Такие дела

(18+) «Вмерзают в бетон»: что делают с животными в астраханском приюте за государственные деньги

Зоозащитники обнаружили на Фунтовском скотомогильнике в Приволжском районе Астраханской области обезображенные трупы собак. У некоторых животных были вырезаны глаза и отрублены конечности. Всего активисты нашли около 60 трупов, сообщил депутат областной думы Олег Шеин. 

Местные прокуратура и УМВД начали проверку по статье о жестоком обращении с животными (статья 245 УК РФ — до пяти лет лишения свободы по самому тяжкому составу), писал ТАСС. Пять трупов отправили на экспертизу, чтобы установить, были ли травмы собак получены при жизни. О ее результатах и ходе проверки зоозащитникам ничего не известно, рассказала «Таким делам» председатель Альянса защитников животных в Астрахани Мария Ткачева.

У мертвых собак в ушах были бирки — круглые пластиковые шайбы, такие ставят животным, прошедшим через приюты по программе ОСВВ («отлов — стерилизация — вакцинация — возврат»). Ее запустили в Астрахани три года назад в соответствии с федеральным законом, принятым в 2018 году.

Трупы животных из астраханского «Экоприюта», найденные на скотомогильнике
Фото: из телеграм-канала O.V.SHEIN

Собаки, обезображенные трупы которых нашли на свалке, были подопечными организации «Экоприют», которая работает под вывеской «Астраханский зооцентр», говорит зоозащитница. Она ссылается на источник, имеющий доступ к системе «Меркурий», куда вносят номера всех вакцинированных и стерилизованных собак.

«Эти собаки точно были в “Экоприюте”, — утверждает Ткачева. — Некоторые в попонах (одежда, которую надевают на животных, чтобы они не разлизывали послеоперационные швы. — Прим. ТД), такие попоны используют только в “Экоприюте”. [Кроме того] у нас [в регионе] каждый приют использует свой вид бирок. Эти бирки из “Экоприюта”».

«Активное взаимодействие» с властями

На то, что собаки из этого приюта, указывают и другие данные. Волонтер-зоозащитник Александр Борщев и депутат облдумы Олег Шеин опубликовали госномер машины, на которой, по их словам, трупы привезли на скотомогильник. Они утверждают, что номер был записан в журнале учета охраны полигона.

Животные из астраханского «Экоприюта», найденные на скотомогильнике
Фото: из телеграм-канала O.V.SHEIN

Согласно базе полисов ОСАГО, грузовик застрахован Марией Николаевной, дата рождения и первая буква фамилии которой полностью совпадают с данными экс-кандидатки в гордуму Астрахани от ЛДПР Марии Невлюдовой. Астраханский зооцентр стоит на участке, принадлежащем ей же, следует из выписки из Росреестра. Владеет «Экоприютом» Яна Ершова, бывшая учредительница астраханской Федерации прыжков в воду и синхронного плавания, которой руководит Невлюдова.

Невлюдова работает гендиректором в одной из компаний Андрея Невлюдова — бывшего депутата гордумы, следует из данных ЕГРЮЛ, и замужем за ним. Именно «по инициативе» экс-депутата и был построен «Экоприют». 

Перед открытием здание посетил губернатор Игорь Бабушкин и «поручил городской администрации вести активное взаимодействие с зооцентром».

Ноль рублей за эвтаназию

Взаимодействие действительно получилось активным. «Экоприют», который общественники обвиняют в появлении трупов собак, работает в Астрахани по госконтрактам. По данным портала госзакупок, общая сумма заключенных с компанией контрактов на обращение с бездомными животными составляет 83,8 миллиона рублей. Однако исполнение некоторых контрактов прекращено: то есть контракт исполнен частично и деньги выплачены по факту выполненного. 

Услуги приюта заказывают администрации Камызяк, Харабалинского, Ахтубинского, Приволжского, Красноярского, Наримановского, Лиманского, Икрянинского районов и самой Астрахани. При этом с октября 2021 года все контракты в столице региона выигрывает только «Экоприют», другие участники на конкурс даже не заявляются. 

Скриншот страницы договора с портала госзакупок

Монополия сложилась из-за того, что другие предприниматели, готовые заниматься бездомными собаками, не могут работать по такой низкой цене, говорит зоозащитница Мария Ткачева.

В контрактах астраханских властей с «Экоприютом» прописаны отлов, содержание, лечение, стерилизация и выпуск животных. Стоимость работы с одной собакой — чуть менее 14 тысяч рублей. Также в договорах прописаны эвтаназия собак «в случае прекращения страдания нежизнеспособного животного» и утилизация их трупов. Стоит эта услуга ноль рублей. 

«Животные испражняются друг на друга»

Госконтракты с «Экоприютом» заключаются несмотря на то, что контролирующие органы регулярно находят нарушения в работе организации. С апреля 2022 года, согласно реестру проверок Генпрокуратуры, компании вынесли восемь предостережений. Они касались перенаселенности приюта, поступления туда животных без документов и отказа от публикации данных животных в интернете.

Но есть и другие очевидные нарушения в содержании животных, говорит волонтер Венера Исаева: «Там двухъярусные клетки на прутьях. Во-первых, собачьим лапкам неудобно. Во-вторых, животные испражняются друг на друга». 

Собака из астраханского «Экоприюта». На ее содержание фирма получает 14 тысяч рублей из бюджета
Фото: из телеграм-канала O.V.SHEIN

Ее слова подтверждаются представлением природоохранной прокуратуры, вынесенным «Экоприюту» в октябре. В документе, который опубликовал депутат Шеин, сказано, что в приюте не проводилась дезинфекция, животные находятся в стесненных условиях, а в послеоперационном отделении содержат собак на карантине.

«Они [животные] там сидят на голом полу мокром и просто вмерзают в это бетонное покрытие», — описывает послеоперационное отделение «Экоприюта» Мария Ткачева. 

Зоозащитница Евгения Зариньш побывала в приюте в конце ноября и опубликовала фотографии. На них видно, что животные стоят прямо на фекалиях. Также Зариньш написала, что волонтеры обнаружили в вольере мертвую собаку. Зайти в «Экоприют» удалось только с помощью полиции, отмечает зоозащитница. После визита полиции ничего не изменилось, попасть в приют волонтерам по-прежнему невозможно.

Поначалу «Экоприют» обещал быть открытым для зоозащитников и волонтеров, но потом стал избегать встреч с ними, вспоминает волонтер Венера Исаева: «Мы приходим, написано на двери “Приемный день — среда”. Приходим в среду, а там уже “Приемный день — пятница”».

Астраханский «Экоприют»
Фото: из личного архива зоозащитницы Евгении Зариньш

Согласно федеральному закону и постановлению Службы ветеринарии Астраханской области, информация обо всех поступивших в приют животных должна публиковаться в интернете. При этом фактически в регионе никакой открытой информации о подопечных приютов не существует — все зависит от самой организации, говорит Исаева.

Чтобы покормить собак, в Астраханский зооцентр приходилось «прорываться», рассказывает волонтер. Там активисты видели явно голодных и замерзающих собак — им привозили корма и сено. После публикации фотографий с трупами собак доступ в приют вообще закрыли — под предлогом эпидемии бешенства. Территорию оцепила полиция. 

«Мы сделаем все возможное, чтобы сократить количество особей»

Гендиректор учреждения Валерий Кущенко заявил журналистам,

Читайте также Есть только один способ сделать эту сферу гуманнее  

что зоозащитники выкрали двух «потенциально бешеных собак», а также контактировали с трупом животного, умершего от вируса.

Жена экс-депутата Андрея Невлюдова Мария подтвердила, что объект, где размещался приют, принадлежит ей, но он сдается в аренду, как и «газель», на которой, по данным зоозащитников, привезли изувеченные трупы. Невлюдова добавила, что не верит в истязания животных. 

Сам бывший депутат Андрей Невлюдов сказал, что не имеет никакого отношения к «Экоприюту». При этом в сентябре 2021 года — перед тем как компания начала получать госконтракты — на государственном ГТРК «Астрахань» вышел сюжет, где Невлюдова называют «куратором» «Экоприюта». Он обещал публиковать данные о животных в интернете, построить зону выгула и озеленить территорию. В сюжете корреспондент говорит, что животные в «Экоприюте» «сытые и ухоженные».

Собака, которую забрали из «Экоприюта» волонтеры. Спасти ее не удалось
Фото: из личного архива зоозащитницы Евгении Зариньш

«Жалоб поступает очень много. Мы сделаем все возможное, чтобы сократить количество особей, гуляющих по улицам», — утверждает куратор Астраханского зооцентра Андрей Невлюдов.

Астраханцы действительно часто жалуются на бездомных собак, и на этом спекулируют догхантеры, предлагая избавить город от собак при помощи убийств. Зимой 2022 года некоторые из них стали угрожать зоозащитникам.

Представители астраханских властей также выступали за более радикальные решения проблемы с бездомными животными. Экс-мэр Астрахани Мария Пермякова, еще будучи на посту, призывала пересмотреть концепцию «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат», определенную федеральным законом. Она ссылалась на опыт «других стран», где животные из приютов «рекламируются», а если им не удается найти новых хозяев, их усыпляют. Чиновница признавалась, что собак она «не жалует».

Редакция «Таких дел» следит за развитием событий

Exit mobile version