Такие дела

От чистого унитаза к правам человека: почему России нужна «туалетная революция»

Строительство туалета. Деревня Горбачево

Дырки в полу, защелки и буллинг

Domestos уже не в первый раз проводит в России промоакцию, связанную с состоянием школьных туалетов. Программу «Терпеть нельзя учиться» маркетологи бренда запустили в мае 2019 года в партнерстве с национальной родительской ассоциацией «Содействие». Тогда было проведено исследование, где учеников и их родителей спросили, как они оценивают состояние школьных туалетов. Результаты оказались грустными, но вполне ожидаемыми: почти половина учащихся предпочитает не ходить в школе в уборную в принципе, а 46% родителей считают состояние санузлов неудовлетворительным. 

Какие же проблемы с российскими школьными туалетами? Отсутствие перегородок и дверей; двери без защелок или со сломанными замками; отсутствие унитазов, вместо них — чаша «Генуя» или просто дырка в полу; плохие санитарные условия: грязно, нет туалетной бумаги, переполненные урны; туалет на улице и риск подвергнуться травле.

Отдельная беда состоит в том, что некоторые учителя, не найдя решения «туалетной проблемы», предпочитают просто не отпускать школьников с уроков по нужде. Руководитель одного учебного заведения даже сказал на линейке 1 сентября, чтобы родители приучали первоклассников ходить в туалет дома, ведь школа им, как он выразился, «не для этого». 

Как результат, дети стараются терпеть, отпрашиваются с уроков домой, лишь бы не сталкиваться со школьным санузлом. Это провоцирует повышенный риск расстройств желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы. А если идти в туалет все же приходится, то каждое такое событие может быть связано со стыдом и страхом, ведь травле российские школьники подвергаются примерно один-два раза в месяц, а уборная с ее закрытостью и атмосферой «низменного» помещения — одно из самых распространенных мест для буллинга.

Из-за запрета на выход в туалет во время уроков случаются очень унизительные инциденты, способные травмировать ребенка на всю жизнь. Недавно в городе Выкса учительница не отпустила школьника с диареей в уборную, и мальчику пришлось досидеть до конца занятия в грязной одежде. К сожалению, случай нельзя назвать из ряда вон выходящим — даже в той же самой школе примерно то же самое произошло за полгода до этого с одноклассницей мальчика.

И проблема с туалетами, увы, не только российская — она существует и в самых развитых странах, и негативное отношение к санузлам формируется с первых же лет в школе. Вот, например, исследование четырех-пятилетних первоклассников в Дублине показало, что дети слишком часто терпят, боятся ходить в уборную из-за нехватки личного пространства или риска травли. Только по чистоте дублинские туалеты дали фору российским — остальные проблемы с санузлами у школьников ровно те же. Или вот, к примеру, данные из Швеции: даже в такой прогрессивной стране подростки считают туалеты в школе не только небезопасными, но и грязными и неприятными и изо всех сил сдерживают свои естественные позывы. В Великобритании опросили детей из 65 разных школ: они признались, что санузлы грязные, в них часто травят учащихся, и 40% не готовы к акту дефекации в таких условиях.

Какие последствия могут быть у столь распространенной «туалетной проблемы»?

Инфекции, запор и стыд

Самые очевидные проблемы, связанные с плохими условиями в школьных туалетах, — физиологические.

Во-первых, ученики, особенно женского пола, рискуют приобрести мочеполовые инфекции. Но вовсе не из-за того, что они «подцепят» что-то на туалетном стульчаке — такой способ передачи бактерий, вызывающих цистит и другие воспалительные заболевания мочевыводящей системы, крайне маловероятен. Проблема в том, что школьницы отказываются садиться на грязные унитазы из брезгливости и опорожнение мочевого пузыря происходит в неудобном положении и зачастую не до конца, а это как раз повышает вероятность цистита. В школьных туалетах часто открывают окна, чтобы хоть немного избавиться от вони, а иногда санузлы и вовсе расположены на улице — это еще больше увеличивает риски мочеполовых инфекций, особенно в холодное время года.

Во-вторых, ученики, не желающие опорожнять кишечник в школе, оказываются более склонными к запорам. Как мы уже выяснили, практически каждый второй ребенок предпочитает терпеть до дома — это грозит большой распространенностью хронических проблем с желудочно-кишечным трактом, в том числе и после окончания школы. 

Сантехник проверяет работу унитаза в школеФото: Виктор Бартенев / Интерпресс / PhotoXPress.ru

В школьных санузлах вода бывает грязной, холодной, там может не быть мыла и бумажных полотенец. Даже исследования в США показывают, что в 59% уборных в учебных заведениях нет мыла, в 90% — полотенец (в России ситуация с этим, скорее всего, еще хуже). В итоге треть учащихся предпочитает не мыть руки после похода в туалет — да и вообще не мыть их во время учебы. А уже это, в свою очередь, увеличивает риски передачи как кишечных инфекций, так и ОРВИ. Эксперименты показывают: дети, которым предоставляют нормальные условия для мытья рук — чистую воду, мыло, полотенца, — в три раза чаще моют руки и, как результат, на 20% реже пропускают школу из-за болезней. Чистая вода для питья в учебном заведении также помогает на треть снизить вероятность ожирения.

Наконец, у девушек есть свои проблемы, связанные с менструацией. Из-за плохих условий в туалете не всегда есть возможность гигиенично сменить прокладку, тампон или менструальную чашу — из-за этого возникает риск занести инфекцию. Если школьница предпочтет вообще не менять тампон или не опорожнять менструальную чашу (что нужно делать минимум раз в восемь часов) в течение всего школьного дня, она может столкнуться с крайне редким, но смертельно опасным синдромом токсического шока. Некоторые девушки пропускают занятия во время месячных, чтобы в принципе не сталкиваться с этой ситуацией, — это может негативно сказываться на их успеваемости.

И все это — только риски, связанные с физическими факторами. А ведь есть еще и психологические последствия посещения школьных туалетов — от стыда до травматического расстройства, связанного с буллингом и насилием. Если травля и физическое насилие в школьных уборных чаще касаются мальчиков, то девочки больше страдают от стыда и тревожности. Страх вызывает и справление нужды при всех, и особенно публичная менструальная гигиена. А в тех школах, где туалеты находятся на улице, не закрываются или не делятся на мужские и женские, девушки рискуют даже столкнуться с изнасилованием. В Индии, например, публичная дефекация увеличивает вероятность сексуального насилия более чем в два раза. В целом около двух третей школьников обоих полов испытывают тревогу при мысли о походе в уборную и всячески стараются его избежать.

Решения «туалетной проблемы»

Завкафедрой «Дизайн мебели» Строгановской академии Кирилл Чебурашкин объясняет, что раньше школы, тюрьмы и больницы в СССР проектировали одни и те же люди, которым нужно было изолировать какое-то количество людей на определенной площади, поэтому санузлы в учебных заведениях «унаследовали» некую «тюремную» специфику. Советские дети, которые часто не видели ничего другого, и их родители мирились с таким положением вещей. Современные же школьники другие — они посещают торговые центры, рестораны, и даже в сельской местности многие из них живут в домах с нормальной канализацией. Для них туалеты, напоминающие тюремный «нужник», уже менее приемлемы — и школам пора что-то менять.

Но сохранять нынешнее положение вещей помогают… санитарные правила и нормы. С одной стороны, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» говорит о том, что в школах «на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями». Так откуда же столько ужасных санузлов без всяких дверей и даже перегородок? Дело в том, что в этом постановлении есть одна лазейка: «В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением. В неканализованных сельских районах <…> допускается оборудование надворных туалетов». И все — во всех старых школах ряд дырок в полу, даже без дверей и на улице, становится нормальным санузлом, отвечающим СанПиН.

Также в санитарных требованиях ничего не сказано о том, должны ли двери в школьные туалеты запираться. И они обычно не запираются, причем не только в России — в международном исследовании более половины учащихся сказали, что они практически никогда не могут закрыться в школьном туалете. Не регламентирован и размер дверей, из-за чего они бывают такими невысокими, что для приватности приходится наклоняться. А щель между дверью и полом часто оставляет возможность, например, просунуть руку и сделать унижающее достоинство школьника фото на смартфон.

Деревня Бакино, общеобразовательная школаФото: Дмитрий Феоктистов / PhotoXPress.ru

Проектировщики предлагают решения, которые могут сделать школьные туалеты более приятными. 

Учителя и сотрудники школьной администрации зачастую своими действиями саботируют все те улучшения, которые можно привнести в гигиену учащихся. Например, они снимают замки с туалетных дверей, так как боятся, что школьники будут в туалетах курить или заниматься сексом. Примерно по тем же причинам они могут не отпускать учеников старших классов в туалет с уроков.

Однако адекватное отношение к гигиене детей — это инвестиция в их здоровье и развитие. Дети, которые не боятся ходить в туалет, лучше учатся, реже болеют, испытывают меньше психологического дискомфорта — и вырастают во взрослых, которым знакома концепция приватности и личных границ. Некоторые ученые даже считают, что адекватные условия в школьных уборных помогают в развитии прав человека, женской эмансипации и достижении равенства в обществе — и на фоне этого стоимость установки дверей и унитазов кажется невысокой ценой.

Exit mobile version