Светлана, возможно, никогда бы не узнала о благотворительности, если бы не звонок ее коллеги-адвоката. Она, конечно, иногда помогала нуждающимся семьям, собирала для них вещи, отправляла деньги детям, которым срочно требовалась операция. Но тут было совсем иное. Выпускники детских домов остро нуждались в ее профессиональном опыте.
* * *
Света родилась в Сибири и прожила там до 11 лет — в 1991 году ее семья переехала в Краснодарский край. Там девочка и окончила школу, но где учиться дальше, не понимала. Случайно увидела объявление о наборе в юридический техникум в соседней Ростовской области. Для поступления нужно было пройти экзамены по истории и русскому языку. Света ничего не знала об этой профессии, но ей понравилось, что среди вступительных испытаний не было ненавистной математики. Девушка сдала все на отлично, и ее приняли. Учеба Свете давалась легко, предметы были понятными. Выпустилась она с красным дипломом и хотела заниматься уголовным правом, но скоро узнала, что беременна. Мечту о юридической практике пришлось отложить.
Когда ребенок подрос, Света через центр занятости устроилась юристом в местную компанию, потом ее повысили до заведующей юридическим отделом. Следующие 20 лет жизни Светланы вместили в себя возвращение в Сибирь, учебу в Иркутской академии правосудия и работу начальником юротдела в коммерческой структуре.
«Везде пробовалась. Я не могу сидеть на одном месте много лет, мне надо двигаться, развиваться», — говорит Малышенко.
Когда Света набрала большой опыт работы в юриспруденции, сдала экзамен на адвоката, чтобы «работать на себя», и в 2020 году вошла в красноярскую краевую коллегию, стала заниматься гражданскими и уголовными делами, как и мечтала.
Потом был тот самый судьбоносный звонок коллеги. А весной 2022 года Светлана случайно попала на день рождения фонда «Счастливые дети». И так прониклась его работой, что сразу согласилась решать юридические вопросы подопечных.
Фонд «Счастливые дети» помогает младенцам-сиротам с рождения, когда те попадают в больницы совсем одни, устраивает уже подросших подопечных в семьи, сопровождает опекунов, проводит школу приемных родителей, работает с детскими домами и поддерживает выпускников интернатов юридически.
Главная потребность детей с сиротским опытом — присутствие в их жизни близкого значимого взрослого, поэтому суть всех проектов и программ фонда сводится к поиску людей, готовых поддержать воспитанников детдомов. Одним из таких значимых взрослых и стала Светлана Малышенко. Ее взяли в программу постинтернатного сопровождения подопечных «Со-действие», где сиротам помогают устроиться на работу, получить жилье и социальные выплаты.
«Мыкаются по углам»
Вера росла в детском доме Красноярского края. Ее маму и папу лишили родительских прав. Уже после выпуска из учреждения, в сентябре 2021 года, девушка узнала о смерти матери. Поддержки Вере ждать было неоткуда, и она обратилась к социальному педагогу из детдома. Та предложила помощь с оформлением пенсии по потере кормильца, но за вознаграждение. Получила от Веры нужную сумму, несколько месяцев водила ее за нос, делая вид, что занимается ее вопросом, а потом уволилась из детдома и пропала. Вера поняла, что ее обманули, и сама обратилась в Пенсионный фонд за выплатами. Но в деньгах девушке отказали из-за того, что она якобы «не состояла на иждивении у матери».
Вера осталась без средств к существованию, совсем одна, и совершенно не знала, куда ей податься, пока случайно не вышла в соцсетях на фонд «Счастливые дети».
«Вера стала первой моей подопечной в фонде. Она плакала, спрашивала меня, почему государство так с ней поступает. Я перечитывала закон, много раз звонила на горячую линию Пенсионного фонда, несколько раз мы с Верой подавали заявления на выплату, но нам отказывали. Потом отправили жалобу в краевую прокуратуру, которая признала отказ незаконным. Пенсионный фонд начал выплаты, но только с середины 2022 года. Пришлось составлять новый иск в суд, чтобы девушке довыдали пенсию с момента смерти ее мамы, — рассказывает Малышенко. — Мы с Верой прошли большой путь, и суд наконец-то встал на ее сторону, деньги она получила. Это, конечно, прорыв. Но то, что с ней случилось, — абсолютная несправедливость».
Другой подопечный «Счастливых детей», Саша, отслужил в армии, а после подал заявление в ведомственные структуры Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с прохождением военной службы по призыву и увольнению с нее в запас. Но получил отказ, потому что такое пособие выдается только до 23 лет, и Саша не проходил по возрасту. При этом сами работники понимали, что нужно идти в суд, и предложили парню обратиться за помощью к юристам. Саша написал в фонд, и там не отказали. Светлана Малышенко подготовила административный иск, и суд встал на сторону Александра.
«Саша пошел в школу в восемь лет, окончил университет, потом случилась армия, и он физически не мог попасть под эту выплату. Но мы вместе с ним досконально изучили закон, правильно составили документы и выиграли суд. Деньги парень получил», — говорит Светлана.
Выпускники детдомов приходят к Светлане с разными вопросами: как вступить в наследство или оформить пособие, но главный — как на выходе во взрослую жизнь получить от государства положенное жилье. Его гарантируют тем сиротам, у которых в принципе нет угла, и выпускникам, у которых квартира есть, но вернуться туда из учреждения они не могут: к примеру, если живущие там родственники пьют и ведут опасный для ребенка образ жизни.
Только вот с обеспечением жильем сирот в России большие трудности. Они могут стоять в очереди за квартирой по 10—15 лет, поэтому большинство из них добивается недвижимости через суд. Но даже постановление суда не гарантирует быстрого получения жилья.
Летом 2022 года в фонд обратились два выпускника интерната, Леша и Вова. Их внесли в списки на получение жилья еще в 2018-м, порядковые номера молодых людей были 4596 и 4698. Ситуацию снова спасла Светлана. Вместе с парнями она составила иски, и суд удовлетворил их. Совсем скоро молодые люди получат исполнительные листы, передадут их судебным приставам — и очередь на квартиру начнет продвигаться быстрее.
«К сожалению, в России не строится столько жилья для сирот, чтобы удовлетворить потребности всех. Очередь очень большая, — сетует Светлана. — Кто-то живет в общежитии, кто-то — у братьев и сестер, кто-то — у опекунов, кто-то арендует, другие мыкаются по углам».
Многим сиротам после выпуска из детдома негде даже зарегистрироваться — и это отдельная проблема, говорит Малышенко. А без постоянной регистрации они теряют льготы: например, не могут встать на учет в центр занятости и получать приличное пособие по безработице.
Даже когда сироте достается жилье от родственников, могут возникнуть проблемы. Пока ребенок в интернате или под опекой, за его квартиру никто не платит. А не оплачиваемые годами долги за ЖКХ, как правило, превышают стоимость самого жилья, поэтому сразу за порогом детдома воспитанника вместо крыши над головой ждут повестки, суды, арест имущества и плохая кредитная история.
«Ребята узнают о долгах, когда им приходят оповещения от госуслуг и судебных приставов. А они не понимают, что на выходе из детдома им еще и за коммунальные услуги нужно платить. Молодые люди после выпуска вообще не знают элементарных вещей, а государство только расставляет им препятствия», — вздыхает Малышенко.
«В душе сидит боль»
Выпускники детдомов особенно нуждаются в долговременном социальном сопровождении, ведь у них слабо развиты навыки общения, считают в фонде «Счастливые дети».
Помимо основной помощи, фонд проводит в телеграм-канале юридические марафоны. В прямом эфире Светлана отвечает на вопросы выпускников детдомов.
Малышенко на связи с подопечными практически круглые сутки. Она курирует каждый их шаг в непростых бытовых вопросах. Светлана репетирует с ними речь в суде, рассказывает, как отправить составленный ею иск, по каким реквизитам платить госпошлину. В особых случаях ходит на заседания по доверенности. Ей сыплются миллионы вопросов от выпускников детдомов: а где почта находится? какой конверт брать? до какого перекрестка нужно идти?
«Они и в 11 вечера могут позвонить. Такая у меня вечерне-ночная работа. Понимаю, что у молодежи немного другое восприятие мира. Часто успокаиваю детей, становлюсь им немного психологом, — улыбается Малышенко. — Недавно один мальчик в ночи позвонил и спрашивает: “Я сегодня иск подал, а когда мне уже квартиру дадут?”»
Светлана эмоционально вовлекается в истории подопечных, каждую пропускает через себя, за некоторых «переживает до слез».
«У детей из детдомов в душе сидит боль. Я не могу просто отмахнуться от них. Быть юристом, который помогает сиротам, — сложно и энергозатратно. Конечно, можно просто составить иск, отправить его почтой — и делайте что хотите с ним, ваша проблема. Но я все по сто раз объясняю, вожу их за ручку», — подчеркивает Светлана.
Все дела подопечных фонда, которые ведет Малышенко, заканчиваются победой. Но за них, как правило, не хотят браться другие юристы, потому что такие иски неперспективны: слишком долгие и без выхлопа.
Малышенко считает, что в интернатах, техникумах и вузах нужно просвещать детей в бытовых и юридических вопросах. С этой задачей в Красноярском крае справляются «Счастливые дети». Пожалуйста, помогите фонду и вы, чтобы молодые люди из сиротской системы не оставались беспомощными во взрослой жизни. Спасибо большое!
Материал выпущен при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».