Отец ушел из семьи, когда Павлу исполнился год. Мальчик жил с мамой, а в выходные и на каникулах гостил у бабушки с дедушкой. В семье Докучаевых царил матриархат.
«Папу я почти не помню. Никаких патриархальных установок вроде той, что мужчина должен быть “суперсильным”, мне в семье не давали. У нас было только общее правило, что все должны много работать. Может, у меня такое неприятие к мачизму из-за того, что меня воспитывали женщины», — рассказывает Докучаев.
Сейчас Павлу 32 года. Он работает в машиностроении, на заводе «ОДК-Кузнецов» в Самаре ведущим специалистом в отделе планирования закупок. В 2019 году Докучаев окончил школу проектной фотографии при галерее современного искусства «Виктория», а в январе 2020-го опубликовал свой первый фотопроект, которым постарался развенчать культ успешного человека.
«Постоянные упоминания успеха и навязывание искаженного его понимания, в том числе неадекватной визуальной версии, побудили меня заняться этой темой. Изучив десятки тематических сайтов, я отобрал десять советов, следуя которым якобы можно стать успешным», — отмечает Павел.
«Развивайте коммуникабельность», «занимайтесь спортом», «рискуйте», «окружите себя единомышленниками», «создайте алтарь успеха» и другие советы Докучаев сопровождал своими карикатурными фотографиями. На одной из них мужчина сидит в придорожном кафе в деловом костюме с чебуреком в руках.
«“Успешный успех” — это одно из требований к мужчинам, навязанный стереотип. Одно время я активно пользовался тиндером. Там есть разные анкеты, в которых указано, мол, рассматривается кандидат такой-то, рост — 185 сантиметров, подтянутый, с горой мышц, — говорит Докучаев. — Но ведь каждый вправе быть таким, каким он хочет. Почему мужчина должен соответствовать идеальному образу?»
Мачизм, по мнению Павла, — это стереотипы о мужчинах, «которые крутятся в разных информационных пространствах». Павел подписался в телеграме на каналы, где публикуют ироничные скриншоты тиндер-анкет, и решил сам сфотографироваться в образе «мачо».
«Когда я учился в мастерской проектной фотографии, сделал пару фотографий с длинными “пальцами” и “бицепсами”, и эти снимки у меня лежали несколько лет. Прошлым летом я попал на мастер-класс фоторедактора Андрея Поликанова в Самаре. Он дал задание участникам отснять серию за пять дней. У кого-то уже были наброски, у кого-то — только идеи. Мы с Андреем обсудили, как раскрутить мою идею, взяли тему “Мачизм”, так и появился фотопроект», — вспоминает Докучаев.
Серию снимков Павел сделал, чтобы «посмеяться и понять, что все мы не идеальны, у каждого свои особенности». И вовсе не обязательно быть супермачо, чтобы нравиться окружающим. А в приложениях для знакомств люди часто заостряют внимание именно на физических параметрах, и другие могут комплексовать из-за того, что у них, например, маленький член, низкий рост или «пивной живот вместо кубиков», считает Докучаев.
«Сам я точно не выгляжу как мачо. Не занимаюсь спортом. И не думаю, что накачивание мышц сделало бы меня привлекательным», — отмечает он.
Проявления мачизма для Павла — это и излишняя серьезность, обязательное присутствие темных тонов в одежде, пренебрежительная манера общения и наигранная грубость, но с целью не оскорбить, а имитировать мужественность.
«Мачо ходят в деловых костюмах, меня же вообще не заставишь его надеть. Например, в пятницу приходишь в бар, а там люди в белых рубашках. Мне почему-то кажется, что это чересчур. Мачизм — это еще и постоянные разговоры о тачках, и обсуждение внешности девушек», — делится Павел.
Некоторые мужчины чувствуют себя некомфортно в рамках патриархата, добавляет Докучаев: «Мне кажется, каждый может чувствовать себя хорошо в своем теле и не соответствовать нормам, стандартам и ожиданиям других».