Такие дела

«Заграница вымотает сильнее русской тюрьмы»: башкирская художница — о травле, угрозах и преследовании за рисунки

«Я изучала историю башкирского костюма, он мне близок. Но многие националисты даже не подозревают, откуда произошел тот или иной элемент. Мне кажется это смешным»

Недалеко от огромного здания уфимского конгресс-холла, вытянутая форма которого напоминает мифического Левиафана, стоят двое. Он — парень в одеждах типичного последователя Кришны с книгами в руках, она — коротко стриженная хрупкая девушка в рубашке с принтами ярких фламинго. Он бодро подошел к ней с разговорами о просветлении и поиске себя, но сейчас растерян: собеседница задала лишь один вопрос, который, кажется, выбил его из привычного скрипта поведения.

Ее зовут Алена Савельева. Она переживает в этом городе многомесячную травлю за свои рисунки и спросила у кришнаита совета. Как быть, если как художница она «выросла» из-за этих событий, но как человек — потеряна?

Об этом мы записали ее монолог. 

***

Первую работу серии про башкир я начала, кажется, 25 декабря 2020 года. Рисовать эскизы в свободное время — моя главная забава. Нарисовав первый, подумала: классная идея, еще пару сюжетов сделаю фломастерами, а потом полноразмерные холсты напишу акрилом и выставлю где-нибудь. Стала выкладывать эскизы в фейсбуке и заметила, что люди начали подписываться.

В комментарии пришла некая Луиза, бабуля, которая до этого стремилась познакомить меня со своим сыном. Начала ругаться, что я что-то неправильное рисую. Потом появился незнакомый мне Руслан Габбасов (известный башкирский активист, экс-лидер признанного экстремистским движения «Башкорт». — Прим. ТД) и сказал: «Это что такое? Я не понял ничего».

Алена в доме-мастерской своего друга и художественного партнера Максима Холодилина
Фото: Вадим Брайдов для ТД

Я ему объясняю, что это мой ответ чиновникам и всем этим лисьим хвостам на пиджаках. Он отвечает: «Не-е-ет, это оскорбление башкир». И замолчал. Я подумала: фу, пронесло. Но он подождал, пока я нарисую всю серию, скопировал ее и выставил у себя на странице с призывом: «Доколе мы будем терпеть это угнетение? Вот Чанышевой [глава штаба Навального в Уфе] облили кислотой машину, а почему Савельевой не облили?» Так вот все и началось.

Когда я начинала серию про башкир, я понимала, что есть такая социальная группа как националисты. Знала, что у них есть какие-то организации, в них лидеры. Мне это казалось даже прикольным. И думала: не, это же другие националисты, не те, что в Германии были, а те, что на Куштау природу защищают. Да и националистами-то я их не считала. Позитивный образ, в общем. Но я решила изобразить их не суровыми и злыми, а на позитиве. Позитив в этом увидели далеко не все, видимо.

«Я уверена, что любовь возможна лишь между мужчинами. В нас слишком много природы, а любовь — она порыв и выше инстинктов. Продолжаю изучать этот вопрос»
Фото: Вадим Брайдов для ТД

Мне днем и ночью писали, звонили. От недосыпа у меня руки тряслись. Некоторые злопыхатели писали заявления в полицию на пользователя фейсбука Алену Савельеву, откуда приходил ответ на бланке с моим адресом регистрации. А прописана я у бабули, и эти люди стали класть ей в почтовый ящик письма с сильно неприятными угрозами. Не думала, что скажу это, но хорошо, что у бабули деменция.

Она вскрывала, читала и забывала о них. Тогда я стала действовать так же: писала заявление, а когда получала ответ с адресом, предлагала встретиться «у магазина, что на первом этаже твоего дома». Пыл у многих тут же улетучивался.

Мне почти сразу начали советовать уехать из страны, получить убежище в Европе. Я смеялась, но после слов Хабирова («Я цензурой тут не занимаюсь, Бог — судья этому человеку, но я прошу функционеров, которые в том числе здесь присутствуют, аккуратнее быть с этими вещами». — Прим. ТД) я уже задумалась всерьез, а Толкачев намекал на уголовное преследование («Что касается правовой стороны вопроса, то считаю, оценку должны дать не художники и не депутаты, а правоохранители. Если в рисунках действительно будут усмотрены элементы унижения национального достоинства, разжигания межнациональной розни, то на это уже должны отреагировать соответствующие органы». — Прим. ТД).

Работы из серии про башкир
Иллюстрация: Алена Савельева

 

Но быстро успокоила себя, что сидеть в русской тюрьме долго не буду, максимум пару лет, а заграница вымотает меня сильнее. Наше общество больно, я болею вместе с ним — теми же болезнями. Куда мне к здоровым людям или в общество с непонятными мне диагнозами.

Я хочу уехать из города. Мое положение ужасно — люди боятся со мной связываться, я их при этом прекрасно понимаю. Директору государственной галереи, где я выставлялась семь лет назад с серией-комиксом про жизнь кота, прилетело спустя столько времени от министерства культуры.

Директор — прекрасная женщина и правда много сделала для популяризации традиционного башкирского декоративно-прикладного искусства. Но после этого скандала, думаю, она мне желает всего самого худшего, и это ужасно. Ее чуть не уволили, в минкульте требовали ее ухода за ту давнюю и безобидную выставку.

Защитили директора те чиновники, что оказались на моей стороне (видимо, речь о политическом оппоненте башкирских националистов Ростиславе Мурзагулове. На тот момент он занимал ряд неполитических должностей, которых сегодня лишен. — Прим. ТД). Да, были такие, но, как я позже поняла, они были не столько за меня, сколько против тех, кто против меня, — политические игры такие.

Алена в доме-мастерской своего друга и художественного партнера Максима Холодилина
Фото: Вадим Брайдов для ТД

И тогда я поняла то, о чем всегда подозревала: сама идея национализма — шляпа. Башкирского тем более. Этот народ совсем не маленький, язык в школах преподают, я тоже его учила, даже на конкурсах чтецов выступала. У нашего народа не должно быть комплекса малых народов. Национальный костюм я люблю. Но иногда приходишь на официальное мероприятие, а там стоят чиновники в костюмах, галстуках, поверх которых накинут стилизованный национальный костюм. Еще и шапка эта с лисьим хвостом, который вообще в ХХ веке придумали. Многие на полном серьезе считают, что это традиционный, исторический элемент одежды. Ну смешно же! Они топят за культуру, которую не изучают.

Меня не берут на работу в художки и даже в детские кружки. По профессии работать не могу. Я в тупике. Как художнику скандальная репутация скорее в плюс — я распродала все свои рисунки из той серии. Но личностно я в тупике. Я понимаю, что никакой национализм я не победила, скорее только усугубила. Одно время мне казалось, что я самый известный человек в Уфе. Меня даже с маской на лице узнавали. Как-то я хотела уступить место в маршрутке девочке с котенком в руках, а она ответила: «Нет, нет, это же ваши рисунки в фейсбуке гуляют? Сидите». Тогда я подумала, что эмпатия этой девочки к котенку делает ее добрее. В другом случае я зашла в автобус, но кто-то со спины взял меня за плечи и вытолкал в дверь. Но я живучая, дождалась следующей маршрутки. Популярность неоднозначна.

Иногда мне кажется, что я совсем себя ненавижу: настолько мне стало плевать, что ко мне приходят недруги, ругают со всех сторон. Но вместе с этим я потеряла и возможность радоваться. Просто все ровно. Просто все неплохо. Кажется, я стала совсем замкнутой.

Алена рисует своего друга и художественного партнера Максима Холодилина
Фото: Вадим Брайдов для ТД

Человек в России должен быть всегда готов к травле и насилию, это и делает нас больным обществом. Я стала задумываться: а может, я и правда опасна для общества? Может, мне и правда не стоит даже мечтать о работе с детьми? Ведь я их заражу своей злостью и «плохостью». Хотя, конечно, не хватает детского непринужденного мышления. Я всегда заряжалась им. Но стала задумываться, может, и правда моя токсичность всех вокруг засасывает в токсичное же болото.

Воспринимаю все случившееся как большой перформанс, где я была участницей вместе со злопыхателями. Картинки здесь совсем вторичны. Я довольна результатом как художник, как человек я жалею, что это все произошло. Моя личность унижена, растоптана. В этом конфликте я потерялась. И как себя найти — я не знаю. Кришнаит, что встретился сейчас на остановке, не смог мне объяснить.

Что плохого в сексуализации? Я не ожидала такой реакции: секс — двигатель всего прогрессивного. Если человек приталивает свою одежду, укорачивает, занимается своим телом, красится, почему он против демонстрации тела на бумаге? Я долго могу не замечать конфликта, ровно до тех пор, пока он не дойдет до некоей кульминации.

Я как художник должна добиться этой кульминации, чтоб наблюдать за поведением людей в конфликте. Если бы сейчас жгли ведьм, я бы вряд ли следила за костром — мне куда интереснее толпа, что просит крови. Мне как человеку хочется быть незаметной. А художник часто провоцирует зрителя.

Алена в доме-мастерской своего друга и художественного партнера Максима Холодилина
Фото: Вадим Брайдов для ТД

Я считаю себя интернет-художником. Я отслеживаю все реакции на свои посты, рисунки. Ничего для популярности специально не делаю, все это само как-то завертелось, как реакция на мои работы. На выставках нет такой богатой реакции, как, например, в фейсбуке. На выставках человек постесняется выражать свои эмоции, может, эмоции даже не успеют сформироваться. А в интернете все друг друга задирают, подначивают. Все те, кто меня грозился в интернетах убить, а потом встречал меня, были не так резки в высказываниях и тушевались. Наверно, они ждали, что я, конченая злодейка, буду отвечать агрессией на агрессию, сопротивляться. А видят флегматика, который не несет никакой угроз. Не хочется проверять эту теорию дальше, конечно.

После каждого рисунка одни люди требовали: «Сожги все, что нарисовала!» А другие скупали рисунки тут же после публикации. Но не переживайте, я их рисовала фломастерами — они скоро выцветут, вряд ли на век человека хватит.

Это не первый случай травли у меня. Я работала в художественной школе с детьми. Все было хорошо, мне очень нравится работать именно с детьми, кажется, я учусь у них непосредственности и открытости. Но как-то мальчик принес в школу свою любимую игрушку — куклу, и на собрании учителей произошел конфликт: педсостав требовал от меня, чтоб я запрещала ему играть с куклой, мотивируя тем, что родители обвинят нас, что ребенок вырастет геем.

Работы из серии про башкир
Иллюстрация: Алена Савельева

 

Я так удивилась — вообще не подумала бы об этом. Я спорила и смогла отстоять право ребенка. Но врагом, конечно, для коллег стала. Через короткое время меня стал домогаться коллега-скульптор. Преграждал дорогу к туалету, стоял подслушивал у двери, а как-то схватил за бедра. Я не выдержала и подняла этот вопрос перед всеми коллегами. Он оскорбился, громко хлопнул дверью. Все зацокали и пристыдили меня, салагу, что взрослого дядечку обидела. Притом что они же и рассказывали, как этот дядька тринадцатилетнюю ученицу за грудь трогал.

Обидевшись, он зашел ко мне на страничку во «ВКонтакте», скопировал мои рисунки и написал заявление в прокуратуру, что я склоняю детей к суициду. Все это на фоне истерии про «Синего кита» выглядело грозно (я успела поругаться с коллективом, утверждая, что дети с домов бросаются, потому что вы у них игрушки отбираете, а не из-за пабликов в «ВК»). Правоохранители забрали все мои гаджеты, ничего крамольного не нашли и вернули через какое-то время. Коллеги созвали этический совет и все по очереди проехались по мне. С этого момента мне и начали внушать, что я ненормальная, угроза детям и работать мне лишь сторожем можно. Уволили, конечно.

Алена в галерее современного искусства X-MAX. «Это единственная галерея, куда меня после скандала еще приглашают»
Фото: Вадим Брайдов для ТД

В одно время сильно стремилась влиться в феминистское сообщество Уфы. Но не смогла там прижиться. Я поняла, что это еще одна страта, которая пытается захватить власть над умами людей. Каждое такое сообщество, где нет сотрудничества, но есть конкуренция, меня пугает. Я устала от конкуренции, я не хочу ее. Я хочу сотрудничества. Не хочу ни с кем бороться, биться, хочу общаться и сотрудничать. Новая этика и соответствующие движения указывают на правда важные проблемы. Но инструментов на деле не предлагают, снова разделение на плохих и хороших.

Я правда могла задеть чьи-то чувства. Но те, кто хочет обижаться, всегда найдут, на что обидеться. Как-то выходила за молоком в магазин, внизу стояли парни и настойчиво звонили в телефон. Я подумала, что закладчики, видимо. Спрашиваю, куда пришли, они отвечают, что ищут художницу. Ответила им, что ее дома давно уже нет. Другие уже поднимались и долбились в дверь, но я просто не открывала. Есть те, кто писал мне гадости, а я им отвечала: «Я уважаю башкир, хватит мне писать». Они в ответ удивлялись: «Да? Уважаешь башкир? Ну ладно, спасибо за уважение».

Алена в галерее современного искусства X-MAX. «Это единственная галерея, куда меня после скандала еще приглашают»
Фото: Вадим Брайдов для ТД

Я пыталась классифицировать всех тех, кто мне написывает, звонит, приходит, чтобы понять, что это за люди. И пришла к выводу, что это все политические игры. Скоро выборы, их главная партия не особо популярна, и они пытаются таким образом продемонстрировать защиту народа. Защиту от художника. Есть зеваки, которые к этому всему присоединяются. Есть жители районов, для которых это просто все не очень понятно, как можно рисовать голое тело и национальный костюм на одном листе. Есть мусульмане, которые пытаются перевоспитать. Показывают «правильных» художников, которые рисуют «красиво», а тебе, грешнице, надо покаяться.

Exit mobile version