Такие дела

Там, где для каждого найдется место

Андрей, мастер керамической мастерской

Два года назад я впервые оказалась в летнем лагере для взрослых с аутизмом. Это было мое знакомство с фондом «Антон тут рядом» — первым в России фондом системной поддержки людей с расстройством аутистического спектра (РАС). Задолго до этого, будучи студенткой факультета фотокорреспондентов, я посмотрела фильм основателя фонда и режиссера Любови Аркус — он так и назывался: «Антон тут рядом».

В лесу Яна, тьютор центра «Антон тут рядом»

Как раз тогда я работала над своим дипломом. В фильме есть очень важный, на мой взгляд, момент: главный герой Антон Харитонов (и фильм, и фонд носят его имя) идет по пирсу, а Люба выходит к нему навстречу и случайно оказывается в кадре. Оператор Алишер Хамидходжаев окрикивает: «Люба, из кадра!»

Мария, студентка центра «Антон тут рядом» Катя, волонтер центра «Антон тут рядом», сопровождает студента центра Игоря Остап, студент центра «Антон тут рядом»

Я догадываюсь, почему это оставили при монтаже. Потому что нас учат другому: не привязываться к героям, не влюбляться. Учат дистанции, учат выстраивать и защищать границы. Учат не входить в кадр. Но это не так.  

Тогда перед отъездом в лагерь я думала, что проведу несколько дней на берегу реки, а попала на территорию чистых, беспримесных смыслов, где мне напомнили, что каждый имеет право быть похожим на себя.

Максим, студент центра «Антон тут рядом» Наташа, волонтер центра «Антон тут рядом» Катя, волонтер центра «Антон тут рядом»

И вот этим летом благодаря фонду «Антон тут рядом» я снова там, где каждый чувствует себя в безопасности, где для каждого найдется место — в пространстве полного принятия и поддержки. Хочется поделиться пережитым, а как передать эту пережитую радость — непонятно. 

***

На берегу чистого лесного озера («вода — парное молоко») проходят дни, непохожие один на другой. У каждого участника есть расписание, которое помогает ему ориентироваться во времени, активностях и социальных ситуациях. Человеку с РАС гораздо спокойнее, если он знает, что его ожидает: утренний круг, завтрак, мастерская, прогулка… В этом году теплое лето, в расписании есть и катание на лодках, и купание.

В лесу Андрей, мастер керамической мастерской Таня, студентка центра «Антон тут рядом» Юля, мастер керамической мастерской

Лагерь — пространство, где человек с РАС может обучаться навыкам, которые важны в самостоятельной жизни: гигиене, коммуникации, общению с людьми вокруг, жизни без родителей.

Общение — один из основных дефицитов людей с РАС, и здесь, в лагере, его можно восполнить. Во время телефонного звонка студент Илья рассказывал папе о своих впечатлениях: «У меня такого никогда еще не было. Обычно общение прерывается. А здесь не так. Общаешься с кем-то, и оно никуда не девается, это общение. Оно волнами идет. В общем, очень здесь хорошо!»

Антон, студент центра «Антон тут рядом» Игорь, студент центра «Антон тут рядом» Дима, студент центра «Антон тут рядом»

Утром, перед самым прибытием автобуса, который отвезет нас домой, я нашла время поплавать у деревянного пирса, среди кувшинок, там, где лодки. Я неплохо плаваю, но боюсь глубины, боюсь не почувствовать дна. Спустя время, проведенное в лагере, и наблюдая, как у участников с РАС получается что-то новое, радуясь их успехам, я позволила себе стать смелее. 

Кто-то из волонтеров передал на пирсе рацию Игорю Попову, чему тот был очень рад. Игорю двадцать шесть лет, шесть из них он студент фонда «Антон тут рядом». Помню, как крикнула Игорю с воды: «Игорь, смотри! Я плыву, я не боюсь!» На что Игорь улыбнулся, поднял большой палец вверх и, включив рацию, сообщил всему лагерю: «Фантастика!»

***

Фонд «Антон тут рядом» создали, чтобы помогать взрослым людям с РАС. Во время пандемии фонд начал помогать и детям: в марте в Петербурге открылся инклюзивный детский центр «Антон тут рядом».

Озеро

Сегодня в России существует два возможных маршрута для человека с РАС или другими ментальными особенностями. Первый — изоляция в закрытом психоневрологическом интернате, где регулярно нарушаются права человека. Место, откуда не выбраться. Этот маршрут, к сожалению, ожидает человека чаще всего. 

Илья, студент центра «Антон тут рядом» Мария, студентка центра «Антон тут рядом»

Фонд предлагает другой маршрут — комплексную модель поддержки, в которой человек с РАС живет в обществе и реализует свои права на свободу, образование, труд, досуг и общение. То есть живет самую настоящую жизнь. И летние каникулы — часть этой жизни. 

Катя, волонтер центра «Антон тут рядом»

Лагеря в фонде проходят каждый год для детей, подростков и взрослых с РАС. Есть и лагерь для семей — традиционный выезд на Ладогу. Проекты фонда, в том числе и программу летних лагерей, удается реализовать за счет пожертвований. 

***

В последний вечер смены мы все собираемся у костра на берегу озера. Между деревьями натянут транспарант, красными буквами на нем написана цитата участника лагеря Саши Курбатова: «Наслаждаюсь, короче, жизнью. Безусловно».

Маша, студентка центра «Антон тут рядом»

Саша так однажды, выходя из воды, ответил на вопрос «Как дела?». Тогда, стоя вокруг костра, каждый из нас назвал по одному слову, что для нас значит лагерь: «Спокойствие», «Друзья», «Я купалась», «Громче!», «Веселье», «Искусство». Я тогда назвала слово «Семья». Скажу это и сейчас.

Exit mobile version