«Был такой музыкальный клип “Это мое обсессивно-компульсивное расстройство”. Молодой человек заходит в помещение, где все висит не так: перепутаны рубашки, брюки. Парень не выдерживает и начинает все перевешивать со словами: “Я все сделаю правильно”. Когда я захожу в интернет и вижу, как людям впаривают гадания, магнитные часы и гомеопатию, у меня возникает такая же реакция. Я хочу исправить это, чтобы никто не наживался на человеческих предрассудках», — объясняет Александр Панчин.
Александр Панчин — российский биолог и популяризатор науки, блогер, автор нескольких научно-популярных книг и член комиссии РАН по борьбе со лженаукой. Его просветительская деятельность во многом связана с развенчанием антинаучных мифов.
16 марта депутаты Госдумы в третьем чтении принялипоправки к ФЗ «Об образовании». Новые нормы вступят в силу с 1 июня. Из-за них лекции ученого, как и многих других просветителей, могут стать незаконными.
Потенциал для злоупотребления
Авторы инициативы предлагали законодательно закрепить понятие просветительской деятельности, а также принять меры, чтобы не допустить «негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс».
Просветительскую деятельность в законопроекте определяют как «осуществляемую вне рамок образовательных программ <…>, направленную на распространение знаний, опыта, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека».
«Потенциально под это описание подпадают содержательные высказывания любого человека: ученого, журналиста, блогера, — перечисляет Александр Панчин. — К чему это приведет на практике, сказать сложно, но потенциал для злоупотреблений у этих поправок огромный».
Александр Панчин
В поправках говорится, что порядок осуществления просветительской деятельности и контроля за ней будет устанавливать правительство России. Как именно — неизвестно. Вся информация о том, какие ограничения появятся для просветителей, будет опубликована уже после принятия закона, в подзаконных актах.
Инициатива может серьезно ударить по обмену научной информацией в обществе и привести к усилению цензуры в России.
«Если появится прецедент с возможностью цензурировать просветителей, то в будущем это даст возможность цензурировать кого-то еще, — поясняет Панчин. — Как сказал Вольтер, я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить».
Александр Панчин считает, что для тех, кто занимается популяризацией науки профессионально, такой закон — «экзистенциальная угроза».
«Поправки предложили люди, которые не разбираются в науке.
Логичнее было начать с «Битвы экстрасенсов» и антинаучных телепередач на РЕН-ТВ. Но даже это я не стал бы запрещать: свобода слова важнее
Да и кто сказал, что чиновники смогут разобраться, где научная информация, а где откровенный бред? Где гарантия, что они запретят “Битву экстрасенсов”, а не “Теорию Дарвина”? Я рассматриваю этот законопроект как наступление на свободу слова и дискуссии — на важнейшие атрибуты интеллектуального развития общества. Если депутатам не нравится такое развитие, то мне не нравятся такие депутаты».
Петицию против принятия закона о просветительской деятельности подписало более 230 тысяч человек.
Чудо, которое случилось со мной
Александру Панчину часто пишут читатели и говорят, что благодаря его книгам захотели заниматься генной инженерией. Родители учеников говорят: раньше ребенок ничем не увлекался, но после лекции ученого решил поступать на биоинженера.
«Такими кейсами я особенно дорожу, — говорит Панчин. — Благодаря им я чувствую ценность своего присутствия в России: я могу сделать что-то полезное для общества».
Благодаря просветительскому проекту научной деятельностью увлеклась и Аля Козорезова. Аля — студентка второго курса филологического факультета московского НИУ ВШЭ. Она родилась и выросла в Новосибирске и в девятом классе узнала про центр гуманитарного образования «Открытая кафедра». Она говорит, что ее выбор академического пути напрямую связан с этим проектом:
Открытая кафедра
«Помню, у них была лекция, посвященная Владимиру Маяковскому. В их маленький чердак набилось какое-то грандиозное количество человек, люди сидели даже на полу, мы облепили лектора со всех сторон. И это было потрясающе. Об этом проекте я могу говорить лишь как о чуде, которое случилось со мной».
Руководительница проекта Наталья Ласкина с коллегами создавала «Открытую кафедру», чтобы выйти за рамки системного образования.
«Системное образование стало очень бюрократизированным, завязанным на внутреннюю напряженную конкуренцию, очень стрессовую, — объясняет она. — Мы хотели выйти из этого вечного системного стресса и делать то, что нам интересно, с теми, кому это интересно. Это более рискованно, но хочется делиться своими открытиями и идеями».
Сотрудники центра проводят курсы повышения квалификации, издают книги. Наталья Ласкина говорит, что у организации есть еще одна — «симпатичная» — часть работы: они устраивают лекции на разных площадках в городе, которые посвящены литературе, театру, кино, искусству. На них выступают ученые-филологи, искусствоведы и философы.
Из-за принятого законопроекта в центре могут отказаться от просветительской деятельности и таких проектов.
Такого нет ни в одной стране мира
Многие некоммерческие организации в России проводят лекции: медицинские вебинары для родителей детей с редкими заболеваниями, HR-курсы для людей, переживших домашнее насилие, психологические консультации для родственников онкопациентов. Список огромен.
Согласно поправкам в закон «Об образовании», такая деятельность тоже будет считаться просветительской. А значит, есть вероятность, что ее придется регламентировать.
Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» бесплатно проводит образовательные программы для специалистов и родителей приемных детей. Им предоставляют информацию о психологическом сопровождении детей с опытом сиротства, жестокого обращения, дают советы по борьбе с эмоциональным выгоранием.
Президент фонда Елена Альшанская надеется, что новый законопроект не затронет их деятельность. Она планирует дождаться подзаконных актов, чтобы понять, насколько их образовательные мероприятия подпадают под закон.
Елена Альшанская
«Сама идея, заложенная в законе, о том, что государство присваивает себе как единственному субъекту право на просветительскую деятельность, — тотальный абсурд, — считает Елена Альшанская. — Такого нет ни в одной стране мира.
Просвещение — это свободное право любого гражданина
На мой взгляд, это заранее неработающая норма и ее будут использовать в отношении конкретных организаций, которые, с точки зрения государства, осуществляют неполезную деятельность».
Елена Альшанская подчеркивает, что фонд в любом случае не откажется от своих образовательных мероприятий. Если в этом будет необходимость, то они как «законопослушная организация» будут информировать ведомства о проведении вебинаров.
О том, что риски для просветительских программ некоммерческих организаций пока еще не ясны, говорит и председатель хабаровской общественной организации «Чужих детей не бывает» Ольга Лим. Они проводят обучающие курсы для приемных родителей и детей-сирот.
В организации обеспокоены вмешательством государства в вопросы просвещения, а также введением цензуры.
«Не могу себе представить, что нам запретят обучать родителей осознанному родительству или будут подвергать цензуре наши обучающие программы для детей-сирот», — говорит Ольга.
Обслуживание бюрократического аппарата
В 2020 году Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки запустила проект «Люди науки» — первую в России национальную платформу научного волонтерства. Платформа помогает вовлечь в научную деятельность обычных людей.
Например, в проекте «Плоды науки» участники загружают в специальное приложение фотографии растений. Таким образом создается большая карта флоры, которой пользуются ученые. Самостоятельно такой объем информации научные сотрудники собрать не могут.
В другом проекте волонтеры рассматривают и описывают космические снимки.
«Это возможность установить дружескую связь между учеными и людьми, чтобы не казалось, будто ученые — это люди за пятью замками. Мы хотим, чтобы наука вошла в список вещей, которыми люди могут заниматься как хобби, а не исключительно профессионально», — объясняет исполнительный директор ассоциации Александра Борисова.
Александра Борисова
Александра считает, что законопроект о просветительской деятельности стирает разницу между формальным и неформальным образованием в России. Сейчас неформальное образование чаще всего носит волонтерский характер: ученые сами хотят делиться с людьми своими знаниями и идеями.
«Для человека естественно передавать свои знания другим. Этот законопроект антиконституционный.
Когда ученый что-то рассказывает, делится своими знаниями — он реализует свое право на свободу слова
А если ему для этого нужно получить какую-то бумажку, очевидно, у него это право отбирают», — уверена она.
Александра подчеркнула, что их организация будет принимать участие во всех этапах дискуссии, посвященной выработке новых ограничительных норм, и пытаться нивелировать последствия этих поправок.
В случае если мероприятия «Людей науки» все же придется согласовывать с ведомствами, проекту понадобится дополнительный сотрудник, который будет работать с документами. Но возможности кого-то нанимать у организации нет.
«Наши доноры дают нам деньги на реализацию идей, а не на обслуживание бюрократического аппарата, — поясняет Александра. — Риск для нас очень большой, но пока понять, что с нами будет, мы не можем. Реализовывать этот закон так, как он изначально задуман, слишком сложно. На мой взгляд, это станет полем для избирательного правосудия, под которое может подпасть и наша платформа, и научные сайты, и лектории, и любое СМИ».
Только правильные лекции
Серафима Чичева уже несколько лет подряд организует просветительские проекты в Краснодарском крае, в том числе устраивает лектории в малых городах. Новый закон ставит в очень сложное положение всех, кто занимается такой деятельностью.
«Популяризация науки — это не какой-то супердоходный бизнес, — замечает она. — Это в основном энтузиазм людей, которые хотят, чтобы местные жители просвещались. Начать такую историю — это всегда трудный шаг, который не гарантирует прибыль и может даже уйти по бюджету в минус. А сейчас дополнительно к этому появляется какой-то странный закон с непонятными условиями и согласованиями… Мотивация людей не бесконечная».
Серафима обращает внимание: «научно-популярная волна» только сейчас начала охватывать малые города. Просветительские проекты там очень важны: часто в небольших населенных пунктах ничего не происходит, местные жители находятся в информационном вакууме. Это влияет на качество социальной жизни, и в итоге многие просто уезжают.
«Современный мир предполагает постоянное обучение. Я боюсь, что региональные власти врубят рубильник запретов по полной: придумают местные подзаконные акты — и все придет к тому, что никому ничего будет нельзя без согласования, а гуманитарные науки для больших масс в принципе закончатся».
Серафима Чичева
Именно по гуманитарным наукам, по мнению Серафимы, больше всего ударят поправки. В тексте законопроекта говорится о запрете побуждать к действиям, противоречащим Конституции России. «Трудно представить лекцию по физике, которая может нарушить конституционный строй, а если ты делаешь лекции по философии или политологии — тут уже очень тонкий лед, — поясняет она. — В итоге мы получим монополию государства на просветительскую деятельность, и у нас в стране будут только правильные с точки зрения властей лекции».
Законопроект о просветительской деятельности может затронуть даже те проекты из малых городов, которые не подпадают под него напрямую. В нижегородском Городце второй год отмечают День защитника наличника. Этот просветительский проект — одно из направлений Центра проектного развития.
«Казалось бы, новый закон никак не может нам навредить, потому что просвещение на тему традиций и народного мастерства не вызывает противоречий и чьего-либо недовольства. Часто мы как независимая структура единственные, кто озвучивает проблемы в городе. Другие участники диалога с властью — часть системы государственного управления, вынужденные соблюдать этику госслужащих. Закон о просвещении сделает нас частью этой системы и лишит независимости. Будет ли хорошо городу от того, что в нем звучит только одно мнение — “правильное”?» — отметила директор организации Наталья Дукантони.
Корреспондент ТД пытался договориться об интервью с 20 представителями просветительских проектов из малых городов. Из всех них поговорить с журналистом согласились только Серафима и Наталья. Объяснять причину отказа авторы остальных проектов не стали.
По мнению Серафимы Чичевой, организаторы из регионов действительно «притихли» и ничего не комментируют, в отличие от популяризаторов науки и известных ученых.
«Как будто у нас не существует огромного количество людей, для кого такие проекты — это маленький, но бизнес, или тех, кто посвятил этой деятельности пять лет своей жизни, — возмущена она. — Такое ощущение, что все надеются, что, как по классике жанра, в России [строгость законов] компенсируется необязательностью исполнения. Но у меня таких иллюзий нет: я знаю, как местные министры любят подминать все живое под себя».