже еле передвигалась. «На ней, похоже, было надето просто все, что есть в доме. У нее диабет, а она не ела ничего, кроме сухпайка, уже четыре дня — руки тряслись. Продукты в холодильнике испортились, она решила выйти в магазин и сразу же упала и ударилась головой. Плачет, говорит, болит до сих пор», — сетует Сиденко.

«При стихии все выходит из строя»

Те, кто пострадал меньше, приглашают земляков через соцсети к себе в гости — погреться, набрать воды, зарядить телефоны, выпить горячий чай, съесть горячий куриный бульон и даже пожить. Автоволонтеры сообщают, что могут безвозмездно передать нуждающимся канистры бензина, вытащить из снежной западни с лебедкой и тросом, передать теплые вещи.

Остров Русский
Фото: Наталья Булкина

Не оказались в стороне и рестораны и кафе, которые предлагали бесплатные обеды, семейные центры и фитнес-клубы, которые приглашали оставшихся без света и тепла людей ночевать, владельцы частных школ, предлагавшие родителям бесплатный присмотр за детьми, и даже парикмахерские, приглашавшие бесплатно помыть голову и подзарядить телефоны. Также люди снимали пароли с вайфая, чтобы соседи, у которых он исчез, могли быть на связи.

Паром на остров Русский. Мост закрыт из-за падения льда. На остров пустили паром для перевозки людей. На паром вмещается до 20 машин
Фото: Наталья Булкина

Но не всем удается помочь. Жители острова Попова рассказывают, что они в совершенно бедственном положении: упало 30 столбов, электричества нет, дети уже несколько дней не ели горячей еды, газовые баллоны закончились, а единственный паром забрали, чтобы вывозить людей с острова Русского.

Сергей, житель дальнего поселка на острове Русском. Он приехал в 11 утра. Мы разговаривали с ним в 16 часов. Паром ходит каждые два часа. На паром в 18 часов, которым уехала я, Сергей не попал. Перед ним стояло около 30 машин, в том числе спецмашин для обслуживания инфраструктуры острова, которые проходят без очереди
Фото: Наталья Булкина

«Можно было бы списать все на стихию. Но возникает вопрос: почему коммунальные службы Владивостока организованы так, что при стихии все выходит из строя, и почему нет нормальной помощи жителям, пострадавшим от стихии?» — написала в открытом письме президенту Владимиру Путину известная владивостокская блогерша Диана Удовиченко. Но ответа не последовало.

Паром на остров Русский
Фото: Наталья Булкина

Когда в город прибыл министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунов, пользователи пошутили: «В качестве помощи прислали самое дорогое — еще одного министра», подчеркивая, что помощь организуют себе сами горожане. Даже ограничительные пленки возле домов с пологими крышами, с которых может упасть лед, вывешены фирмами, расположенными в этих домах, а не коммунальными службами. «Летом выполняется столько бессмысленной работы: постоянно триммером косится трава, даже в начале ноября, когда вот-вот выпадет снег. Зачем-то скашиваются цветы в палисадниках. Где все эти работники управляющих компаний, когда они реально нужны?» — жалуются местные жители.

Паром на остров Русский
Фото: Наталья Булкина

Они считают, что прошел не ледяной дождь, а все сроки службы объектов жизнеобеспечения советских времен. «Упали не опоры ЛЭП, упала ответственность людей на местах», — уверены они: не хватает аварийных генераторов, профилактики на устаревших сетях, алгоритма действий при ЧС.

Пять лет назад из Приморья в Крым были направлены две мобильные электростанции, которые использовались во время стройки перед саммитом АТЭС. Они могли бы остаться в Приморье как резервные на случай природных катастроф (довольно частых), и в этом случае энергетического коллапса могло не случиться, уверены земляки. 

Около Золотого моста. Проход и проезд под мостом перекрыты из-за падения глыб льда с вант
Фото: Наталья Булкина

Власти считают, что для профилактики повторения ситуации нужно усиливать оснащение электросетевых компаний — уже разработана инвестпрограмма. Пока же без света остается более 4 тысяч человек. И многие из них по-прежнему в транспортной блокаде.

Exit mobile version