Англия, 1634 год. По приказу короля Карла I строится британский парусный линкор Sovereign of the Seas. Так появляется самый большой и боеспособный корабль того времени — 70 метров в длину, 50 метров в высоту, а еще три батарейные палубы и 126 пушек. Какая мощь!
Король решает окупить строительство за счет населения — буквально ведет страну к кризису. В итоге за немыслимые деньги — 65 586 фунтов стерлингов — Карл I получает великолепный линкор, гражданскую войну и собственную казнь на эшафоте.
Доминикана, 2012 год. Дизайнер интерьеров Виктор Скалетто, будучи в отпуске, видит в море самый обычный парусник и неожиданно понимает — хочу корабль! Но не купить, а построить сам.
В детстве Виктор никогда не мечтал стать пиратом или капитаном и от морской романтики, книгами о которой зачитывались его ровесники, был далек. И вдруг резко ударило в голову.
Работа то в дизайне, то в бизнесе хоть и приносила неплохой доход, но никогда особо его не удовлетворяла, хотелось чего-то большего, томило отсутствие мечты. И в Доминикане наконец-то мечта обрела очертания и формы. Корабль!
Два года Виктор вынашивал идею, читал специальную литературу, изучал корабельное дело — тут без теории не обойтись. В итоге, перерыв тонны архивов и книг, нашел для себя идеальную технику строительства: простую и недорогую, из стеклобетона. Осталось выбрать корабль и сделать чертежи.
Помня о первом впечатлении от парусника в Доминикане, Скалетто решил остановиться на нем: такой изысканный! А чтобы добавить масштаба, взял за основу самый большой парусный линкор того времени — британский. И вот в 2014 году запустил строительство полноразмерной копии Sovereign of the Seas — «Повелителя морей».
Выбирая место строительства, Виктор думал о Перу, о Чили, о Гаити, но в итоге остановился на Крыме, а точнее — на бухте Бугаз недалеко от Судака, так проще, ближе и язык родной, думал он. Предварительно договорился с тогдашним мэром Судака. Мэр дал добро, правда устное, без документов, что, как намного позже понял Виктор, было его фатальной ошибкой.
В строительство мечты Виктор вложил все свои сбережения, плюс продал квартиру в Москве, потом машину.
И переехал в Крым.
Первый год строительства вышел неудачным. Чертежи Виктор подготовил заранее, но оказалось, что для их создания дизайнерского опыта маловато, поэтому пришлось просить помощи у архитекторов и инженеров. Благодаря им Скалетто был уверен в своих наработках.
Не рассчитал Виктор и другой момент — «эксцесс исполнителя». Отдал большую часть денег рабочим, но оказалось, что строили они тяп-ляп: в 2015 году бухту Бугаз накрыло волной — и корабль смыло. Виной тому — нарушение технологии строительства.
«Хочешь сделать хорошо — сделай сам», — окончательно понял Скалетто и начал строить линкор своими руками. В течение восьми лет, с 2016-го по 2023-й, Виктор строил «Повелителя морей» в одиночку. Приглашал рабочих только для сложных (и нелюбимых им) сварочных и бетонных работ, но держал все под неусыпным личным контролем.
Каркас корабля — самая интересная часть работы. Скалетто плел его из стеклопластиковой арматуры, укрепляя основание металлом и бетоном. Чтобы воссоздать антураж и старину, Виктор покупал исключительно подержанное дерево, а декор делал не золотым, а зеленым, будто покрытым патиной времени, чтобы создать ощущение корабля, всплывшего из пучины морской. И получалось у него это замечательно.
Дело так увлекало Виктора, что порой, для экономии времени, «капитану», как его называли местные жители, приходилось ночевать в наспех сколоченной хижине прямо на недостроенном корабле. Зато в перерывах между работами получалось принимать туристов, которые охотно устраивали на борту фотосессии в «пиратском» антураже. Виктор и его корабль приобрели известность далеко за пределами Судака, всем было интересно посмотреть на упрямого чудака, посвятившего жизнь мечте.
Британский линкор прослужил английскому флоту 35 лет, затем обветшал и больше 20 лет стоял на приколе в резерве, пока в 1696 году не погиб от случайного пожара.
Его копию Виктор успел отстроить на 30 процентов — внушительная часть для самого большого парусного корабля того времени.
Прямо сейчас корабль погибает под ломами муниципальных рабочих.
Власти решили, что арт-объект — а именно так определяет его сам Виктор — это «капитальное строение», то есть «объект с четким фундаментом и связью с землей», и он «неузаконен», поэтому его срочно нужно снести. В ответ на это Виктор провел независимую судебную экспертизу и доказал, что «Повелитель морей» — «не капитальное строение с полым основанием», а декорация, да и вообще корабль, который будет жить в море.
Но суд все равно встал на сторону властей. В итоге 14 февраля 2023 года глава Республики Крым Сергей Аксенов подписал распоряжение, согласно которому копию линкора «Повелитель морей» должны снести до 30 июня 2023 года за щедрые четыре с половиной миллиона рублей.
Сейчас в бухте Бугаз идет интенсивная работа: с девяти утра до пяти вечера рабочие бьют корабль кувалдами и ломами, не жалея сил. Работают строго по расписанию, с перерывом на обед. Обломки сваливают в КамАЗы.
Часть останков «Повелителя морей» Виктору все же удалось сохранить.
Романтик и упрямец Виктор Скалетто не сдается. В планах — найти новое место строительства и власти, которые бы как минимум понимали туристическую привлекательность такого невероятного проекта. Виктор перевезет туда спасенные обломки и станет снова строить свою мечту.