«Мы — корень, от которого растет много красивых растений»

Фото: Екатерина Резвая для ТД

Однажды Ира влюбилась в Рому, режиссера анимационных фильмов. А потом они с друзьями стали приезжать в детское онкологическое отделение и снимать мультфильмы вместе с детьми

«У меня есть наблюдение, — говорит Ира. — Если прийти в группу детей и спросить, какой мультфильм будем снимать, что они ответят? Ужастик! Мы будем снимать хоррор, конечно». Вампиры, пауки, темные леса и кладбища — вот что самозабвенно рисовали дети в онкологическом отделении. С помощью мультперсонажей они знакомились, выражали свои чувства и страхи, нарушали правила. Для многих мультфильмы становились долгожданным поводом наконец-то познакомиться и поговорить. А когда работа была готова, все с гордостью смотрели титры, которые поначалу были длиннее самих мультфильмов. Наглядное свидетельство того, что ты смог, вы смогли, вы вместе сняли ужастик!

Ира улыбается: «Мы идем за детьми, доверяем им. Нам не страшно с ними вместе бояться. Мне кажется, что анимация — это правда крутейший инструмент. Он очень многогранный и дает возможность найти язык для каждого. Кто-то может больше участвовать в режиссуре, в разработке истории, кто-то — брать на себя графику, кто-то пробует озвучивать, кто-то “втыкается” в анимацию и часами все двигает-снимает, двигает-снимает».

Ира признается, что просто очень сильно влюбилась в режиссера «Смешариков» Романа Соколова, а уж потом заинтересовалась анимацией. А про возможность ездить в детское онкологическое отделение узнала от подруги Нади Федяевской, волонтера благотворительного фонда AdVita. Всю эту историю затеяли по любви и дружбе две пары — Ира и Рома, Надя и Миша Сафронов.

Вставайте на ноги, ребята

Первые два года это было волонтерство. Они ездили в детское отделение НМИЦ онкологии имени Петрова в поселок Песочный и в детский хоспис, к ребятам с тяжелыми генетическими заболеваниями. Многие из этих ребят приходят на занятия в студию «Да» до сих пор, а некоторые, кто лечился в онкологическом отделении, повзрослев, занялись визуальным контентом профессионально.

Ира Соколова у себя дома
Фото: Екатерина Резвая для ТД

Доводить мультфильмы до ума приходилось по выходным, в офисе хосписа, в художественной галерее у друзей, в офисе AdVita. Ира вспоминает, как однажды спонсор фонда сказал: «Ребята, слушайте, этим надо заниматься серьезно. Давайте регистрируйте некоммерческую компанию, я вам буду платить зарплату — и постепенно вы встанете на ноги». Ира смеется: «Сказал так — и через месяц исчез. А мы уже уволились с работ!»

Ира до увольнения работала в шоу-бизнесе, организовывала концерты, шоу, фестивали. Радуется, что довелось посотрудничать с Вячеславом Полуниным и Британским советом, провести несколько классных фестивалей на Петропавловке. Но вспоминается и другое: «Тогда все большие мероприятия спонсировались либо пивными брендами, либо табачными компаниями. Было странное ощущение: ты делаешь концерт, а потом у тебя просто горы мусора, пьяных людей. И что? Были очень красивые события, но мало, и я в какие-то моменты совсем не чувствовала отдачи. Мне казалось, что какая-то бессмыслица происходит».

С появлением студии «Да» бессмыслица закончилась. Анимация помогла Ире найти любимую профессию. «Я довольно быстро почувствовала, что я про контакт, что мне важно уметь поддерживать людей, и пошла учиться на психолога», — рассказывает она. При этом Ира все эти годы работает директором студии, но, несмотря на руководящую должность, не стремится к публичности. Почему? «Мне всегда хотелось, чтобы был бренд студии “Да” и за ним — команда. Это не равно Ира Соколова, это не равно ни одна из персон, это реально сообщество. Мне кажется, мы такой корень, от которого растет очень много разных красивых растений, цветов, деревьев. И это то, чего хотелось и хочется».

Через мультики к сыну

Вместе с фондом AdVita они первыми в России решили создавать благотворительный медиабренд, из которого вырос знаменитый мультсериал «Летающие звери». Постепенно про необычную анимационную студию узнавали все новые и новые люди и организации, просили взять на занятия новых и новых ребят. Ира, Рома и их команда стали проводить занятия в центрах социальной поддержки, где содержатся дети и подростки, которых изъяли из родной семьи, но еще не определили в приемную семью или в детский дом. Вот так, за работой над очередным мультфильмом, они познакомились с мальчиком по имени Андрей. «Мы практически сразу почувствовали, что это необычный для нас мальчик, не сговариваясь, друг на друга посмотрели, стали изучать его историю, почему он здесь, почему так долго, — говорит Ира. — Спустя несколько лет мы забрали его в свою семью, он стал нашим приемным сыном». Ирина дочка от первого брака тогда уже училась в старших классах.

Ира Соколова на стройке пространства «Нормальное место»
Фото: Екатерина Резвая для ТД

Ира, смеясь, признается, что до сих пор нигде не рассказывала об усыновлении: «Когда мы пошли в школу приемных родителей, я хотела об этом пост написать, рассказать, что это нормально, — вот я, например, это делаю, рассказать, как это происходит. Мне всегда хотелось этой историей поделиться, но при этом я не понимала, как это сделать. Мне казалось, что у меня имидж в моем фейсбуке такой, будто я ангел во плоти. Думала, что если еще про это напишу, то это совсем будет сладкая вата. И я это откладывала-откладывала, а он уже вырос, в сентябре ему исполнилось восемнадцать лет! Но мне все равно почему-то захотелось об этом рассказать. Это сильно повлияло на мою работу, на все. Пускай таких историй будет много».

Уже не только анимация

Несколько лет назад город выделил студии «Да» помещение — небольшое, с вечно намокающей стеной. Зато попасть внутрь могут ребята на колясках. Помещения с доступной средой в старой части Петербурга, на Васильевском острове — редкость. Именно там пока проходят все занятия. Вот только мастера студии постоянно вынуждены превращать ее то в зал для «особой йоги», для занятий с детьми, у которых ДЦП и РАС, то в анимационную студию, то в зал для других занятий с подростками и особыми взрослыми. Это, конечно, тяжело и неудобно.

В прошлом году студия «Да» перестала быть анимационной. «Мы уже давно и музыкальный контент создаем, и игры разрабатываем — не компьютерные, а живого действия, которые больше похожи на театральные, перформативные штуки, и с видео тоже работаем. Мы поменяли устав и название: поняли, что анимация у нас — 30 процентов, а есть еще очень много всего и оставаться брендом “анимационная студия” уже не очень честно», — говорит Ира.

«Чтобы ты не парился»

Несколько лет назад по рекомендации друзей в студию «Да» пришла клинический психолог Маша Грекова и предложила вместе делать «Простые вещи» — мастерские для взрослых людей с особенностями. «Я не могла ей не поверить. Такая маленькая Маша приехала — глаза горят, ничего не страшно. За этим хочется идти и хочется давать поддержку», — признается Ира. Сегодня «Простые вещи» — это несколько мастерских, инклюзивное кафе «Огурцы», лист ожидания из 70 человек, которые очень хотят там заниматься и работать. А недавно Ире и Маше с коллегами из других благотворительных организаций удалось договориться о создании «Нормального места» — большого инклюзивного общественного пространства. В этом НКО поддерживает проект «Севкабель Порт» — «Нормальное место» строится на территории бывшего завода «Севкабель».

Ира Соколова на стройке пространства «Нормальное место»
Фото: Екатерина Резвая для ТД

«У меня всю жизнь какой-то внутренний протест против конкуренции в НКО, — признается Ира. — Я все понимаю, бизнес-подходы — это правильно и хорошо. Но для меня маловато красивых историй сотрудничества. Мне бы хотелось, чтобы мы стали феноменом в культуре российского НКО-сектора, показали, что можно объединяться, быть под одной крышей. Мы стараемся уйти от идеи, что делаем что-то такое особенное, специальное, только для людей с особенностями. Концепт “Нормального места” — концепт нормальной среды, в которой разные люди делают разные проекты. Мне кажется, там будет очень дружелюбная и нетребовательная атмосфера. Мне бы очень хотелось, чтобы получилось такое место, где я могу быть и не думать, что, если сейчас кофе не возьму, на меня посмотрят косо. Хочется, чтобы ты не парился, это место для молодежи или не для молодежи, ты здесь уместный или неуместный. При этом очень хочется, чтобы там было прямо тинейджерс-френдли».

Пока растут стены

«Нормальное место» растет не по дням, а по часам — растут стены, вырисовываются анфилады мастерских. Уже понятно, что первый этаж займут инклюзивное кафе «Огурцы» и благотворительный магазин «Спасибо!». А на втором этаже Ира надеется устроить арт-студию и мультимедийный класс, где смогут заниматься как подростки, так и взрослые с особенностями. «Мы все время ищем совместные проекты, — объясняет Ира. — В прошлом году у нас получилось сделать анимационный класс прямо в “Простых вещах”, мы сделали мультфильм с ребятами. У особых взрослых есть запрос на анимацию. В рамках графической студии они рисуют кистью, маркерами, карандашами, пробуют рисовать на графических планшетах. В студии “Да” у нас есть ребята с РАС, и они очень классно включаются в анимацию, им это очень хорошо подходит: это структурная понятная задача, они действуют очень кропотливо, вдумчиво — и получаются интересные результаты».

Ира Соколова
Фото: Екатерина Резвая для ТД

Ира рассказывает про девочку Юлю с миопатией. Юля всю жизнь в инвалидной коляске. На самом простом мамином офисном компьютере она научилась делать 3D-модели. По идее, так нельзя, просто технически невозможно, но у Юли получается. Юле и другим ребятам с похожими интересами очень нужен медиакласс, чтобы учиться и получить возможность зарабатывать своими навыками. Нужен он и для того, чтобы двигаться в сторону современного искусства, на это тоже совершенно точно есть запрос, уверена Ира. «Ребята много времени проводят дома, с компьютером, и хорошо формировать у них какие-то навыки, подсказывающие, что еще можно делать с этой штуковиной», — говорит она.

«Приглашаем в соавторство»

Идей очень много, например фестиваль «Прямое включение», который, если бы не пандемия, прошел на «Севкабеле» уже минувшим летом. «Мы приглашаем человека к сотворчеству, мы приглашаем в соавторство — не на позицию ученика. Приглашаем попробовать на себе роль художника, режиссера, сценариста. Это то, что мы любим делать и делаем много лет, — рассказывает Ира. — Вот это мы и будем поддерживать и развивать в “Нормальном месте”. Мне очень интересен фестиваль, который мы придумали, фестиваль искусства участия, его слоган — “Искусство быть вместе”. Я, может быть, сама как раз такой человек, которому нужен такой фестиваль, чтобы признавать в себе творческую часть, идти в творческий процесс».

Конечно, для Иры важно, чтобы «Нормальное место» стало удачным примером инклюзии: «Я очень надеюсь, что “Нормальное место” будет нормальным местом, будет эту миссию выполнять. Мы в какой-то момент пробовали запустить коммерческие группы в арт-центре студии “Да” и сталкивались с родителями, которые, увидев в расписании группы для ребят с инвалидностью, с непониманием говорили: “Что тут у вас?” Мне кажется, это потому, что нет любопытства, открытости к новому как к возможности что-то узнать. Как будто мысль о том, что на земле столько людей и все разные, продолжает удивлять. Но у людей разная кожа, мировоззрение, ценности — все разное. Кто-то так может, кто-то не может, кому-то это быстро, кому-то медленно. Мы по очень многим критериям разные. Вы вот, например, ведете тетрадку в клеточку!»

Ира Соколова
Фото: Екатерина Резвая для ТД

А еще Ира признается: «Мне никогда не было страшно браться за что-то, что я совершенно не умею делать». Еще школьницей она работала в овощном кооперативе: перебирала овощи, продавала в метро газеты и мамины пирожные. Во взрослом возрасте находила себе применение и в шоу-бизнесе, и в сфере недвижимости, и в редакции журнала. Вот только в кафе не работала никогда. «Может быть, в “Нормальном месте” я себе это организую, договорюсь, что мне разрешат поработать, например, в “Огурцах”, — мечтательно говорит она. — Друзья жалуются, что со мной невозможно встретиться просто так, можно только работать. А так ко мне бы все приходили, я бы всех поила чаем или кофе и еще чем-нибудь…»

Нам всем нужно «Нормальное место». Каждый совершенно точно найдет там что-нибудь по душе, а для кого-то оно станет самым важным и любимым местом на свете. Пожалуйста, поддержите этот проект, чтобы это случилось поскорее.

Сделать пожертвование

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — «Таких дел». Подписывайтесь!

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам
Текст
0 из 0

Ира Соколова

Фото: Екатерина Резвая для ТД
0 из 0

Ира Соколова

Фото: Екатерина Резвая для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: