Чудеса лингвистики
Весной 2022 года Батраз Мисиков в своем телеграм-канале Sid[æ]mon высказал мнение по поводу публикации, в которой коммунисты со всей пролетарской ненавистью обрушились на инициаторов переименования улицы Ленина во Владикавказе. Улицу предлагалось переименовать в честь ветерана, коммуниста с 1942 года, Героя Советского Союза Каурбека Тогузова.
В комментарии Батраза было всего три абзаца. Этот ключевой: «Русские могут переименовать целый город Ленинград в честь своего царя и его небесного покровителя, но осетины не могут переименовать одну улицу в честь своего героя без ноя и желчи красных сектантов и государства, которое, выбирая между осетинскими и коммунистическими интересами, всегда выберет последние».
Тут можно найти иронию, неприязнь автора к коммунистам и его переживание за национальные интересы. Вряд ли что-то более. И вообще, из множества комментариев в сети этот — едва ли не образец адекватности и учтивости. Но эксперт, который делал лингвистический анализ текста, посчитал иначе.
Вот как он обнаружил унижение достоинства: «В представленном на исследование материале содержатся высказывания, в которых подчеркивается превосходство “русских” по отношению к “осетинам”, так как в идентичной ситуации первые могут, а другие не могут совершать действия, мыслимые как идентичные».
А вот как происходит возбуждение ненависти: «Автор предлагает адресату критически относиться к имеющей место ситуации. <…> Такая критика, сопровождающаяся рассуждениями о превосходстве “русских” перед “осетинами”, может оказать воздействие на сознание или на волю человека в плане формирования вражды к тем, кто является объектом критики (коммунисты, коммунисты Осетии, государство)».
А теперь самое главное: в основе обвинения нет ничего, кроме этого документа. То есть буквально вот эти два весьма спорных абзаца могут поломать человеку жизнь.
Опасный нюанс
По словам адвоката Агубе Галуева, Батраза Мисикова обвиняют в унижении достоинства группы лиц по признакам национальности, языка, происхождения. А также — в разжигании ненависти к группе лиц по признакам принадлежности к социальным группам. Интересно, что как социальные группы суд всерьез рассматривает коммунистов, коммунистов Осетии и… государство.
Самое суровое наказание за такое административное нарушение — 15 суток ареста, обязательные работы и штраф. Можно сказать, по нынешним временам — пустяки. Но есть нюанс.
«В соответствии с законодательством, если он второй раз в течение года будет осужден по той же статье, ему уже грозит уголовное преследование со сроком заключения до пяти лет, — объясняет адвокат. — Опасность тут в том, что подобные преступления считаются длящимися. То есть для повторной административной статьи достаточно поднять любую его публикацию за прошлые годы. И сделать это можно сразу после завершения этого суда, если Батраз будет признан виновным».
«На тех или иных площадках я пишу с 2009 года, — говорит Батраз. — Публикаций сотни, я даже все их не помню и, даже если захочу, физически не смогу их все удалить. По любой из них тот же самый эксперт может сделать исследование со схожими выводами. А это уже срок».
Получив высшее образование в Москве, Батраз вернулся в Осетию. По специальности он политолог (смеется: «Самая бесполезная в современной России профессия, лучше бы на сварщика отучился»). Некоторое время работал главным редактором муниципальной газеты, пишет тексты, известный в республике блогер.
Символично, что первое заседание по его делу проходило в Ленинском суде (как принято называть суд Ленинского района Владикавказа). В этот самый суд Батраз приходил еще школьником в качестве потерпевшего: здесь проходил процесс над Нурпашой Кулаевым — по официальной версии, единственным оставшимся в живых террористом из причастных к захвату заложников в бесланской школе. Пятнадцатилетний Батраз был одним из этих заложников.
Сам он не любит афишировать этот факт, но это важная деталь, которая ярко характеризует то, как за последние годы расширилось и трансформировалось понятие «экстремизм». Судят Батраза сейчас именно по экстремистской статье.
Осетинские бандеровцы
А началось все с того, что общественная организация «Ныфс» предложила переименовать улицу Ленина во Владикавказе в честь Героя Советского Союза Каурбека Тогузова и направила соответствующие письма главе администрации города и главе республики.
Тут надо сказать, что переименования улиц, названных в свое время в честь коммунистических деятелей, уже случались в столице Северной Осетии. В 2017 году общественная организация «Русь» обратилась в мэрию города с просьбой вернуть улице имени Войкова ее историческое название — Рождественская. По сравнению с теми страстями, которые в свое время кипели в Москве вокруг инициативы по смене названия станции метро «Войковская», здесь все прошло спокойно и безболезненно. Рьяных защитников топонима, связанного с убийцей царской семьи, не нашлось. Просьбу удовлетворили.
Да и сам Владикавказ в 1990 году без проблем и даже с воодушевлением отказался от коммунистического наследия в виде своего советского названия (долгое время город назывался Орджоникидзе — в честь грузинского революционера).
В этот раз все вышло иначе. Возможно, решающую роль сыграла сама фигура Ленина, которую коммунисты считают неприкосновенной. Но Батраз уверен, что главным стал политический фактор: дело было за несколько месяцев до выборов в республиканский парламент.
«Думаю, многие понимают, что итоговое распределение депутатских мест сегодня зависит не от предпочтений электората, а от предварительных договоренностей, — говорит Батраз. — А тут эта история с переименованием, которая потенциально может повлиять на сложившийся баланс. КПРФ нельзя было проявлять слабость, иначе это бы серьезно ухудшило их переговорные позиции в отношениях с другими политическими силами».
Иными словами, коммунисты вынуждены были среагировать жестко, чтобы не потерять лицо. И они это сделали. В авангарде выступило местное отделение КПРФ, а затем подключилась «тяжелая артиллерия»: депутаты Госдумы и даже заместитель председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков. Последовало несколько заявлений, которые, в общем-то, мало чем отличались друг от друга. Инициаторы переименования обвинялись в «циничной провокации», «потере совести и моральных принципов» и даже в «подрыве международных позиций России в столь сложное время». Но главный акцент делался на их, несомненно, «бандеровской» сущности: дескать, на Украине все тоже начиналось с переименования улиц.
И тут появился эмоциональный пост Батраза, в котором он прокомментировал публикацию республиканского отделения КПРФ. Вскоре его вызвали в полицию, намекнув, что неплохо было бы взять с собой адвоката.
«Исходя из гражданской позиции»
«Почему улице хотели дать имя Каурбека Тогузова? Все просто, — рассказывает Валерий Газзаев, руководитель общественной организации “Ныфс”. — Потому что он всю жизнь прожил на ней, с этой улицы ушел на фронт, на нее вернулся. Идея родилась спонтанно. Посидели, обсудили, решили, что в этом нет ничего плохого. Ленин нам кто? А это наш земляк, герой».
Вале объясняет, что Каурбек был действительно легендарной для республики личностью — последний из осетин Герой Советского Союза, доживший до наших дней. Он умер относительно недавно — в 2009 году, а до этого постоянно возглавлял парады на 9 Мая.
По словам Газзаева, реакции, которая последовала, никто не ожидал. На телефон начали звонить возмущенные незнакомые люди, у подъезда его встречали разъяренные делегации пожилых активистов. В прокоммунистических чатах стали активно писать о том, что компетентным органам стоит обратить на это внимание. «Город у нас небольшой, да и республика маленькая, поэтому все друг друга знают, информацию не утаишь. Нам по-дружески рассказали, как развивалась ситуация, как вопрос дошел до Зюганова, а он уже подключил свое влияние».
Батраз тоже предполагает, что без вмешательства Москвы не обошлось. Рассказывает, что в частных разговорах его знакомые из различных силовых ведомств признавали: состава преступления нет и дело нужно срочно закрывать. При этом такой вариант развития событий они считали маловероятным. «Какие у меня перспективы? — спрашиваю я у них. — Они пожимают плечами и показывают пальцем наверх, к солнцу».
По официальной версии, которая была указана в материалах дела, сотрудник ФСБ в рамках планового мониторинга в сети увидел пост Батраза и направил его на исследование частному лингвисту. Не лингвисту ФСБ, не в экспертно-криминалистический центр МВД, что было бы логично, а в некую коммерческую организацию — ООО «Луч». Причем, как выяснилось уже на суде, выступающие в качестве экспертов (лингвиста и психолога) супруги Кунавины выполняли свою работу бесплатно, «исходя из своей гражданской позиции» по просьбе «делового контакта» — сотрудника ФСБ.
Чтобы оценить их работу и получить альтернативное экспертное мнение, Агубе заказал еще одно исследование. Его сделала Елена Новожилова, филолог, юрист, аккредитованный эксперт Роскомнадзора.
В посте Батраза она не нашла ни одного подтверждения тем выводам, которые сделали Кунавины. Указала на то, что коммунисты не являются социальной, конфессиональной или национальной группой, и уж тем более ею не является государство. И главное — дала исчерпывающую оценку первому экспертному заключению: «Из совокупности допущенных ошибок и нарушений — имеющих системный характер, — следует, что специалисты ООО “Луч” не знакомы с основными принципами судебной экспертизы и требованиями судебно-экспертного закона и не применяют их в своей работе».
«В итоге судья занял такую позицию: у нас есть два исследования, противоречащие друг другу, — рассказывает Батраз. — Мы здесь не лингвисты, чтобы решать, какое из них верное. И назначил третье исследование, уже в МВД. Там, где, по идее, и должны были делать его изначально».
Накануне, 20 января на очередном заседании суда выяснилось, что исследование так и не было проведено. Эксперты-лингвисты МВД, в свою очередь, отказались брать на себя какую-либо ответственность, объяснив, что поставленные перед ними вопросы не в их компетенции, отвечать на них — дело юристов. Прокурор попросил провести новую экспертизу в Ростове-на-Дону. Что скажет на это суд, станет ясно 8 февраля, когда пройдет следующее его заседание.
Вспышки в темноте
Суд по этому странному делу мог бы закончиться уже давно. Батраз признается, что к нему подходили «добрые люди» и советовали признать вину. Мол, заплатишь штраф — и будешь жить спокойно. Более того, суда, как и дела, могло бы вовсе не быть. Достаточно было просто не признавать авторство канала — доказать это следствию очень тяжело, и таким путем часто идут блогеры, чтобы избежать ответственности. Но Батраз отказался от таких стратегий.
«Я знаю, что ничего противозаконного не написал. Это именно то, что я думаю. И я готов за это отвечать».
Северную Осетию, наряду с Дагестаном, принято считать одним из самых продвинутых регионов в плане свободы слова не только в пределах Северного Кавказа, но и в масштабах России. И важную роль в ее информационном пространстве играют люди, которые, отучившись в Москве или Питере, вернулись, чтобы реализовать себя в республике. Как правило, у каждого из них есть серьезная по местным меркам аудитория в интернете. Их мнения по самым разным вопросам слышат. К ним прислушиваются.
«Может, поэтому к нам, “возвращенцам”, которые занимаются общественной деятельностью, такое нездоровое внимание со стороны различных структур», — предполагает Батраз.
Впрочем, до последнего времени это не сильно ощущалось. Не было даже дел о дискредитации армии. Но осенью такие дела начали появляться. В частности, на журналиста Руслана Тотрова заведено уже три административных дела, и, если суд признает его вину в каждом из случаев, ему грозит уголовное преследование. Руслан сейчас находится за пределами России, что несколько облегчает его положение. Батраз пока никуда уезжать не собирается.
«Люди, которым я рассказываю свою историю, часто не понимают ее суть. Им кажется, что это какой-то частный незначительный спор, который в любом случае без особых проблем разрешится. Я вижу в этом прецедент. Это схема, с помощью которой без лишних усилий можно затыкать рот или просто сажать любого, кто еще готов публично высказываться. Хотелось бы верить, что мой и Руслана кейсы сработают как вспышки в темноте, повлияют на общественный климат в республике — и люди начнут хотя бы задумываться над тем, что происходит вокруг».