Маршрут к лекарству

Партнерский материал
Иллюстрация: Ксения Горшкова для ТД

Российское законодательство устроено так, что человек, которому положены лекарства, может их получить. Это в теории

Всем амбулаторным пациентам с диагнозом COVID-19 обязаны бесплатно выдавать необходимые лекарства — еще в прошлом году это подчеркнул министр здравоохранения Михаил Мурашко. Но законы законами, а, как рассказывает «Таким делам» Наталья Кичигина, координатор горячей линии и навигатора для пациентов Всероссийского союза пациентов (ВСП), порядка 7 процентов поступающих к ним запросов сегодня связаны именно с проблемами при получении лекарственных средств при коронавирусе.

COVID-19 — это малая часть пациентов, а бюрократические маршруты существуют давно. В теории, приди в поликлинику, получи рекомендации от врача, дальше — в аптеку за лекарством. На практике на этом простом пути пациента может подстерегать много неочевидных сложностей.

Имеет ли человек право на бесплатные медицинские препараты? В связи с какими заболеваниями? Для того чтобы упростить жизнь человека и помочь понять, к какому специалисту и с какими документами необходимо обратиться, компания Pfizer разработала портал «Право на здоровье». «Такие дела» поговорили с сотрудником компании о том, зачем им это нужно, а также попросили трех независимых представителей НКО протестировать и оценить новый ресурс.

Сложности выбора

Формат работы фармкомпании накладывает большую ответственность, говорит старший директор по корпоративным связям и доступу на рынок Pfizer в России и Беларуси Никита Иванов: «Это не просто логика “изобрели — исследовали — запатентовали — произвели — привезли — отгрузили дистрибьюторам — врачи узнали и выписали”. Нужно заниматься просвещением, рассказывать врачебному сообществу о том, что это за препарат, осуществлять мониторинг его безопасности. Если препарат должен быть предоставлен пациенту за государственный счет, нужно донести информацию о нем до тех, кто принимает решение об обеспечении пациентов лекарствами. И в каждой стране государство действует по-разному».

В России, отмечает Никита Иванов, «модель классная: у пациентов есть возможность получать препараты от государства, но в процессе возникают бюрократические сложности».

Иллюстрация: Ксения Горшкова для ТД

После столкновения с бюрократической машиной человек зачастую первым делом начинает искать в сети ответы и инструкции. Сначала он попадает на сайты клиник, потом на форумы, на сайты пациентских сообществ — и хорошо, подчеркивает Иванов, если пользователь заходит на ресурсы с проверенной информацией, например на сайт ВСП «Навигатор пациентов». Обычно оказывается, что люди ищут информацию на форумах, где высказываются десятки разных, противоречащих друг другу мнений, и в этом потоке сложно выделить важное, а еще сложнее — конкретное. Например, простую инструкцию по оформлению инвалидности.

«Мы хотели поделиться знаниями своих экспертов, но не о препаратах Pfizer или других компаний. Вместе с юристами, фармацевтами и медиками мы хотим помочь человеку, которому, например, поставили диагноз “ревматоидный артрит”, врач выписал препарат, а пациент не понимает, как ему оформить инвалидность, куда идти и что писать, — объясняет Никита Иванов. — Дело не в жалобах или движении против системы. Это нормальная помощь для понимания алгоритма действий».

Работа над порталом заняла около десяти месяцев. Примерно половина этого времени, по словам Никиты Иванова, ушла на создание контента и его валидацию, еще столько же понадобилось на согласования с юристами и другими экспертами.

«Мы старались сделать навигацию интуитивно понятной — не по номерам федеральных законов, а по потребностям пользователя», — объясняет Никита Иванов. Это отмечает и Наталья Кичигина из ВСП: без постоянных отсылок к нормативным актам ей как специалисту, постоянно работающему с документами, сразу понятно, как структурирована информация о тех или иных заболеваниях.

Поиск и рубрикация по порталу «Право на здоровье» действительно простые и удобные: с первого же экрана вопрос «Чем мы можем вам помочь?» настраивает на диалог. Кардиология, онкология, ревматология, редкие заболевания — каждая из представленных отраслей раскрывает понятный путь от постановки диагноза и назначения препарата до получения в аптеке либо объяснения, что делать, если лекарство не выдают.

Иллюстрация: Ксения Горшкова для ТД

Что дальше

«С точки зрения законодательной базы на этом сайте все хорошо, не возникает никаких вопросов», — говорит сотрудница костромского Благотворительного фонда имени Марины Гутерман Евгения Меньшикова. Однако она считает, что и имеющуюся на портале «Право на здоровье» информацию еще есть куда упрощать: «Если у человека доход выше среднего и он продвинутый интернет-пользователь, пусть и из небольшого города, он сам разберется с тем, как ему действовать. А если это пожилая женщина из села, пытающаяся найти хоть какую-то информацию о праве на лекарства? Вы имеете право на это [читает она] — а куда с этим правом идти: в онкоцентр, в обычную поликлинику, на госпитализацию, в департамент? Бабушка придет с этими актами к врачу, а он скажет: “Нет препарата”. И что? Что ей дальше с этим делать? Если появится план дальнейших действий — будет замечательно».

В получении лекарств многое зависит от того, насколько пациент настойчив, говорит Наталья Кичигина. Прежде всего он говорит со своим врачом и пытается получить у него информацию. Если его не удовлетворяет лекарственное обеспечение, он ищет ресурсы, которые ему объяснят, как же его получить. На портале «Право на здоровье» есть контакты многих общественных организаций, оказывающих поддержку и консультации как по конкретным болезням, так и в целом по вопросам здравоохранения. Среди них и Всероссийский союз пациентов.

«Мы выстраиваем алгоритмы в логической последовательности — начиная от того, чтобы решить проблему в своей поликлинике — и это возможно, в 90 процентах случаев там решится проблема, если речь не идет об очень дорогих лекарствах», — объясняет Кичигина.

К сожалению, зачастую не обойтись без активной защиты своих прав, особенно если проблема выходит за пределы местного медучреждения, если она упирается в региональные госзакупки. Иногда после главврача поликлиники нужно идти в Росздравнадзор, который занимается лекарственным обеспечением. В некоторых случаях — проходить через врачебную комиссию. И если там скажут: «Денег нет, поэтому не обеспечим» — придется идти в прокуратуру и суд.

«Одно дело, когда говорят: “Вы знаете, по вашим медицинским показаниям вам это лекарство не положено”. Можно, конечно, найти другого доктора, и тогда они могут встретиться на комиссии и обсудить все эти вопросы, но сам себе пациент лекарство не назначит, по-любому нужна врачебная рекомендация. Но другое дело — если доктор сказал, что денег нет, здесь начинается длинный путь», — рассказывает Кичигина. На портале «Право на здоровье» описаны основные функции и принципы работы каждого этапа: как и куда обращаться, если аптека отказывается выдавать препарат по льготному рецепту, что такое врачебная комиссия и в каких случаях она назначается, как долго должны разные органы рассматривать обращения и заявления. А там, где нужны индивидуальный подход и юридическое сопровождение, указаны контакты пациентских организаций.

Иллюстрация: Ксения Горшкова для ТД

Иногда рекомендацию получают в федеральных центрах, потому что региональные учреждения не могут предоставить те или иные лекарственные средства из-за ограниченного бюджета. Бывают и обратные ситуации. «Изначально самые дорогие нозологии были закреплены за федеральным бюджетом, более дешевые — за региональными. Но со временем федеральные нозологии подешевели из-за перехода на дженерики и централизации закупок», — объясняет в комментарии Русской службе Би-би-си директор центра социально-экономических исследований ЦСР Лора Накорякова.

Но главное, подчеркивают опрошенные нами эксперты, — пациент не должен участвовать в экономических рассуждениях. Пациент должен лечиться.

Анастасия Юркина, ведущий специалист по сопровождению семей фонда «АиФ. Доброе сердце», считает, что на портале пригодятся бланки заявлений, а еще хорошо бы учитывать региональные законы, нормативные акты и перечни — но это уже план для дальнейшего развития. Главное, что делает этот ресурс, уверена она, — развивает и подкрепляет юридическую грамотность людей. Теперь у них есть рабочий инструмент.

* * *

«Это социальный проект, — подчеркивает Никита Иванов, — на сайте нет перекосов вроде “где получить препарат дешевле”, у нас нет цели на нем зарабатывать. Увеличит ли портал наши продажи? Нет, врач решает, какой препарат выписать. Да, зачастую люди не ждут от крупных фармкомпаний социальных проектов без коммерческого подтекста, но мы просто хотим сделать медицинскую отрасль в России понятнее для пациентов».

Партнерский материал: Pfizer
PP-PFE-RUS-0528 актуально на 14.12.2021

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — «Таких дел». Подписывайтесь!

Читайте также

Вы можете им помочь

Всего собрано
293 327 557
Текст
0 из 0

Иллюстрация: Ксения Горшкова для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: