Такие дела

Богословы

Николай, студент третьего курса, учится на кафедре систематического богословия (теолог-систематик). В лагере исполнял обязанности келаря (завхоз). Родом из Нефтекамска.

Мне давно хотелось снять проект про людей, которые занимаются богословием, — студентов, преподавателей и ученых. Это отдельный мир со своей особенной атмосферой. Учеба здесь тесно переплетается с богослужебной жизнью. Отличие студентов богословского факультета от студентов обычного вуза бросается в глаза, когда приходишь в ПСТГУ: человек, постоянно размышляющий о тайной природе вещей и соизмеряющий с этим свою жизнь, резко выделяется на фоне ровесников, у него иные цели и приоритеты.

Место, выбранное мной для съемок проекта, тоже особенное. Богословский лагерь — это отдельное явление в жизни Русской православной церкви. Здесь студенты богословского факультета по-новому знакомятся друг с другом, становятся единой общиной. В лагере происходит совмещение теории и практики богословия: лекции и занятия соединяются с постоянной молитвой, исповедью и литургией. Для многих лагерь становится местом приобщения к церковной жизни, возникает понимание, что богослов — это не только тот, кто занимается богословием как наукой, богословие должно пронизывать всю жизнь.

Все, что наполняет жизнь в лагере: молитва, послушания, занятия, беседы у костра, — это не муштра, не развлечение и не экзотическое времяпрепровождение, это способ пожить общиной. В отличие от других церковных общин, это временная община, после завершения лагеря все вернутся к жизни своих приходов, кто-то, конечно, присоединится к общине университета. Как показывает время, жизнь в лагере оставляет впечатление на всю жизнь. Начальник лагеря Николай Емельянов, студент третьего курса, сказал в своей заключительной проповеди: «Теперь, где бы мы ни встретились — в этом мире, в другом мире, — мы всегда сможем друг друга узнать сердцем, узнать по преломлению хлеба, потому что целый месяц мы жили вместе, вместе молились, вместе служили литургию».

Анастасия, студентка первого курса, теолог-систематик, приехала из Краснодара, дочь священника. Мария, студентка первого курса, филолог-классик (кафедра древнехристианской письменности находится на богословском факультете), приехала из Удмуртии, мечтала стать актрисой, но поменяла решение и поступила на богословский факультет
Фото: Сергей Пронин
Окрестности Иоанно-Богословского монастыря, где расположен лагерь
Фото: Сергей Пронин
Кирилл Алексин, чтец, начальник практического отдела. Это подразделение организует лагерь, практику богослужения и проповеди, а также выезды в школы, больницы и места заключения
Фото: Сергей Пронин

Распорядок в лагере: утренний подъем, молитва (несколько раз в неделю утро начинается с литургии), завтрак, потом послушания — примерно с 10 до 14. В послушания входит работа на ферме, в квасной, в медовой или свечной, а также уборка территории монастыря. Девочки часто занимаются цветниками, мальчики очищают склоны от кустарников и сорняков, убирают монастырские территории, чистят ферму от навоза. Этим летом большую часть времени стояла жаркая погода, и работать под палящим солнцем было непросто.

На послушание идут не все. Небольшая группа, которая меняется изо дня в день, отправляется в летнюю школу. Преподаватели различных кафедр ведут занятия — это, как правило, чтение и разбор различных текстов.

После обеда тихий час — чтобы ребята успевали отдохнуть, побыть наедине с собой. В лагере ты постоянно находишься в контакте с другими людьми (студентов много — одновременно бывает до 80 человек) — и от этого устаешь. А в это время никто ни с кем не общается: кто-то спит, кто-то читает, кто-то просто созерцает.

После тихого часа начинается лекторий. Преподаватели рассказывают про свои научные исследования (богословские, социологические, философские, филологические) или делятся познаниями в других областях: музыке, культуре других народов или истории. Для преподавателей приезд в лагерь — это тоже опыт совмещения теории и практики богословия.

После ужина — беседа у костра. Это могут быть рассказы о временах основания университета, ответы священников на различные вопросы, диспут на заданную тему. Беседа часто заканчивается совместным пением. После костра — вечерняя молитва и чин прощения, когда все насельники просят друг у друга прощения после проведенного вместе дня, это монастырская практика, принятая и переосмысленная в лагере. А потом уже отбой — не спит только комсостав, который планирует следующий день.

Студенты отдыхают после спортивных мероприятий. Во время лагеря студенты живут в армейских палатках
Фото: Сергей Пронин
Одно из послушаний для студентов при монастыре — очистка склона от кустов и сорняков
Фото: Сергей Пронин
Девушки репетируют песнопения к предстоящей литургии. Все девушки в лагере носят юбки или платья
Фото: Сергей Пронин

Сегодня студенты Свято-Тихоновского гуманитарного университета — это в основном дети из воцерковленных семей. «Поповичей» — детей из семей священников — всего десятая часть. Но есть и те, кто в старших классах увлекся литературой или философией и понял, что хочет больше узнать о мире христианства. Вообще, частая причина поступления на факультет — это желание углубиться в вероучение. Верующий человек нуждается в осмысленности. Среди студентов есть и те, кто собирается становиться священником. Вместе с основным курсом они получают специальное образование в отдельной структуре, занимающейся подготовкой будущих пастырей.

Я сам не из церковной семьи. Пришел к вере незадолго до поступления в Свято-Тихоновский университет. Здесь фактически совершилось мое воцерковление. Я поступил на богословский факультет, потому что мечтал изучать восточные и классические языки (кафедра восточно-христианской филологии и древнехристианской письменности находится на богословском факультете). Это было мое второе высшее образование, сначала я окончил авиационный институт. Но на третьем курсе я понял, что не хочу становиться ученым-филологом, что хочу полностью посвятить себя фотографии.

Анастасия, студентка третьего курса историко-филологического факультета, в лагере исполняла обязанности медсестры. По желанию студент любого факультета может поехать в богословский лагерь
Фото: Сергей Пронин
Тагир, студент первого курса, религиовед (кафедра философии и религиоведения). В лагере Тагир был единственным некрещеным
Фото: Сергей Пронин
Иван, студент второго курса, теолог-систематик. Приехал из Крыма, получает второе высшее образование
Фото: Сергей Пронин
Вечернее правило в главной палатке. После молитвы совершается чин прощения. Каждый насельник вне зависимости от своего статуса прощается с каждым. Это древняя монастырская практика, переосмысленная в студенческом лагере
Фото: Сергей Пронин
Окрестности Иоанно-Богословского монастыря
Фото: Сергей Пронин
На вечерней молитве
Фото: Сергей Пронин

Я был в лагере шесть раз. Ездил туда как фотограф. В первый свой лагерь, в 2015 году, я сделал для себя важное созерцательное открытие: я узнал, что такое русский пейзаж.

Был вечер, все отправились на Оку купаться. Я немного посидел у речки и пошел обратно в лагерь. И помню: иду — вокруг поле, стога, предзакатный скользящий свет (кстати, именно этот свет я чаще всего использовал в своем проекте)… Я снимал окружающее: дорогу, канавы, кусты. И вдруг я понял, что имел в виду Левитан, когда писал свои картины. До этого его лаконичный стиль был для меня непонятен. Не зря его называют лириком: он только намекает нам на что-то хорошо знакомое русскому человеку — равнину, вечерний свет, изгороди… Щемящая атмосфера, места самых важных в жизни раздумий.

Я ощутил себя зрителем XIX века, который знал только пейзажи Тосканы или Швейцарии, но вдруг пришли передвижники и показали ему мир вокруг: леса, равнины, дворики по соседству.

Мария, студентка первого курса историко-филологического факультета. Перевелась туда с богословского факультета, где остались ее друзья. Приехала из Санкт-Петербурга. Брат Марии, ныне священник, окончил богословский факультет, теперь занимается научной работой
Фото: Сергей Пронин
Андрей, студент первого курса, религиовед. Юрий, студент второго курса, филолог-восточник (кафедра восточно-христианской филологии находится на богословском факультете)
Фото: Сергей Пронин
Отец Иван Воробьев, заместитель декана по воспитательной работе богословского факультета. Выпускник МГУ и ПСТГУ. Преподает историю Русской церкви
Фото: Сергей Пронин
Поскольку день у насельников лагеря загружен послушаниями, мероприятиями и занятиями, чтобы отдохнуть от постоянного общения, была введена практика тихого часа — времени, которое проводят наедине с самим собой
Фото: Сергей Пронин
Купание в Оке, протекающей близ лагеря. Девочки и мальчики купаются раздельно
Фото: Сергей Пронин
Бои с подушками и матрасами во время сбора лагеря. Студенты играли в битву между римлянами и варварами. «Римляне» были с матрасами и подушками, «варвары» — только с подушками
Фото: Сергей Пронин
Диана, студентка второго курса, филолог-восточник. Приехала из Ростова-на-Дону
Фото: Сергей Пронин
Николай и Александр, студенты второго курса, учатся на кафедре истории церкви (теологи-историки). Иван, теолог-систематик, второй курс
Фото: Сергей Пронин
Тимур, студент первого курса, теолог-историк. Тимур планирует в дальнейшем становиться священником
Фото: Сергей Пронин
Святой источник. В выходные здесь особенно шумно: приезжает много паломников и туристов. Местные жители тоже нередко приходят сюда. Окрестности Иоанно-Богословского монастыря
Фото: Сергей Пронин
Чтение псалмов перед литургией. Насельники лагеря проводят службы в Богословском соборе, отдельно от монахов
Фото: Сергей Пронин
Икона, которая выносится на хоздвор для молитвы перед послушаниями
Фото: Сергей Пронин

Богословие в чистом виде со стороны может показаться такой же сложной наукой, как, допустим, высшая математика. Но, как и из высшей математики, из него есть выход на практический уровень. Богословие касается важнейших смыслов, не только Божественного действия в мире и опыта богообщения, но и, например, вопросов семьи или власти. С точки зрения опыта богообщения и семья, и власть имеют потустороннюю сущность, как и любые другие общественные феномены. Современный кризис показывает, что светское общество не может найти твердых оснований ни первого, ни второго. Богословие дает человеку очень важную перспективу, особый взгляд на мир. Оно не про то, сколько ангелов помещается на кончике иглы, а про твою и мою жизнь здесь и сейчас.

Анастасия, студентка третьего курса, филолог-восточник
Фото: Сергей Пронин
Протоиерей Павел Хондзинский, декан богословского факультета, доктор богословия. Первый в истории современной России обладатель степени кандидата теологии (защитил в 2017 году), признаваемой Высшей аттестационной комиссией РФФото: Сергей Пронин
Константин Антонов, заведующий кафедрой философии и религиоведения, профессор, доктор философских наук. Рядом его сын, Николай Антонов, аспирант, окончил кафедру древнехристианской письменности, занимается исследованием трудов Григория Богослова, преподает на богословском факультете
Фото: Сергей Пронин
Ночная литургия, которая по традиции совершается в лагере в день убийства царской семьи. Богословский собор
Фото: Сергей Пронин
Общий вид лагеря. Справа главная палатка. После отбоя комсостав проводит планерку, которая иногда заканчивается глубокой ночью
Фото: Сергей Пронин

Записала Инна Кравченко

Exit mobile version