Глина и разговоры
До обеда в «Кусте» тихо. Примерно с двух часов начинает хлопать железная дверь — один за другим приходят Витя, Женя, Оля, Егор, Гена…
— Опять нет света? — с порога громко восклицает Оля. — Что за безобразие? Надо подать в суд! И кто спер мои розовые кроксы?!
Разобравшись с кроксами, но не прекратив восклицать, Оля вместе с остальными ребятами принимается двигать стулья и столы, расстилать клеенки. Кто-то приносит мешки с глиной, скалки, формы. За считаные минуты просторная комната превращается в керамическую мастерскую.
— Егор, чем сегодня займешься? — спрашивает мастер Ольга. — Чашки? Тарелки?
Егор, улыбаясь, кивает.
— Тарелки, да? Тогда возьми то, что тебе нужно.
Егор берет форму и ком глины, начинает ее разминать. Он молчит, зато Витя, Оля и Женя говорят за десятерых — громко комментируют все, что делают, рассказывают, перекрикивая друг друга, свои новости мастерам: Злате, обеим Таням, Ольге. Те успевают и слушать, и отвечать, и помогать: «Не слишком много глины для тебя? Давай поменьше», «Сейчас найду тебе шаблончик для вазы».
Теперь в полуподвале шумно и все при деле. Часа через три будет перерыв на чай и перекус — его ребята приготовят сами. Потом еще немного работы, потом уборка, а вечером «Куст» затихнет до завтра.
Вроде бы ничего особенного — обычные дополнительные занятия, только людям, которые на них приходят, от двадцати до сорока лет, и у всех «особенности развития». «Куст» — это маленькая инклюзивная мастерская в Москве, где такие взрослые могут проводить время, осваивать ремесла и зарабатывать деньги.
Почему «Куст» — это «Куст»
Основала «Куст» в феврале 2021 года предприниматель Екатерина Хахан. В ее небольшой сети магазинов одежды уже несколько лет наравне с другими сотрудниками работают люди с синдромом Дауна. Наблюдая за ними, Екатерина поняла, что не всем взрослым с особенностями развития комфортно на таких площадках, как магазины, — многим тяжело контактировать с большим количеством людей, воспринимать плотный поток информации. Так появилась идея камерного инклюзивного пространства.
— Почему «Куст»? Кустарное производство — это раз, и множество ветвей — ремесел — это два: керамика, валяние, ткацкое дело, плетение корзин… — объясняет Екатерина.
А у Вити своя версия.
— Куст — это такая веточка, где такие листочки, много, да? — он взмахивает руками. — И вот когда они вместе — это семья.
Мастерская действительно по-семейному маленькая: восемь мастеров, пять кураторов и около двадцати занимающихся. Кто-то приходит чаще, кто-то — реже. Для кого-то «Куст» — одно из нескольких дел, кто-то занимается только здесь. Кто-то может выполнять работу самостоятельно, а кому-то нужна постоянная помощь мастера. Но работают и отдыхают в «Кусте» все вместе.
— Важна атмосфера, — говорит Екатерина. — Она такая: если кто-то принес яблоко, мы делим его на всех.
Оптимус Прайм, Презренный Снеговик и другие обитатели
Новые люди приходят в «Куст» в основном благодаря сарафанному радио: в довольно маленьком мире инклюзии все знают всех. Школа «Ковчег», московский технологический колледж № 21 — эти места хорошо знакомы тем, кто помогает людям с особенностями развития.
За работой в мастерской шутят, смеются, общаются. Наперебой вспоминают любимые забавные истории. Как Женя купил на заработанные деньги череп крокодила. Как Егор с Аней были на праздновании Нового года, где Дед Мороз молчал как рыба, а Снегурочка упрекала его в том, что он действует не по сценарию.
Как девочки спорили из-за политики и решили, что пусть «каждый верит своей маме». Как Филипп весьма убедительно практически каждый день примеряет на себя разные образы: то Оптимуса Прайма, то Презренного Снеговика, то Лечебной Слизи, которая исцеляет все — от икоты до рака.
Все, что производят в мастерской, такое же разное, пестрое и интересное, как эти истории. Джутовые корзины, валяные варежки, самая разнообразная керамика: причудливые кружки, цифры для квартирных номеров, блюдца-гранаты, «кружевные» вазы.
Вот Женя делает как раз такую — не прекращая разговора с мастером Таней. Ровно раскатывает скалкой пласт глины, «впечатывает» в него текстильное кружево, обрезает пласт по шаблону, потом соединяет его в цилиндрическую вазу аккуратным швом. Женя — один из самых самостоятельных и старательных работников мастерской.
Про Олю — другую Олю, молчаливую, — мастера говорят, что она очень талантлива, но очень самокритична и никогда не бывает довольна своей работой. На стене в мастерской висит ее картина ко дню рождения «Куста» — натюрморт с амфорами, очень уверенный и лаконичный.
«Ныряю сюда от всего»
День рождения «Куста», как и Новый год, отмечали все вместе: поздравляли друг друга, строили планы. Незадолго до этого маленькой мастерской удалось поучаствовать в нескольких ярмарках, появились и большие корпоративные заказы — на мыльницы, вазы.
После 24 февраля и начала «спецоперации» ситуация изменилась. Будут ли теперь заказы, которым так радовалась мастерская? Придут ли покупатели на ярмарки? Ведь проблемы возникают уже на начальном этапе производства: глины, с которыми работают керамисты, поставляли из Германии и Донбасса.
Но «Куст» сдаваться не намерен.
— За этот год я поняла, как важны взаимопомощь и взаимовыручка, — говорит Екатерина Хахан. — Это то, что я больше всего ценю в работе мастерской, что меня больше всего радует и что я хочу сохранить.
Мастера признаются, что именно эта работа стала тем, что держит на плаву в тяжелые времена, помогает сохранить смысл и радость.
— Я сюда будто бы ныряю — от всего, — говорит мастер Злата.
Планировать жизнь теперь сложно, но как не планировать?
— Егор, а завтра придешь? — спрашивает мастер Оля.
Егор качает головой, показывает на зубы.
— Не придешь? Зуб тебе будут удалять? Ну так это же не целый день — ты потом обязательно приходи! — говорит Оля.
Егор улыбается.
«Куст» держится и растет.